Формулировка задач по повышению эффективности системы управления денежными потоками
Целью системы управления денежными потоками является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. К задачам системы относятся: 1. Формирование достаточного объема денежных ресурсов предприятия в соответствии с потребностями его предстоящей хозяйственной деятельности. 2. Оптимизация распределения сформированного объема денежных ресурсов предприятия по видам хозяйственной деятельности и направлениям использования. 3. Обеспечения высокого уровня финансовой устойчивости в процессе его развития. 4. Поддержание постоянной платежеспособности предприятия. 5. Максимизация чистого денежного потока, обеспечивающая заданные темпы экономического развития предприятия на условиях самофинансирования. 6. Обеспечение минимизации потерь стоимости денежных средств в процессе их хозяйственного использования на предприятии [30]. Можно порекомендовать следующий план действия по постановки бюджетирования: 1. Формулирование целей и задач бюджетирования как управленческой технологии в соответствии со спецификой бизнеса компании. 2. Принципы бюджетирования в компании. 3. Изучение методологии бюджетирования. 4. Анализ финансовой структуры. 5. Определение видов бюджетов. 6. Определение бюджетных форматов. 7. Утверждение бюджетного регламента. 8. Распределение функций в аппарате управления. 9. Составление графика документооборота. 10. Автоматизация бюджетирования. Полноценное внутрифирменное бюджетирование, т.е. бюджетирование как управленческая технология, включает три составные части [28]. 1. Технология бюджетирования, в которую входят инструментарий финансового планирования (виды и форматы бюджетов, система целевых показателей и нормативов), порядок консолидации бюджетов различных уровней управления и функционального назначения и т.п.
2. Организация бюджетирования, включающая финансовую структуру компании (состав центров учета - структурных подразделений либо бизнесов предприятия или компании, являющихся объектами бюджетирования), бюджетный регламент и механизмы бюджетного контроля (процедуры составления бюджетов, их представления, согласования и утверждения, порядок последующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов), распределение функций в аппарате управления (между функциональными службами и структурными подразделениями различного уровня) в процессе бюджетирования, систему внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и т.п.). 3. Автоматизация финансовых расчетов, предусматривающая не только составление финансовых прогнозов (включая сценарный анализ, расчет различных вариантов финансового состояния предприятия и его отдельных видов бизнесов), но и постановку так называемого сплошного управленческого учета, в рамках которого в любое время можно получать оперативную информацию о ходе исполнения ранее принятых бюджетов (о движении денежных средств, уровне издержек, структуре себестоимости и т.п.), да еще по отдельным видам хозяйственной деятельности предприятия или его структурным подразделениям (по видам изделий, по отдельным контрактам). В рамках бюджетирования предполагается разработка операционных и финансовых бюджетов, которые образуют основной бюджет предприятия.
2.3 Общий план мероприятий по реформированию системы управления финансами
В рамках развития системы управления финансами на предприятии будут внедрены следующие мероприятия: постановка оперативного финансового планирования, бюджетирования и первого уровня управленческого учета;
привлечение кредитных ресурсов в период сезонного закупа сырья для создания запасов сырья и обеспечения бесперебойной работы производства; проведение в планово-экономической службе оперативного анализа эффективности ассортиментного профиля продукции с точки зрения выгодности ассортимента по критериям: маржинальная прибыль, маржинальная рентабельность, оборачиваемость оборотных средств, финансовые результаты предприятия; снижение и внедрение системы управления дебиторской задолженностью; регламентация и разделение между директорами финансовых функций, полномочий и ответственности, регламентация работы финансовых служб; постановка системы перспективного бизнес-планирования на предприятии В рамках управления денежными потоками должен составляться бюджет движения денежных средств. Бюджет движения денежных средств (БДДС) - это в сущности план движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия или фирмы, отражающий все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности. Он показывает возможные (предполагаемые исходя из условий договоров или контрактов) поступления авансов и предоплаты за поставляемую продукцию, наличных денежных средств, а также задержки поступлений за продукцию, отгруженную ранее (дебиторская задолженность) /5/. Бюджет движения денежных средств тесно взаимосвязан с другими операционными и финансовыми бюджетами, составляемыми финансово-экономическими службами предприятия. Бюджетный регламент - это установленный в организации порядок составления (разработки), представления (передачи), согласования (визирования), консолидации (обработки и анализа), проведения план-факт анализа и оценки исполнения бюджетов различного вида и уровней. Его составными элементами являются: принятые в организации бюджетный период (срок, на который составляется бюджет) и минимальный бюджетный период (т.е. разбивка отдельных бюджетов на подпериоды внутри бюджетного периода); сроки (график) и порядок разработки, согласования, представления, консолидации и утверждения, бюджетов различных уровней;
бюджетный цикл или шаг финансового планирования. Это период, по истечении которого (а это может быть один или несколько минимальных бюджетных периодов) составляются отчеты об исполнении ранее разработанных и утвержденных бюджетов, проводится план-факт анализ и осуществляется пересмотр (корректировка) бюджетов на оставшуюся часть бюджетного периода; периодизация бюджетного контроллинга (определение регламента план-факт анализа), т.е. системы внутреннего контроля и оценки исполнения бюджета, включающей всю структуру формальных и (или) неформальных процедур, предназначенных для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательствами структурных подразделений и компании в целом в течение бюджетного периода. Такая система включает периодический мониторинг текущей деятельности, сравнение объемов производства и реализации, структуры и объемов затрат с бюджетными наметками, сроки (график) и порядок составления отчетов об исполнении бюджетов структурными подразделениями, проведения план-факт анализа, составления скорректированных бюджетов, их последующего согласования, представления, консолидации и утверждения. Организация бюро по управленческому учету и бюджетированию не предполагает увеличения численности экономических служб предприятия. В бюро войдут ведущий специалист из финансового бюро, два специалиста из планово-экономического отдела и бухгалтер по учету расходов предприятия. В финансовом бюро предполагается сокращение одной штатной единицы в связи с внедрением автоматизированного рабочего места финансового аналитика. При организации системы бюджетирования на предприятии следует выделить следующий перечень центров финансовой ответственности (ЦФО), центров финансового учета (ЦФУ) и мест возникновения затрат. Для каждого из структурных компонентов ОАО "Рудгормаш" разрабатывается определенный комплекс бюджетов. Для ЦФО составляются бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс, бюджет балансовой прибыли, бюджет чистой прибыли, бюджет технической реконструкции производства, налоговый бюджет, бюджет продаж и бюджет производства. Консолидация будет осуществляться по основным бюджетам, т.е. сводными будут бюджеты доходов и расходов, движения денежных средств и расчетный баланс.
Для ЦФУ необходимо составить бюджет доходов и расходов, план капитальных (первоначальных) затрат. Соответственно консолидация (составление сводных планов для предприятия) будет осуществляться только по бюджету доходов и расходов и по плану капитальных (первоначальных) затрат. Для МВЗ главным образом составляются операционные бюджеты по отдельным видам расходов для их регулирования. Следующим этапом является составление бюджета движения денежных средств. Это бюджет движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия и его структурного подразделения, отражающий все прогнозируемые поступления и снятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия. Форма бюджета представлена в таблице 3.1. Его назначение состоит в обеспечении сбалансированности поступлений денежных средств и их списании в соответствии с запланированными расходами бизнеса по бюджетным периодам.
Таблица 3.1 - Бюджет движения денежных средств
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|