Анализ результатов экспериментального исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В соответствии с поставленными задачами в ходе опытно-экспериментальной работы были получены данные, в процессе математической обработки и анализа которых гипотеза исследования может быть подтверждена или опровергнута. Для исследования местонахождения ценностей здоровья в иерархии ценностей группы родителей на этапе эксперимента была использована методика оценки ценностей личности М. Рокича (Таблица 1). Таблица 1 Средние показатели по методике ценностных ориентаций М. Рокича
Более подробно остановимся на описании Т – ценностей. Для мужчин высшие баллы среди Т-ценностей получили «здоровье» (4, 86), «наличие хороших и верных друзей» (4,61), «интересная работа» (4,55). Середину иерархии (ранги с 8-го по 13-ый) ценностей у мужчин заняли такие из них, как «счастливая семейная жизнь» (4,36), «свобода, самостоятельность» (4,34), «жизненная мудрость» (4,29), «возможность расширения кругозора» (4,26), «развитие, работа над собой» (4,21), «любовь» (4,01). Замыкают иерархию Т-ценностей «переживание прекрасного в природе и искусстве» (3,64) и «возможность творческой деятельности» (3,62).
В иерархии Т-ценностей женщин ценность «здоровье», «наличие хороших и верных друзей» также занимает первое место (4,77). Следующим в иерархии по значимости поставлены «счастливая семейная жизнь» (4,43) и «любовь» (4,62). В середине иерархии так же как и у мужчин расположились «свобода, самостоятельность» (4,37), «активная деятельная жизнь» (4,13), «продуктивная жизнь» (4,12), «возможность расширения своего кругозора» (4,10), «развлечение» (4,08), «развитие, работа над собой» (4,05), Замыкают список (ранги 16 -18) – «возможность творческой деятельности» (3,77), «общественное признание» (3,74) и «переживание прекрасного в природе и искусстве» (3,50). Результаты данной методики наглядно показывают достаточно высокий рейтинг ценностей здоровья среди исследуемых родителей дошкольников. Полученные данные свидетельствуют об особенностях сформированности мотивационно-потребностной сферы родителей, их внутренней позиции относительно здорового образа жизни семьи. С целью изучения сформированности знаний об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и эмоционально-положительное отношение к данным элементам, а также умение реализовывать их в поведении и деятельности была использована методика С. В. Гурьева, состоящая из анкеты для дошкольников и листа наблюдения за дошкольниками. Результаты опроса дошкольников представлены в Таблице 2.
Таблица 2 Результаты диагностики знаний дошкольников о здоровом образе жизни
По результатам анкетирования дошкольников в контексте представлений о здорово образе жизни следует отметить, что у 35% дошкольников отмечается достаточный уровень, у 65% отмечается необходимый уровень и недостаточный уровень не отмечен. Результаты наблюдения за дошкольниками представлены в Таблице 3.
Таблица 3 Результаты наблюдения за дошкольниками в аспекте здорового образа жизни
Таким образом, по результатам наблюдения за осуществлением дошкольниками соблюдения режима, гигиенических процедур, двигательной активности следует отметить, что у 40% дошкольников отмечается достаточный уровень, у 50% отмечается необходимый уровень и у 10% отмечается недостаточный уровень. Расположение данных количественных показателей по методике С. В. Гурьева зависит в первую очередь от возрастных особенностей подготовленности дошкольников (старшие дошкольники должны выполнять нормы программы воспитания и образования) и свидетельствует о необходимом уровне проведения мероприятий воспитателями по физическому воспитанию в контексте здорового образа жизни. Изучение отношения родителей к здоровому образу жизни и их семьи, как уже отмечалось, производилось также с помощью проективной методики «Незаконченные предложения» А. Б.Орлова. Варианты законченных предложений родителей были разделены на шесть групп (условно): 1) Здоровая семья - обязательно счастливая семья; 2) Здоровая семья - э это семья, в которой царит любовь и взаимопонимание, здоровый психологический климат, духовная культура; 3) Здоровая семья – будет, если родители будут заниматься физкультурой, то и дети невольно будут вовлечены в занятия физкультурой и спортом, будут вести здоровый образ жизни; 4) Здоровая семья - это семья, где сильна родительская позиция, есть ясные семейные правила; 5) Здоровая семья - это полная семья, с теплым семейным климатом, с редкими конфликтами взаимопониманием и поддержкой; 6) Здоровая семья - это многодетная семья, радость общения с детьми. Результаты данной методики отражены в Таблице 4.
Таблица 4 Здоровье семьи глазами родителей дошкольников
Проведенное ранжирование и выведение среднего коэффициента между ответами родителей выявило очередность признаков (по мнению родителей дошкольников) здоровой семьи: - 1 - 2 место, коэффициент 25 % - счастье, уважение и любовь супругов, активная позиция родителей в отношении здорового образа жизни - 3 место, коэффициент 20 % - сильна родительская позиция, ясные семейные правила; - 4 место, коэффициент 15 % - теплый семейный климат; - 5 место, коэффициент 10 % - взаимопонимание и поддержка; - 6 место, коэффициент 5 % - радость общения с детьми. По результатам данной методики можно сделать вывод о том, что для родителей дошкольников в первую очередь здоровая семья состоит из взаимопонимания и любви, активная позиция родителей в воспитании здорового ребенка. При этом материальное благополучие как обязательный элемент здоровой семьи родителями не рассматривается. Таким образом, в вопросе физического воспитания ребенка в контексте здорового образа жизни на первое место выходит активная родительская позиция в сочетании с правильно организованным образовательным процессом в ДОУ.
