Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ результатов экспериментального исследования




 

В соответствии с поставленными задачами в ходе опытно-экспериментальной работы были получены данные, в процессе математической обработки и анализа которых гипотеза исследования может быть подтверждена или опровергнута.

Для исследования местонахождения ценностей здоровья в иерархии ценностей группы родителей на этапе эксперимента была использована методика оценки ценностей личности М. Рокича (Таблица 1).

Таблица 1 Средние показатели по методике ценностных ориентаций М. Рокича

Показатели

среднее значение в баллах

Т – ценности женщины Мужчины
«здоровье» 4,77 4, 86
«наличие хороших и верных друзей» 4,62 4,61
«интересная работа» 4,55 4,55
«счастливая семейная жизнь» 4,43 4,36
«свобода, самостоятельность» 4,37 4,34
«жизненная мудрость» 4, 15 4,29
«возможность расширения кругозора» 4,10 4,26
«развитие, работа над собой» 4,05 4,21
«любовь» 4,01 4,01
«переживание прекрасного в природе и искусстве» 3,50 3,64
«возможность творческой деятельности» 3,77 3,62
«продуктивная жизнь» 4,12 -
«активная деятельная жизнь» 4,13 -

 

 Более подробно остановимся на описании Т – ценностей. Для мужчин высшие баллы среди Т-ценностей получили «здоровье» (4, 86), «наличие хороших и верных друзей» (4,61), «интересная работа» (4,55). Середину иерархии (ранги с 8-го по 13-ый) ценностей у мужчин заняли такие из них, как «счастливая семейная жизнь» (4,36), «свобода, самостоятельность» (4,34), «жизненная мудрость» (4,29), «возможность расширения кругозора» (4,26), «развитие, работа над собой» (4,21), «любовь» (4,01). Замыкают иерархию Т-ценностей «переживание прекрасного в природе и искусстве» (3,64) и «возможность творческой деятельности» (3,62).

 В иерархии Т-ценностей женщин ценность «здоровье», «наличие хороших и верных друзей» также занимает первое место (4,77). Следующим в иерархии по значимости поставлены «счастливая семейная жизнь» (4,43) и «любовь» (4,62). В середине иерархии так же как и у мужчин расположились «свобода, самостоятельность» (4,37), «активная деятельная жизнь» (4,13), «продуктивная жизнь» (4,12), «возможность расширения своего кругозора» (4,10), «развлечение» (4,08), «развитие, работа над собой» (4,05), Замыкают список (ранги 16 -18) – «возможность творческой деятельности» (3,77), «общественное признание» (3,74) и «переживание прекрасного в природе и искусстве» (3,50).

Результаты данной методики наглядно показывают достаточно высокий рейтинг ценностей здоровья среди исследуемых родителей дошкольников. Полученные данные свидетельствуют об особенностях сформированности мотивационно-потребностной сферы родителей, их внутренней позиции относительно здорового образа жизни семьи.

С целью изучения сформированности знаний об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и эмоционально-положительное отношение к данным элементам, а также умение реализовывать их в поведении и деятельности была использована методика С. В. Гурьева, состоящая из анкеты для дошкольников и листа наблюдения за дошкольниками. Результаты опроса дошкольников представлены в Таблице 2.

 

Таблица 2 Результаты диагностики знаний дошкольников о здоровом образе жизни

№ испытуемого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
  Баллы Вопросы 18 19 16 11 14 13 20 11 24 14 16 20 24 16 11 20 14 11 19 16
1. Что человеку нужно делать, чтобы быть здоровым? 2 3 2 2 2 1   2 3 2 2 2 3 2 2 2 2 2 3 2
2. Каких помощников здоровья ты знаешь?   3   2   3   1   2   2   2   1   3   2   3   2   3   3   1   2   2   1     2   3
3. Какое закаливание тебе нравится? И почему?   2   2   3   1   2   2   2   1   3   2   3   2   3   3   1   2   2   1   2   3
4. Как нужно ухаживать за своим телом?   2     2   2   1   2   2   3   1   3   2   2   3   3   2   1   3   2   1   2   2
5. Что такое витамины? И где они живут?   2   3   2   2   2   2   3   2   3   2     2     3   3   2   2   3   2   2   3   2
6. Как надо одеваться в разное время года, чтобы не болеть?   3   2   1   2   1   2   3   2   3   1   1   3   3   1   2   3   1   2   2   1
7. Почему необходимо делать зарядку?   2   2   2   1   2   1   2   1   3   2   2   2   3   2   1   2   2   1   2   2

 

 По результатам анкетирования дошкольников в контексте представлений о здорово образе жизни следует отметить, что у 35% дошкольников отмечается достаточный уровень, у 65% отмечается необходимый уровень и недостаточный уровень не отмечен.

