Педагогическая организация оздоровительной направленности в физическом воспитании дошкольников
Физическое воспитание дошкольников представляет собой образовательный процесс, а физкультурное занятие как основная форма физического воспитания детей - педагогическую систему с иерархической вертикалью основных компонентов. Такими авторами, как Е.Г. Леви-Гориневская, А.И. Быкова, А.В. Кенеман, Т.И. Осокина, Д.В. Хухлаева, Е.И. Тимофеева, Ю.Ю. Рауцкис, Л.В. Карманова, Н.Н. Кильпио, Н.Г. Кожевникова, М.А. Васильева и другие, были теоретически обоснованы значение, содержание физкультурных занятий, отработаны вопросы методики проведения занятий разных типов и форм. Все это легло в основу программ дошкольного образования и обеспечило решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей в соответствии с требованиями общества на определенном этапе его развития. Концепция дошкольного воспитания (1989) определила приоритетным направлением формирование, а не только сохранение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Анализ научно-методической литературы по физическому воспитанию дошкольников, особенно последнего десятилетия, показывает, что на современном этапе внедряются в систему дошкольного воспитания различные инновационные программы и здоровьесберегающие технологии. В основу здоровьесберегающих технологий положены такие общеметодические принципы, определяющие основные положения, содержание, организационные формы и методы воспитательно - образовательного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих технологий в ДОУ, как: - принцип активности и сознательности — успех в работе мы определяем через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса. Оздоровительная работа предполагает формирование у дошкольника понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения, осознавая оздоровительное воздействие, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
- принцип, систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы; - «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка. - доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Создаются индивидуальные оздоровительные программы, учитывающие особенности здоровья и развития ребенка. Процесс же сопровождения мы рассматриваем как совокупность последовательных действий, обеспечивающий развитие здоровой личности ребенка. - системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина). - оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Стремимся к тому, чтобы оздоровительную направленность имели не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
- комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности. Управление здоровьеориентированной в процессе физического воспитания деятельностью в детском саду выстраивается на принципах: - личностно-ориентированной направленности педагогического подхода к оздоровлению определяется нами в том, что ребенок одновременно субъект и объект деятельности по здоровьесбережению, то же самое мы можем сказать и о других субъектах образовательного процесса; - профессионального сотрудничества и сотворчества, обеспечивается обязательное профессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего педагогического процесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте здоровьесбережения и здоровьеобогащения; - синкретичности — объединение разнообразных методов здоровьесбережения и здоровьеобогащения в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребенку наиболее полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт [37]. Базовыми критериями физического здоровья являются: 1) состояние сердечно-сосудистой системы; 2) состояние иммунной системы; 3) способность организма усваивать кислород воздуха. Показатели деятельности этих систем имеют прямое отношение не только к здоровью человека, от них напрямую зависит его жизнь. К числу основных критериев здоровья принято относить: 1) состояние опорно-двигательного аппарата; 2) состояние нервной системы; 3) состояние пищеварительной системы. Критерии психического здоровья 1) способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, 2) целеустремленность, активность, 3) критический подход к обстоятельствам жизни,
4) чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке, 7) самообладание и способность радоваться Критерии социального здоровья (по А. Элиссу) 1. наличие интереса к самому себе; 2. самоконтроль; 3. умение общаться со сверстниками; 4. эмпатия [37]. В формировании здорового образа жизни многое зависит от знаний и умений родителей и педагогов. Очень важен личный пример педагога, ведь дети очень наблюдательны и склоны к подражанию взрослым. Процесс становления физической культуры личности характеризуется отношением к данному явлению, поэтому формирование знаний о физической культуре – это, прежде всего, воспитание отношения к ней. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое складывается исходя из внутренних потребностей, мотивов в процессе освоения знаний, умений и навыков, ценностей [28]. Формирование здорового образа жизни может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной деятельности [28]. На современном этапе изменения в содержании занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста происходят в нескольких направлениях: в традиционные занятия включаются новые педагогические технологии, используется новое, нестандартное оборудование, а процесс физического совершенствования детей становится личностно ориентированным. Педагогические технологии в области физической культуры представляют собой воплощение идеи конкретного физического совершенствования отдельных сторон личности ребенка и предполагают использование ограниченного круга средств и методов. Педагогические технологии могут использоваться на физкультурных занятиях в дошкольном учреждении для решения частных задач. При разработке методики их использования, пути усложнения и системы контроля конечного результата педагогические технологии, как правило, становятся программами дополнительного образования, которые способствуют обогащению двигательного опыта ребенка, но тем не менее не могут заменить традиционных физкультурных занятий, обеспечивающих гармоничное физическое развитие дошкольников.
