Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 41. Редактирование рассуждений. Основные недостатки и способы их устранения




 

Объектом рассмотрения в рассуждении является какая-либо мысль проблемного характера. Рассуждение ориентировано на представление логики развития этой мысли, на выявление процесса получения нового знания, и соответственно целью рассуждения служит возникновение новых сведений, которые обоснованы и доказаны.

​Выделяют несколько основных видов рассуждения.

Логическое доказательство - обоснование выдвинутого тезиса аргументами, истинность которых ранее установлена. Логической формой связи тезиса с аргументами, а также аргументов между собой является демонстрация. Н.М.Сикорский писал о работе над рассуждением: «При разборе рассуждений делают упор на структурную зависимость между их посылками и выводами. Если в рассуждении что-то доказывается, проверяют истинность значения аргументов» [Сикорский 1980: 217].

По направленности воздействия аргументы традиционно делят два вида:

1) рациональные аргументы, они же «аргументы к делу», они же логические - факты, документы, статистические данные (бесспорные и небесспорные); заведомо истинные суждения, принятые обществом; причинная зависимость; аналогия;

2) иррациональные аргументы, они же «аргументы к человеку», они же психологические - апелляция к чувствам, к основным страхам; апелляция к пользе; апелляция к здравому смыслу; ссылки на авторитеты, безусловные для адресата.

По силе воздействия (качеству) аргументы дифференцируют как:

а) исчерпывающие – обнаруживаются редко, потому что полностью обосновывают тезис. Чаще всего исчерпывающий аргумент единичен и он настолько силен, что делает ненужным дальнейшее рассуждение;

б) главные – непосредственно связаны с тезисом, предъявляются при любой возможности;

в) спорные – в зависимости от занимаемой позиции могут быть использованы как в поддержку тезиса, так и для опровержения его;

г) произвольные – сами нуждаются в доказательстве.

Умозаключение (силлогизм) - это выдвижение общей посылки, затем частной и переход от них к выводу Все дети должны учиться в школе [общая посылка]. Петрову девять лет [частная посылка], следовательно, он ученик [вывод].

Энтимема – сокращенный силлогизм, в котором отсутствует одна из трех составляющих его частей (чаще всего изымают общую посылку) Петрову девять лет, значит, он ученик.

Аналогия – рассуждение, построенное на основе подобия фактов и ситуаций. Для создания корректной аналогии необходима не только логика, но и воображение.

Объяснение – рассуждение, в котором известен вывод, но не известны посылки, из которых он проистекает. Их устанавливают исходя из собственного опыта, эрудиции и интуиции. Объяснение не претендует на единственно правильную трактовку предмета речи, оно лишь указывает на возможность предлагаемого вывода.

Рассуждения строятся на основе дедукции или на основе индукции. В первом случае говорят о прямом рассуждении, основанном на аналитическом развертывании мысли: от общего к частному, от рода к виду, от целого к частям, от формулировки тезиса к аргументам. Прямое рассуждение используется, если адресант уверен в нейтральности или благожелательности адресата. Во втором случае речь идет об обратном рассуждении, представляющем синтетическое развитие мысли: от частей к целому и т.д. Оно предпочтительно, если адресант предполагает неполное приятие или даже отторжение излагаемой позиции адресатом.

Заметим, что с точки зрения логики как абсолютно надежные оцениваются только дедуктивные рассуждения, а индуктивные и рассуждения по аналогии характеризуются как правдоподобные (вероятностные). ​

Наиболее распространенными недостатками рассуждения являются:

1. Хаотичное построение, например: Если сравнить европейскую культуру с домом, то христианство можно было бы назвать фундаментом. Ибо христианство оказало решающую роль на развитие искусства, науки и ремесел. А поскольку христианские монахи с давних пор занимались виноделием, неудивительно, что именно в виноградарских районах нашей страны находится большинство памятников церковной архитектуры. Выбранная здесь схема рассуждения является одновременно индуктивной и дедуктивной: за тезисом следует аргумент, связанный со следующим аргументом, но уже относящимся к другому тезису. Обычно выбирают какой-нибудь один способ рассуждения: от общего (тезиса) к частному (аргументам) или от частного (примеров) к общему (тезису-выводу).

2. Банальные рассуждения, не приводящие к появлению новых знаний, например: Чистая речь нужна нам, как чистый воздух. Нужна для того, чтобы легче жилось и дышалось. В этом случае следует применить правку-сокращение.