Результаты наблюдения за дошкольниками представлены в Таблице 3.

 

Таблица 3 Результаты наблюдения за дошкольниками в аспекте здорового образа жизни

 № испытуемого   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 7 18 19 20
Уровень, баллы Вопросы Д 14   Н 12 Н 12 Н 9 Н 8 Д 15 Н 8 Д 16 Н 10 Д 15 Н 12 НН 12 нН 6 НН 1 3 НН 8 8 Д 14   Д 18 Д 18 Д 17 нН 6
1. Моет руки и лицо 3 3 3 2 1   2 2 3 2 2 3 2 1 3 2 3 3 3 3 1
2. Делает зарядку   2   2   2   1   1   2   2   3   2   2   2   2   1   2   2   2   3   3   2   1
3. Чистит зубы   2   2   2   1   2   3   1   2   1   3   2   2   1   2   1   2   3   3   3   1
4.Моет ноги 3 2 2 2 1 3 1 2 1 3 2 2 1 2 1 3 3 3   1
5. Полощет рот   2   1   1   2   1   3   1   3   2   3   1   2   1   2   1   2   3   3   3   1
6. Выход на прогулку   2   2   2   1   2   2   1   3     2   2   2   2   1   2   1   2   3   3   3   1

 

Таким образом, по результатам наблюдения за осуществлением дошкольниками соблюдения режима, гигиенических процедур, двигательной активности следует отметить, что у 40% дошкольников отмечается достаточный уровень, у 50% отмечается необходимый уровень и у 10% отмечается недостаточный уровень.

Расположение данных количественных показателей по методике С. В. Гурьева зависит в первую очередь от возрастных особенностей подготовленности дошкольников (старшие дошкольники должны выполнять нормы программы воспитания и образования) и свидетельствует о необходимом уровне проведения мероприятий воспитателями по физическому воспитанию в контексте здорового образа жизни.

Изучение отношения родителей к здоровому образу жизни и их семьи, как уже отмечалось, производилось также с помощью проективной методики «Незаконченные предложения» А. Б.Орлова.

Варианты законченных предложений родителей были разделены на шесть групп (условно):

1) Здоровая семья - обязательно счастливая семья;

2) Здоровая семья - э это семья, в которой царит любовь и взаимопонимание, здоровый психологический климат, духовная культура;

3) Здоровая семья – будет, если родители будут заниматься физкультурой, то и дети невольно будут вовлечены в занятия физкультурой и спортом, будут вести здоровый образ жизни;

4) Здоровая семья - это семья, где сильна родительская позиция, есть ясные семейные правила;

5) Здоровая семья - это полная семья, с теплым семейным климатом, с редкими конфликтами взаимопониманием и поддержкой;

6) Здоровая семья - это многодетная семья, радость общения с детьми. Результаты данной методики отражены в Таблице 4.

 

Таблица 4 Здоровье семьи глазами родителей дошкольников

Признаки здоровой семьи Ранг Средний коэффициент
Счастье, уважение и любовь супругов 1-2 25 %
Активная позиция родителей в отношении здорового образа жизни 1-2 25 %
Сильна родительская позиция, ясные семейные правила 3 20 %
Теплый семейный климат 4 15 %
Взаимопонимание и поддержка 5 10 %
Радость общения с детьми 6 5 %

 

Проведенное ранжирование и выведение среднего коэффициента между ответами родителей выявило очередность признаков (по мнению родителей дошкольников) здоровой семьи:

- 1 - 2 место, коэффициент 25 % - счастье, уважение и любовь супругов, активная позиция родителей в отношении здорового образа жизни

- 3 место, коэффициент 20 % - сильна родительская позиция, ясные семейные правила;

- 4 место, коэффициент 15 % - теплый семейный климат;

- 5 место, коэффициент 10 % - взаимопонимание и поддержка;

- 6 место, коэффициент 5 % - радость общения с детьми.

По результатам данной методики можно сделать вывод о том, что для родителей дошкольников в первую очередь здоровая семья состоит из взаимопонимания и любви, активная позиция родителей в воспитании здорового ребенка. При этом материальное благополучие как обязательный элемент здоровой семьи родителями не рассматривается. Таким образом, в вопросе физического воспитания ребенка в контексте здорового образа жизни на первое место выходит активная родительская позиция в сочетании с правильно организованным образовательным процессом в ДОУ.