Вся система физического воспитания должна быть направлена на то, чтобы наряду с решением оздоровительных задач решать и чрезвычайно важные задачи формирования знаний дошкольников в области физической культуры и ЗОЖ. Дети старшего дошкольного возраста могут усвоить необходимые знания о физической культуре, понимать значение физических упражнений, знать гигиенические правила занятий и уметь их применять. Усвоение данных теоретических сведений помогает сознательному отношению детей к физкультурным занятиям и самостоятельному использованию физических упражнений [24]. Вся система физического воспитания в дошкольном учреждении должна быть прежде всего ориентирована на развитие и совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Основным же средством этого развития являются движения [25]. Суть оздоровительных физических упражнений заключается в наращивании резервных мощностей организма. Поэтому крайне важно правильно планировать физические нагрузки, как в течение недели, так и в течение месяца. В основе этого планирования лежат физиологические закономерности восстановительных процессов. После любой мышечной деятельности вначале наблюдается фаза понижения работоспособности, а затем достижение исходной и выше исходной. Этот момент наиболее благоприятен для повторной физической нагрузки. В соответствии с этим выстраиваются микроциклы (недельные нагрузки) и макроциклы (нагрузки в течение месяца) физкультурной деятельности. Основным принципом построения недельного цикла является чередование больших, средних и малых тренировочных нагрузок. Это обеспечивает лучший оздоровительный эффект и лучшее восстановление. Нагрузки чередуются не только по объему, но и по интенсивности. Характер чередования нагрузок по интенсивности отражает общий принцип проведения занятий оздоровительной направленности. Это означает, что на одном занятии нагрузка дается преимущественно на какую-то одну систему (системы), тогда как другие в это время отдыхают. Это увеличивает сроки отдыха тех систем, которые были нагружены на предыдущем занятии, и способствует их более быстрому восстановлению. Так, например, нагрузка аэробного характера, направленная на развитие общей выносливости (так называемые «занятия-тренировки»), сопровождается большими энергозатратами с обеднением углеводных ресурсов, которые восстанавливаются не раньше, чем через неделю. Однако уже через 48 часов может быть проведено занятие смешанного характера при средней частоте сердечных сокращений для детей 5—6 лет, например, 140—150 ударов в минуту со значительно меньшим расходом энергии [25].
Двигательные нагрузки на физкультурном занятии должны быть строго дозированы по частоте сердечных сокращений (ЧСС). В качестве основного принципа их организации должен быть провозглашен лозунг «Только аэробика!». Это означает, что занятие должно быть полностью аэробным, со стопроцентным обеспечением организма кислородом. Образование кислородной задолженности при физических упражнениях у детей недопустимо: оно может привести к опасным последствиям для растущего организма. После интенсивных или длительных движений (например, комплекс общеразвивающих упражнений) в занятии должны быть предусмотрены паузы для возвращения пульса детей к исходному состоянию. И только после того, как пульс вернется к норме, можно предложить детям следующий вид упражнений. Это предотвратит опасность работы организма в анаэробном режиме. Две трети движений, составляющих содержание оздоровительного физкультурного занятия, должны быть циклического характера, поскольку именно они «тренируют» сердечно-сосудистую систему. Предпочтительнее всего такие движения, как ходьба и бег, так как для их организации особых условий не требуется. При наличии в дошкольном учреждении бассейна, велотрека, лыжни его возможности в укреплении здоровья детей существенно обогащаются [11]. Органичной частью содержания оздоровительного физкультурного занятия должны стать закаливающие процедуры. Во время такого занятия дети должны принимать воздушные ванны, ходить босиком по мокрым дорожкам и т.п., в зависимости от возможностей дошкольного учреждения и рекомендаций врача. Но в любом случае физкультурные занятия должны заканчиваться водными процедурами. Дети могут обтереться влажным полотенцем, обмыть под краном лицо, верхнюю часть груди, конечности, принять душ. Не имеет значения, теплая будет вода или холодная. Важно смыть испарину, которая при правильно подобранных нагрузках обязательно выступит на теле. Дело в том, что во время активных движений через кожные поры выбрасывается наружу большое количество вредных для организма веществ. Организм как бы выталкивает их наружу. Но через несколько минут начинается процесс обратного всасывания. Вот именно поэтому и нужны водные процедуры, чтобы не дать вредным веществам «вернуться» в организм ребенка. В содержание оздоровительного физкультурного занятия включаются специальные упражнения, обучающие детей правильно дышать или рекомендованные врачом комплексы лечебных дыхательных упражнений. Важно научить детей основным способам дыхания: свободному (без фиксации вдоха и выдоха), регулированному (с фиксацией вдоха и выдоха), поверхностному (носиком, как собачки), грудному дыханию, дыханию животом, смешанному, задержке дыхания [25]. Упражнения, развивающие координационные механизмы нервной системы, способствующие психомоторному развитию детей, являются обязательным компонентом оздоровительного физкультурного занятия. К ним относятся упражнения на координацию движений, упражнения в метании, равновесии, прыжки по воображаемой прямой и др. В определенный момент занятия дети должны получить эмоциональную разрядку. Для этого нужно рассмешить их, поднять им настроение. Дети всегда ведут себя шумно во время подвижных игр, кричат, радуются свободе движений. Но при этом они эмоционально заряжаются, а следовательно, испытывают (иногда большое) напряжение. Например, они волнуются, что будут пойманными «хитрой лисой». Поэтому требуется создавать ситуации, способствующие эмоциональной разрядке, но снижающие двигательную активность детей. Такую эмоциональную разрядку дети могут получить, например, во время свободной двигательной деятельности детей на физкультурном занятии. Отличной эмоциональной разрядкой являются специальные оздоровительные игры. Эмоциональная разрядка позволяет детям сбросить накопившееся физическое и психическое напряжение. Кроме того, исследованиями установлено, что во время эмоциональной разрядки повышается способность организма к усвоению кислорода. Другими словами, эмоциональная разрядка дает двойной оздоровительный эффект [25].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|