wagagastiR. alu : wihgusikijaR: aiþalataR. mariha aala makija
wagagastiR alu: wihgusikijaR: aiþ alataR
Первая надпись переводится как «Пламенеющий гость» или «Огненный гость» и практически наверняка является именем секиры[107]. Во второй выделяется руническое сакральное слово alu (см. главу «Тексты и заклинания»), отделённое разделителем от остального текста, который полностью читается, но трактовки на данный момент не имеет. Еще одна рукоять (правда, неизвестно, от чего именно), из иллерупского клада, несет короткую надпись gauþ R. Это — одно из известных имен Одина. Означает ли это, что предмет, которому некогда принадлежала рукоять, был посвящен этому богу? Не полностью понятна и надпись на бронзовой оковке ножен меча из клада в Вимосе, в которой часть рун — левые, часть — правые, а некоторые — перевернуты: mariha aala makija
Последнее слово надписи — makija — означает «меч», но все остальное неясно. * * * В целом, в контексте рунического искусства наиболее интересны, вероятно, древние копья, почитавшиеся на Севере как оружие особенно священное (в частности, надписи на них разнообразнее, чем, например, на мечах). Описания волшебных копий можно найти в северных легендах и сагах. Так, например, о подобном копье упоминает Сага о Ньяле:
У Халльгрима есть одно копье с широким наконечником, которое ему заколдовали: никакое оружие, кроме этого копья, не может его убить. Есть у этого копья еще одно свойство: если ему предстоит нанести смертельный удар, оно издает тонкий звон. Такая в нем чудодейственная сила.
До наших дней сохранилось довольно много древних наконечников копий с руническими знаками, передающими их имена. Древнейший пример — уже неоднократно упоминавшийся нами наконечник копья из Овре-Стабю (Норвегия) — это вообще один из самых ранних рунических артефактов (середина II века н. э. ). Имя этого клинка звучит как raunija[R], что означает, по разным версиям, либо «Ранящий» (т. е. «наносящий ранения»), либо — «Испытывающий».
Другой пример — моложе первого на столетие — знаменитый «Ковельский наконечник», найденный крестьянином на поле в XIX веке. По стальному клинку готской работы серебром инкрустированы священные знаки (свастика и солярные символы) и руническая надпись — tilariþ s — «Нападающий», также представляющая собой имя копья. Тот же возраст — III век н. э. — имеют найденный в Дамсдорфе (Германия) наконечник, имя которого читается как ranja — «Нападатель» или «Пронзающий», и наконечник из Мое (Готланд) с именем gaois, которое трактуют, как правило, в связи с издаванием громкого звука — «Ревун», «Лаятель» (т. е. «тот, кто лает») и тд. Любопытно, что обнаружены наконечники копий с идентичными руническими надписями; причём тот факт, что они происходят из разных мест, заставляет думать, что мы имеем дело не со случайным и бессмысленным копированием, а с использованием некого рунического слова, имеющего конкретное значение, возможно, связанное именно с копьем как типом оружия. Руническая надпись, о которой идет речь, — wagnijo — встречена на трех стальных наконечниках, два из которых происходят из болот Иллерупа и еще одно — из болотного вотивного клада в Вимосе. Все три наконечника датируются II—IV веками; лингвистически, нанесенное на них рунами слово может быть именем собственным — мужским личным именем или именем копья. Можно отметить также, что данное слово явно содержит северный корень со значением «путь», а ориентировочный его перевод может звучать как «странник». Более поздним временем (конец VI — начало VII века) датируется инкрустированный серебром стальной наконечник из Вурмлингена (Германия), руны на котором читаются как idorih (для передачи i и ī использованы разные варианты i-руны).
Существует несколько вариантов трактовки надписи (например, «Могучий-в-Храбрости»); иногда ее пытаются рассматривать как посвящение Тору (сопоставляя dor в надписи и имя Thor. Однако более вероятно, что последние руны представляют собой окончание -ih ( -ī k ), характерное для германских мужских имен (сравн., напр., готск. Теодорих или совр. Генрих), — в таком случае надпись оказывается именем, которое может быть соотнесено с владельцем оружия или с самим копьем. Также VII веку принадлежит наконечник копья из Холборо (Кент), на котором контрастным металлом инкрустирован символ, содержащий руну Тейваз (см. рис. ). Сложно сказать, является ли этот символ непонятной вязаной руной или своеобразной модификацией руны t. Но самой уникальной находкой этого ряда является, несомненно, древко копья из болота Крагехуль на острове Фюн, датируемое концом V века. Прежде всего, это самая длинная из известных руническая надпись на оружии. Далее, это единственное сохранившееся с того времени древко копья с рунами, — мы неплохо представляем, что вырезали или инкрустировали на металле наконечников копий, но о рунах на их древках можем судить только по данной находке. Ну и, наконец, крагехульское копьё интересно использованием заклинательных комбинаций рун, что заставит нас вернуться к нему в главе, посвященной руническим текстам и заклинаниям. Древко было найдено в 1877 году в одном из вотивных кладов; на настоящее время находится в Датском национальном музее в Копенгагене. Надпись, несколько поврежденная в тех местах, где древко было сломано, в целом читается достаточно четко:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|