Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способность и деятельность.




В принципе, в психологии существует два основных подхода к пониманию способностей, их происхождения и места в системе деятельности, психики и личности. Можно говорить, что за последние годы в отечественной психологии оформляется некий третий подход к этой сложной проблеме, которая тесно связана с пониманием самой природы психики.

Начнем с общеизвестной позиции Б.М.Теплова, работа которого по психологии музыкальных способностей выполнена в 40-х годах прошлого века, но ничуть не потеряла своей научной значимости, в том числе, в плане необходимого и возможного развития.

Способности – это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

В этой трактовке способностей есть четыре основных момента, четко выделенные и аргументированные Б.М.Тепловым.

Во-первых, он относит способности к индивидуальным особенностям, хотя в психологии существует и другое их понимание - способности, как принадлежащие всему человечеству. Мы говорим, например, что суть психического развития человека - это усвоение общественно выработанных общечеловеческих способностей (смотри раздел «Возрастная психология»).

Во-вторых, связь способности с эффективностью деятельности является, согласно данной концепции, не линейной, не однозначной. Способности, конечно, связаны с деятельностью, «имеют отношение» к качеству ее результата, но не предопределяют его автоматически.

Можно, например, успешно выполнять что-то, не имея соответствующих способностей, то есть, за счет усердия, воли, долготерпения и тому подобное. И наоборот, неудачное исполнение деятельности вовсе не обязательно говорит об отсутствии у человека соответствующих способностей.

Способность обозначена здесь как некая потенция, как одно из условий эффективности деятельности. Другими словами, допускается сама возможность компенсации способностей.

В-третьих, способность не сводится к простой сумме наличных у человека знаний, навыков и умений. Смысловая дихотомия: уметь – не иметь, в принципе, отображает нечто иное, чем противопоставление: быть или не быть на это способным. Но здесь имеются и вполне определенные связи. Ведь человек может, например, сказать, что способен прочитать данную книгу, потому что знает, как это делать, и умеет делать, готов, в состоянии делать.

Пояснения предыдущих пунктов построены, так сказать, от противного. Они подчеркивают то, чем способности не являются, к чему не сводятся.

В четвертом смысловом пункте определения Б.М.Теплова дается позитивная, собственно отличительная особенность способностей: они обеспечивают быстроту и легкость достижения заданной эффективности деятельности.

Из всего этого вытекает принципиально важное положение: само понятие способности является динамическим, то есть, существующим только в изменении, в развитии, только в соответствующей целенаправленной деятельности.

Для иллюстрации этого положения можно провести некоторую аналогию с понятием силы в школьном курсе физики. Сила – понятие динамическое, векторное, и без этого оно теряет свое содержание, свое значение.

Так, и категория способности перестает психологически существовать, если отделяется от своего «вектора» деятельности. Не бывает способности вообще, вне более или менее конкретной деятельности. Человек не вправе, например, говорить о том, что у него пропали способности к рисованию, если он этим рисованием никогда серьезно не занимался.

Однако развитие способности должно иметь какое-то «начало», точку отсчета. Вектору нужно из чего-то исходить.

Задаток – это предпосылка способности. Это анатомо-физиологическая особенность, лежащая в основе развития способностей. Но способность есть функция не задатка, а развития.

Задатки врождены и неизменны, статичны, в отличие от динамичных способностей. Задаток сам по себе слеп, неопределенен, ни на что не направлен, многозначен. Он получает свою определенность, только будучи включенным в структуру деятельности, в структуру способности.

Если продолжить начатую ранее аналогию, то статичный задаток подобен точке (в школьном курсе геометрии). От этой точки можно повести вектора в самых разных направлениях, которыми в данной иллюстрации являются деятельности и способности. Не развиваемые задатки просто не видны, им не в чем проявиться.

Возможно, из какого-то задатка разовьются, например, математические способности, а возможно – какие-то другие. Дело в том, что вопреки расхожим и, порой, сильно упрощенным бытовым представлениям, в человеческом мозге не существует однозначной и механически четкой локализации высших психических функций, а тем более – способностей. Из одного и того же физиологического «материала» могут развиться разнонаправленные способности. Все определено направленностью деятельности, направленностью личности.

