Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

þisiskiel [d?]. ærkriuiflt: kriuriþon: glæstæpontol. ærkriufltkriurithonglæstæpon




þ isiskiel [d? ]...

«Этот щит (? )... »

 

 

Если данная трактовка верна, то перед нами, скорее всего, защитный магический артефакт. О том, что кольцо изготовлялось и рассматривалось как амулет, говорит и само использование рун — ведь к этому времени англосаксы Британии уже были христианами и владели латиницей. Да и на самом кольце, найденном на поле захоронений, возможно, связанном с находившимся в этом районе Нортумбрии ранним монастырем, мы видим христианский крест, — тем не менее, в надписи использованы именно руны[117].


Еще на два столетия моложе пять интереснейших волшебных колец из Британии, разделенных временем и расстоянием, но использующих взаимосвязанные рунические заклинания[118]. Мы рассмотрим три из них; все они датируются периодом от IX до начала X века; все три хранятся ныне в Британском Музее.

 

 

Кольцо из окрестностей Брэмхэм Мур (Йоркшир). Золото и чернь; найдено в 1736 году; вероятно, самое раннее из данных трех колец Рунические надписи нанесены на внешнюю сторону кольца:

 

æ rkriuiflt: kriuriþ on: glæ stæ pontol

 

и на внутреннюю его поверхность:

tol

 

Кольцо из Грэймур Хилла, оно же — кольцо из Кингмура (Камберланд). Также золото и чернь; найдено в 1817 году; предпо­ложительно, моложе предыдущего кольца примерно на полстоле­тия (вторая половина IX — начало X века). Также несет две руни­ческие надписи — длинную на внешней и короткую на внутрен­ней поверхностях:

 

æ rkriufltkriurithonglæ stæ pon

tol

 

И третье кольцо — из замка Линсток (также Камберланд); происхождение кольца неизвестно, но датировка примерно та же — IX век. Кольцо целиком изготовлено из красновато-желтого агата; руны вырезаны только на внешней поверхности:

 

 

егу • ri • uf • dol • yri • uri • þ ol • wles • te • pote • nol

 

Кольца, несомненно, являются магическими артефактами. Тексты на их внешних поверхностях, очевидно, имеющие общее происхождение, не поддаются прямому переводу, однако в них выделяется группа æ rkriu (eryriu), известная по ряду англосак­сонских заклинаний для прекращения кровотечения (в них она выглядит как aercri, или аеr crio); вероятно, мы должны рассматривать эту комбинацию литер/звуков как определенное англосак­сонское «волшебное слово». Три руны на внутренней стороне колец из Брэмхэма и из Кингмура являются самостоятельной «рабочей» магической комбинацией, построенной, вероятно, по принципу триадных рунических заклинаний[119].

Однако магия колец этим не ограничивается. Обратим внима­ние, что число рун на внешней стороне брэмхэмского кольца, как и общее число рун кольца из Кингмура, составляет 30, т. е. три раза по 10. Три — сакральное число для Традиции в целом, а десять — специфическое сакральное число рунического Искусства (мы рас­смотрим этот вопрос в следующей главе). О том, что число рун не случайно, говорит использование одной вязаной руны в брэмхэмской надписи, где она введена именно для того, чтобы свести число знаков к нужному.

В надписи на кольце из Линстока не сохраняется этот число­вой смысл (она содержит 31 руну), зато сам текст оказывается сложным образом ритмически структурирован, причём использу­ются и поздние концевые рифмы, и классические для германского стихосложения внутренние аллитерации:

 

Еrу ri uf dol

Yri uri þ ol

Wles te pote nol

 

Таким образом, данные кольца представляют собой прекрас­ный пример того, как в произведениях древних мастеров-магов сочетается использование сразу нескольких действующих магиче­ских сил: собственно магия рунических знаков, «волшебные слова» и заклинательные комбинации рун, нумерологические соображе­ния и, наконец, ритмическая организация текста.

Ориентировочно в это же время (эпоха викингов) появля­ются волшебные кольца, создаваемые мастером-магом для конкретного человека, имя которого соответственно включает­ся в рунический заклинательный текст. Кольцо этого типа совсем недавно, в конце 1980-х, было найдено в Англии при проведении раскопок на Темзе. Надпись на нем содержит некий знак (вероятно, вязаную руну) и еще восемь рун, послед­ние три из которых трактуются как Ine — известное англосак­сонское мужское имя (в частности, известен король Кента Ине, правивший в конце VII — начале VIII века). Пять рун между первым знаком и именем собственным — f u þ n i — являются, вероятно, заклинательной комбинацией. В целом, такой тип построения рунической надписи на амулете — [последователь­ность рун] + [имя] — сохраняется и в более поздние времена; аналогичное заклинание мы встретим на средневековом «коль­це Абсалона» (см. ниже).

 

 

* * *

Параллельно с руническими кольцами, явно имеющими харак­тер амулетов, материалы археологических исследований и случай­ные находки представляют и артефакты, предназначение которых установить уже невозможно.

На кольце из Уитли Хилл (Дурхэм, Британия), изготовленное из позолоченного серебра и датируемое концом VIII века, в насто­ящее время можно четко прочитать 9 рун, одна из которых — вязаная:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...