3. Отсутствие логической связи между аргументами и тезисом. Читатель не только воспринимает такое доказательство как неубедительное, но и ощущает отсутствие связности в тексте, например: Иоганн Ибах обладал тонким чутьем подспудных сдвигов. Эпоха Просвещения пробудила интерес к экспериментированию, к техническим проблемам. Юность и отвага котировались чрезвычайно высоко. Людвигу ван Бетховену и Фридриху Гегелю было по 24 года, Наполеону Бонапарту и Александру фон Гумбольдту исполнилось 25. 28-летний Иоганн Ибах, взявшись за создание нового, ударно-клавишного, музыкального инструмента, угадал веяние времени. Причинно-следственная связь между коммерческим чутьем и возрастом совсем не очевидна. Не спасает доказательство и ссылка на отвагу, поскольку к творческой отваге примешана храбрость полководца. А аргумент об интересе к техническим проблемам вообще выглядит чужеродным в этом контексте.

4. Ошибки в аргументах: «предвосхищение вывода», «поспешное обобщение» при индуктивном рассуждении; выбор ошибочной аналогии.

5. Противоречие в аргументах.

6. Наличие избыточных аргументов и фактов. Необходимый для доказательства информационный минимум - от 3 до 5 аргументов, 3-5 цифр, 3-5 фамилий или 3 иллюстрации. Каждый аргумент разбирается подробно в так называемом «гомеровом порядке»: сначала достаточно убедительный (средней силы), затем правдоподобный (слабый) и, наконец, самый сильный. Оставшийся материал хоть и называется полезным, зачастую им лучше пожертвовать, поскольку он все равно не запоминается и только усложняет восприятие целого. Рассмотрим пример: Экономические реформы 90-х годов прошлого века привели страну к социальной катастрофе. Школа в Красноуфимске Свердловской области. Гардеробщица получает 80 рублей в месяц. Уборщица - 90. Рабочий по обслуживанию здания (столяр, плотник, стекольщик, сантехник, грузчик - все в одном лице) - 120 рублей. Учитель начальных классов - 190. Проездной билет в автобусе стоит 80 рублей. Прожиточный минимум в стране составляет 432 рубля в месяц. Нужны ли комментарии? Здесь первые три аргумента можно отвергнуть сразу: зарплата гардеробщицы, уборщицы и рабочего не показательна для оценки справедливости оплаты труда в школе. Убедительнее было бы сравнить зарплату учителя с тем, сколько он тратит в месяц на транспорт, чтобы добраться на работу, и добавить данные о прожиточном минимуме.

7. Неравноценность аргументов по силе, при устранении слабых и ненадежных остается единственный аргумент. В подобных случаях не рекомендуется предварительно называть число аргументов и в ходе рассуждения проводить между ними границы. Следует помнить, что единственный аргумент обычно в расчет не принимается. Например: Композитор Игорь Крутой признается, что... многие считают: выступить в «Песне года» возможно, лишь сотрудничая с ним. Нелестную легенду Игорь Яковлевич опровергает двумя утверждениями. В финале «Песни года» исполняется около 50 вещей, его перу принадлежат как правило 5 - 6. А поверят в его беспристрастность или нет, ему неважно: «Я-то знаю, что я хороший».

8. Невнятные уподобления, противоречивые сравнения, избыток экспрессивных средств оформления мысли, например: Немецкое научно-исследовательское общество в значительной степени делает свою поддержку зависящей от качества, так как равномерное распределение материальных средств по принципу лейки ни в коей мере не способствует достижению выдающихся результатов (можно только догадываться, что такое «принцип лейки»). Рациональная аргументация обычно выигрывает, если ее подкрепить иррациональной, т.е. основанной на образном (сравнение в тексте, рисунок или фотография под текстом) или эмоциональном воздействии (восклицания, вопросы, градации, выбор эмоционально окрашенной лексики, отбор фактов, вызывающих сильные чувства). При этом образность не должна подменять доказательство.

9. Излишняя лаконичность либо многословие аргументации.

10. Неправильное расположение аргументов (стандарт: в начале аргумент средней силы, в середине – слабый, в конце сильный)

11. «Переход на лица» – отказ от обсуждения тезиса для обсуждения оппонента.


 

Билет №42.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...