V. Отказ от игры на время лечения.
Этапы психотерапии при игровой зависимости [1]. I Диагностический. Цель - диагностика стадии игровой зависимости и степени выраженности психологической зависимости. Задачи: 1) диагностика личности (личностных особенностей); 2) диагностика состояния; ) диагностика семейной ситуации, семейных отношений; ) диагностика профессионального статуса; ) выявление коморбидности (полизависимости); ) выявление индивидуальных особенностей протекания фаз игрового цикла; ) определение «психотерапевтического комплайенса» (т.е. возможностей продуктивного психотерапевтического взаимодействия с пациентом). II Этап формирования и реализации индивидуального плана лечения (с учетом результатов I этапа); его обсуждение с пациентом. Цель - создание установки на лечение, прежде всего на изменение образа жизни. Задачи: формирование новой субъективной модели проблемной ситуации (невозможность уже вернуться на стадию «социального» игрока), построение системы замены прежнего игрового наркотика на другие удовольствия; определение необходимости (полу) стационарного лечения, возможного назначения медикаментозной терапии; другие дополнительные методы (в том числе семейная психотерапия). При полизависимости необходимо первоначальное лечение алкогольной и наркозависимости как синергетических факторов, провоцирующих срывы (возобновление игровой практики). Этот этап бихевиоральный, поведенческий, этап психотерапевтической коррекции поведения. Центральное практическое звено этого этапа - замена: т.е. построение системы замены прежнего наркотика и связанных с ним удовольствий, привычек, моторных навыков на другие, конкурентные, индивидуализированные виды активности, приносящие ранее зависимому человеку не меньшее удовлетворение, чем прошлый наркотик. Чрезвычайно важно осознание пациентом необходимости внесения постоянной новизны в свою жизнь.
III Этап перехода на другие ценности. Цель - перенесение акцента активности вовне; направленность на разнообразную внешнюю активность. Задачи: создание стратегий постоянного осознанного контроля своих действий и способов получения удовольствий, радости, наслаждения. Содержание психотерапевтической работы: переход личности пациента на другие потребности, мотивы, установки, цели, ценности, а именно: познавательные (в том числе творческие); альтруистические; коммуникативная деятельность, общественная активность и т.д. Программирование, планирование своей жизни по срокам. Осознание игроком необходимости резкого, кардинального изменения внутренних психофизических состояний, самовыражения, проекции себя, поля сознания, интересов, желаний с перенесением акцента на внешнюю по направленности активность под постоянным осознанным контролем своих действий и способов получения удовольствий, радости. Суть этапа - через неаддиктивную реализацию принципа гедонизма обеспечение осознанной регуляции подкорковой, неосознаваемой деятельности с подавлением прежних способов получения удовольствия и наработкой новых. Таким образом, III этап - когнитивно-психологический с изменением соотношения между корковой, осознанной, и подкорковой деятельностью в сторону превалирования первой и усиления разумного контроля над чувствами, инстинктами IV Этап (подключения) семейной и профессиональной психотерапии. Цель - создание благоприятной, поддерживающей семейной и производственной среды. Задачи - работа с ближайшим микросоциальным окружением пациента дома и на работе. V Этап - рециркуляция.
Цель - переход на внутренний, замкнутый, аутотропный цикл, т.е. переход от прежней зависимости от внешних объектов, от состояния подавления окружающей средой личности игрока к полной самодостаточности (переход от внешней стимуляции наркотиком к максимальной внутренней контраддиктивной самостимуляции): информационно-познавательный, мотивационно-ценностный аспекты этого перехода, вплоть до энергетико-питательного аспекта. Таким образом, V этап - переструктурирование личности с реальным, фактическим изменением всего образа жизни. VI Этап - освобождение от болезненной зависимой связи и свобода, т.е. гармоничный баланс зависимости - независимости, или - по-другому - баланс внешней ненаркотической стимуляции и внутренней активности. На этом этапе устраняются проблемы, связанные с игровой зависимостью, и нивелируются (по-возможности) ее последствия. Задачи: личностная психологическая реабилитация, поэтапная реабилитация в семейной, профессиональной сферах, во взаимоотношениях с друзьями; восстановление материального достатка, погашение долгов и т.д. Глава 2. Проект исследования личностных и социально-психологических особенностей лиц, страдающих гемблингом
Целью данного исследования является выявление влияния игровой зависимости на агрессивность и коммуникативные свойства личности. Гипотеза предполагает, что агрессивность гемблеров значительно выше, чем у гемблинг-независимых личностей, в то время как коммуникативная деятельность зависимых снижена. При проведении исследования необходимо использовать метод сравнения двух независимых выборок: гемблеров и контрольной группы. Исследование можно проводить в залах игровых автоматов, казино, а также в кругу друзей и знакомых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|