Заключение
Здоровье подрастающего поколения – это первоэлемент к любому дальнейшему развитию здорового общества. Поэтому основная задача дошкольного образования – уделять внимание физическому, психическому и социальному здоровью, которое служит фундаментом для интеллектуальной и творческой надстройки личности. При этом в физическом воспитании дошкольников в контексте здорового образа жизни семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья. В заключении подведены общие итоги и сформулированы основные выводы исследования. 1. Результаты методики ценностных ориентаций М. Рокича наглядно показывают достаточно высокий рейтинг ценностей здоровья среди исследуемых родителей дошкольников. При этом ценности здоровья достаточно значимы и для мужчин и для женщин. Полученные данные свидетельствуют об особенностях сформированности мотивационно-потребностной сферы родителей, их внутренней позиции относительно здорового образа жизни семьи и возможной перспективы успешной работы с родителями со стороны ДОУ.
2. Расположение данных количественных показателей по методике С. В. Гурьева, диагностирующей знания об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и эмоционально-положительное отношение к данным элементам, а также умение реализовывать их в поведении и деятельности зависит в первую очередь от возрастных особенностей подготовленности дошкольников (старшие дошкольники должны выполнять нормы программы воспитания и образования) и свидетельствует о необходимом уровне проведения мероприятий воспитателями по физическому воспитанию в контексте здорового образа жизни. 3. По результатам методики незаконченных предложений «Здоровье семь глазами родителей дошкольников» можно сделать вывод о том, что для родителей дошкольников в первую очередь здоровая семья состоит из взаимопонимания и любви, активная позиция родителей в воспитании здорового ребенка. При этом материальное благополучие как обязательный элемент здоровой семьи родителями не рассматривается. Таким образом, в вопросе физического воспитания ребенка в контексте здорового образа жизни на первое место выходит активная родительская позиция в сочетании с правильно организованным образовательным процессом в ДОУ.
Список литературы
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. Кемерово, 1981, 198 с. 2. Антонов, Ю.Е., Кузнецова, М.Н., Саулина, Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. - М.: Аркти, 2000. 3. Андреенко Л.И. Двигательные возможности детей и подростков // Проблемы возрастной физиологии. – М, 1976. – С.6-8 4. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112 с. 5. Богданов Т.П. Физическая нагрузка при развитии выносливости и быстроты в беге // Физкультура в школе. – 1977. - № 8. – С.15-20 6. Бальсевич В.Х.Физическая культура для всех и каждого. – М.: Физкультура и спорт. – 1988. – 208 с. 7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение. – 1969, 230 с. 8. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М.: Просвещение, 1986. – 91 с. 9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1974. - №1. – С.39-42 10. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. - М.: Терра-Спорт, 2000. 11. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. – 2007. - №4. – С.10-14. 12. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей// Дошкольное воспитание. 2004. № 1. — С. 63. 13. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. 14. Дмитриев А. А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. Красноярск, 1990. 81с. 15. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. 16. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с. 17. Козлов С.А., Куликов а Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. – 416 с. 18. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с. 19. Костыгова Т.М. Самый лучший отдых. – СПб.: Лениздат, 1997. – 63 с. 20. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 1999. – 232 с. 21. Лазарев М.Л. Здравствуй! Программа физического развития детей дошкольного возраста. – Академия здоровья, 1997. – 372 с. 22. Леви-Гориневская Е. Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. – М, 1955. – 167 с. 23. Михайлов В.В. Как вырастить здорового ребенка. – С.: Медицина, 1991. – 214 с. 24. Новикова И.М.: Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 92 с. 25. Никитюк Б.А. Роль социальных и гигиенических факторов в формировании двигательной активности // Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. – Таллин, 1975. – С.124-125 26. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22. 27. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей (по материалам проекта «Лаборатория ранней диагностики, прогноза и предупреждения тяжелых речевых расстройств») /Авт.-сост. И.А. Дядюнова. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 32 с. 28. Рунова М.А. Дошкольное учреждение: режим оптимизации двигательной активности // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 3. – С.81-86 29. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с. 30. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с. 31. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. – М.: Медицина, 1986. – 240 с. 32. Усов И.Н. Здоровый ребенок. Справочник педиатра. – Мн.: Бларусь, 1984. – 207 с. 33. Фарфель B.C. Признаки утомления во время напряженной мышечной работы // Физтология труда. – М., 1973 34. Хрущёв С.В. Физическая культура ребенка от 1 до 3 лет. – М.: Физкультура и спорт, 1984. -31 с. 35. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1984. – 287 с. 36. Черевков М.А. Обучение бегу, прыжкам в 1-х классах. – М.: Просвещение, 1987. – 155 с. 37. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пос. М., 1999.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|