Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические методы исследования




 

В ходе исследования должен быть применён метод опроса, представляющий собой получение общей информации об индивиде в ходе интервью или же метод анкетирования.

В пакет основных методик можно включить:

. MMPI

. Hand-test

. Методика диагностики межличностных отношений Лири

. Опросник на выявление агрессивности Басса-Дарки

. Опросник для оценки аффилиации А. Мехрабиана

 

Описание психологических методик

 

Вариант анкеты

1. Пол___________

2. Возраст________

.   Образование родителей__________________________

.   Ваше образование______________________________

.   Работа_________________________________________

.   Семейное положение__________________

.   Вступили в брак в возрасте _________________лет

.   Сведения о детях_______________________________________

.   Материальное обеспечение: низкое, среднее, высокое

.   Жилищные условия: отдельная квартира, коммунальная, общежитие, снимаете квартиру

.   Наличие психических заболеваний в семье (когда, чем)________

.   Зависимости членов семьи: алкоголь, табакокурение, наркотики, другое__________________

.   Играли ли члены вашей семьи в азартные игры (казино, карты, лото и пр.)______________________________________

.   Любимые игры в детстве____________________________

.   В какие азартные игры играете_________________________

.   С какого возраста играете в азартные игры____________________

.   Сколько раз (в неделю, месяц, год) посещаете игровые клубы____

.   Вы посещаете игровые залы один или с кем-то________________

.   Отношение близких людей (родители, жена (муж), дети, друзья) к вашему увлечению: играют вместе с вами, положительное, нейтральное, отрицательное, резко отрицательное.

.   Ставили ли вы на кон больше, чем могли позволить себе потерять? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

.   В последние 12 месяцев требовалось ли вам играть на более крупную сумму, чтобы достичь той же степени возбуждения? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

.   Когда вы играли, возвращались ли вы на другой день к игре, чтобы отыграть проигранные деньги? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)

.   Одалживали ли вы когда-либо деньги или продавали имущество, чтобы иметь возможность играть?

.   Чувствовали ли вы когда-либо, что у вас могут быть проблемы с азартными играми?

.   Являлась ли когда-либо азартная игра причиной ваших проблем со здоровьем, включая стресс и беспричинное беспокойство?

.   Критиковали ли вас за ваше пристрастие к азартным играм или говорили вам, что у вас проблемы с азартными играми, независимо от того, считали ли вы эти замечания справедливыми?

.   Являлось ли когда-либо ваше пристрастие к азартным играм причиной финансовых проблем для вас или вашей семьи?

.   Ощущали ли вы когда-либо вину за то, как вы играете, или за то, что происходит во время вашей игры?

 

При анализе ответов на вопросы 20-28 применяется следующая методика (Т. Такер). За каждый ответ «никогда» присваивается 0 баллов, «иногда» - 1 балл, «чаще всего» - 2 балла, «почти всегда» - 3 балла. Все набранные баллы за ответы на все 9 вопросов суммируются. Конечный результат определяется по следующему ключу:

баллов - Нет никаких негативных последствий азартной игры. Респондент может играть изредка, с целью общения или на досуге - игра не является проблемным пристрастием.

-2 балла - Респондент может играть в азартные игры на уровне, не ведущем к негативным последствиям.

-7 баллов - Респондент играет в азартные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям. Результат указывает на уровень риска, подлежащий дальнейшему исследованию.

-27 балл - Респондент играет на уровне, ведущем к негативным последствиям. Возможно, контроль над пристрастием к азартным играм уже потерян - чем выше результат, интенсивней игра, тем серьезнее могут быть проблемы. Необходимо исследовать пристрастие к игре и его последствия.

MMPI

Методику MMPI (или СМИЛ) по ее значимости и эффективности по праву можно назвать «тяжелой артиллерией» психодиагностики. После тестирования и обработки результатов психолог получает многосторонний портрет человека, включающий помимо количественных и качественных характеристик устойчивых профессионально важных свойств богатый спектр таких структурных компонентов личности как мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму и пр. При этом большим преимуществом данной методики является наличие в ее структуре шкал достоверности, позволяющих определить не только надежность результатов, но и установку испытуемого на саму процедуру обследования. Это дает возможность интерпретации полученных данных через призму выявленных с помощью шкал достоверности тенденций к преувеличиванию имеющихся проблем или к их сглаживанию.

Hand - test.

Так называемый «Тест руки» Вагнера предназначен для диагностики агрессивности. В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...