Конечно, существует, вероятно, некоторый «сектор» возможных направлений развития того или иного задатка. Здесь, в извечной проблеме соотношения врожденных и приобретенных личностных особенностей, заложено множество вопросов для современной психофизиологии и психогенетики.

Есть виды деятельностей (соответственно, способностей), которые требуют относительно большего обеспечения задатками. Например, для выдающегося оперного певца необходимо наличие соответствующего голосового аппарата. Но и он обязательно развивается, голос «ставится», и стоящая за этим трудоемкая, непрерывная работа не вызывает сомнений ни одного певца..

 

Глава 12. ПСИХОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ И ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ.

 

Как показано ранее, психологическая структура личности (а именно она составляет предмет общей психологии) включает в себя целую систему подструктур или параметров (смотри параграф 4.3). Кроме описанных в предшествующих главах направленности, самосознания, способностей, темперамента и характера, в психический облик личности входит подструктура особенностей психических процессов и состояний. Это особенности (в том числе, личностные) различных форм психического отражения.

С данной главы мы переходим к последовательному описанию этой психологической подструктуры личности, подчеркнув два обобщенных и важных обстоятельства.

Во-первых, это вынужденная условность, относительность принятых и ставших классическими градаций психики и личности на отдельные процессы, состояния и свойства. Психологические и личностные реалии являются, по определению, целостными.

Во-вторых, при описании каждого психического процесса или состояния всегда стоит задача разделения и соотнесения частного и общего, индивидуального и общечеловеческого (смотри параграф 4.3). Всякое отдельное свойство восприятия, например, может быть таким, как у всех людей, а может выступать существенной индивидуальной, личностной особенностью

 

12.1. Ощущения в структуре психики и личности.

 

Феномен ощущений, само пространство человеческой чувствительности (сенсорики) является чрезвычайно богатым и тщательно изученным. Этому, как отмечалось в параграфе 1.2, посвящен специальный и некогда мощный раздел психологии – психофизика. В этой области психологии традиционно широко используется эксперимент – психологический и психофизиологический.

Ощущение – это отражение отдельных, простых признаков (или качеств) предметов объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувствительности.

Поясним и проиллюстрируем это определение.

В образе ощущения отражается некое единичное, обязательно элементарное (не составное, не комплексное) явление: звук, свет, цвет, боль и так далее. Ощущается нечто красное, например, светлое, но не сам предмет с этими характеристиками. Скажем, человек ощущает боль в печени, но не саму печень. Поэтому, положим, бытовое выражение «ощущение радости» является понятийно не корректным, ибо речь идет в таком случае об эмоции, переживание, но не об ощущении как таковом.

Следует сказать, что в ощущении есть некоторая незавершенность, искусственность, потому что в реальной жизни не бывает чистой работы одних только ощущений. На них всегда в той или степени «наложены» другие психические процессы, в чем мы в последующем убедимся.

И еще одно примечание. Как сказано в определении, ощущение существует именно в момент соответствующего внешнего воздействия. Иначе психологически его не отличить, к примеру, от образа памяти, воображения, галлюцинации или псевдогаллюцинации.

Существует множество теорий ощущений, которые интересны и значимы своей отнесенностью не столько к самим ощущениям, сколько к пониманию всей психики.

Например, рецепторная теория утверждает, что для возникновения ощущения достаточно наличия внешнего воздействия на соответствующий рецептор. Последним называется особый прибор, орган, расположенный на периферии тела (в глазу, ухе, на языке, в коже), в котором физическое воздействие среды преобразуется в нервный импульс. В рецепторе такое воздействие автоматически отражается, «отпечатывается» в соответствии с анатомической и физиологической спецификой данного рецептора.

Однако рефлекторная теория убедительно доказывает, что для возникновения ощущения необходимо еще наличие «встречного движения», особых, отражающих движений в самом рецепторе. Такие специальные движения существуют в каждом рецепторе и реализуются на физиологическом уровне. Это, так называемые, «перцептивные действия», целая их система, подтверждающая активный характер психики даже в ее простейших формах (смотри параграфы 1.1 и 3.1).

О многообразии человеческих ощущений свидетельствует большое количество их классификаций по самым различным основаниям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...