 


Заключение

 

Здоровье подрастающего поколения – это первоэлемент к любому дальнейшему развитию здорового общества. Поэтому основная задача дошкольного образования – уделять внимание физическому, психическому и социальному здоровью, которое служит фундаментом для интеллектуальной и творческой надстройки личности. При этом в физическом воспитании дошкольников в контексте здорового образа жизни семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.

В заключении подведены общие итоги и сформулированы основные выводы исследования.

1. Результаты методики ценностных ориентаций М. Рокича наглядно показывают достаточно высокий рейтинг ценностей здоровья среди исследуемых родителей дошкольников. При этом ценности здоровья достаточно значимы и для мужчин и для женщин. Полученные данные свидетельствуют об особенностях сформированности мотивационно-потребностной сферы родителей, их внутренней позиции относительно здорового образа жизни семьи и возможной перспективы успешной работы с родителями со стороны ДОУ.

2. Расположение данных количественных показателей по методике С. В. Гурьева, диагностирующей знания об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и эмоционально-положительное отношение к данным элементам, а также умение реализовывать их в поведении и деятельности зависит в первую очередь от возрастных особенностей подготовленности дошкольников (старшие дошкольники должны выполнять нормы программы воспитания и образования) и свидетельствует о необходимом уровне проведения мероприятий воспитателями по физическому воспитанию в контексте здорового образа жизни.

3. По результатам методики незаконченных предложений «Здоровье семь глазами родителей дошкольников» можно сделать вывод о том, что для родителей дошкольников в первую очередь здоровая семья состоит из взаимопонимания и любви, активная позиция родителей в воспитании здорового ребенка. При этом материальное благополучие как обязательный элемент здоровой семьи родителями не рассматривается. Таким образом, в вопросе физического воспитания ребенка в контексте здорового образа жизни на первое место выходит активная родительская позиция в сочетании с правильно организованным образовательным процессом в ДОУ.

 


Список литературы

 

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. Кемерово, 1981, 198 с.

2. Антонов, Ю.Е., Кузнецова, М.Н., Саулина, Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. - М.: Аркти, 2000.

3. Андреенко Л.И. Двигательные возможности детей и подростков // Проблемы возрастной физиологии. – М, 1976. – С.6-8

4. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112 с.

5. Богданов Т.П. Физическая нагрузка при развитии выносливости и быстроты в беге // Физкультура в школе. – 1977. - № 8. – С.15-20

6. Бальсевич В.Х.Физическая культура для всех и каждого. – М.: Физкультура и спорт. – 1988. – 208 с.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение. – 1969, 230 с.

8. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М.: Просвещение, 1986. – 91 с.

9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1974. - №1. – С.39-42

10. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. - М.: Терра-Спорт, 2000.

11. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста /М.А. Доронина //Дошкольная педагогика. – 2007. - №4. – С.10-14.

12. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей// Дошкольное воспитание. 2004. № 1. — С. 63.

13. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.

14. Дмитриев А. А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. Красноярск, 1990. 81с.

15. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

16. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ:

Методичекий аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

17. Козлов С.А., Куликов а Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. – 416 с.

18. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с.

19. Костыгова Т.М. Самый лучший отдых. – СПб.: Лениздат, 1997. – 63 с.

20. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 1999. – 232 с.

21. Лазарев М.Л. Здравствуй! Программа физического развития детей дошкольного возраста. – Академия здоровья, 1997. – 372 с.

22. Леви-Гориневская Е. Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. – М, 1955. – 167 с.

23. Михайлов В.В. Как вырастить здорового ребенка. – С.: Медицина, 1991. – 214 с.

24. Новикова И.М.: Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 92 с.

25. Никитюк Б.А. Роль социальных и гигиенических факторов в формировании двигательной активности // Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. – Таллин, 1975. – С.124-125

26. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.

27. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей (по материалам проекта «Лаборатория ранней диагностики, прогноза и предупреждения тяжелых речевых расстройств») /Авт.-сост. И.А. Дядюнова. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 32 с.

28.  Рунова М.А. Дошкольное учреждение: режим оптимизации двигательной активности // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 3. – С.81-86

29. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

30.  Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.

31. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. – М.: Медицина, 1986. – 240 с.

32. Усов И.Н. Здоровый ребенок. Справочник педиатра. – Мн.: Бларусь, 1984. – 207 с.

33. Фарфель B.C. Признаки утомления во время напряженной мышечной работы // Физтология труда. – М., 1973

34. Хрущёв С.В. Физическая культура ребенка от 1 до 3 лет. – М.: Физкультура и спорт, 1984. -31 с.

35. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1984. – 287 с.

36. Черевков М.А. Обучение бегу, прыжкам в 1-х классах. – М.: Просвещение, 1987. – 155 с.

37. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пос. М., 1999.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...