Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Требования к минимуму содержания дисциплины




3. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Язык как знаковая система. Язык как важнейшее средство общения. Язык и речь, их роль, функции, особенности, соотношение.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи. Функционально-смысловые типы речи. Функциональные стили современного русского литературного языка. Взаимодействие и взаимопроникновение стилей.

Художественный стиль в системе функциональных разновидностей литературного языка. Подстили художественного стиля. Жанры художественной речи. Особенности, средства и приемы выразительности.

Научный стиль в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Подстили научного стиля. Жанры научной речи. Специфика элементов различных языковых уровней, языковые средства.

Официальный стиль в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Сфера функционирования, видовое и жанровое разнообразие, языковые средства, специальные приемы и речевые нормы. Подстили официального стиля. Жанры официальной речи. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи. Речевой этикет в документе.

Публицистический стиль в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Устная и письменная разновидности публичной речи. Подстили публицистического стиля. Жанры публицистической речи. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи.

Разговорный стиль в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов, разграничение разговорности и просторечия. Подстили разговорного стиля. Жанры разговорной речи.

Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Контактоустанавливающие речевые действия. Основные этапы подготовки и проведения публичной речи. Приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Правила построения публичной речи и композиция устного публичного выступления. Логические законы, этические нормы, эстетические качества публичной речи. Основные виды аргументов. Вербальное оформление публичного выступления.

Речевая (языковая) норма, ее особенности и роль в становлении и функционировании литературного языка.

Культура речевого общения. Правильность речи. Речевое мастерство. Лексические (тропы) и синтаксические (фигуры) средства выразительности речи. Орфоэпические нормы. Направления совершенствования навыков устной и письменной речи: литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление, дикция, др.

Невербальные средства коммуникации. Виды невербальных средств коммуникации. Трансформации невербальных средств коммуникации в вербальные.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Раздел 1. Язык и речь

Язык как знаковая система. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Функции языка. Языковая компетенция как понимание системы национального языка. Язык и общество. Язык и культура. Естественные и искусственные языки. Взаимовлияние языков.

Русский язык в системе языков мира. Русский язык как способ существования национального мышления и культуры, как знаковая система передачи информации.

Речь как деятельность и продукт деятельности. Виды речевой деятельности. Речевое действие. Речевая ситуация. Этапы порождения речи. Речевой акт как единица нормативного социоречевого поведения, его основные характеристики. Язык и речь, их функции, особенности и соотношение. Формы речи: устная, письменная, внутренняя – и их специфика. Монолог, диалог, полилог. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты речи. Речь в межличностном общении и социальном взаимодействии.

Национальный язык и его разновидности: литературный язык, территориальный диалект, социальный диалект (жаргон), просторечие.

Литературный язык как высшая форма национального языка. Функциональные разновидности литературного языка: книжная и разговорная, их специфика.

Территориальные диалекты русского языка. Основные группы диалектов.

Социальные и профессиональные жаргоны, их признаки и свойства. Особенности сленга, койне, пиджинов, др.

Просторечие как разновидность общенародного языка. Анормативность как свойство просторечия.

Лексические, грамматические, морфологические и фонетические особенности разновидностей языка.

Лексический состав языка. Состав современной русской лексики. Источники русской лексики (исконная и заимствованная лексика). Способы освоения заимствованных слов русским языком. Слово как основная номинативная единица языка. Функции слова. Слои лексики: нейтральные, стилистически окрашенные и эмоционально-оценочные слова. Виды лексических единиц. Устаревшие слова (архаизмы, историзмы). Неологизмы. Тестирование стиля речевого общения по специфике использования лексических средств. Лексическое значение слова и понятие. Типы лексических значений слов. Грамматическое значение слова. Словообразовательное значение слова.

Однозначность / многозначность слова. Виды изменений значения слова. Омонимия. Виды омонимии. Возникновение омонимов. Разграничение омонимии и многозначности. Синонимия (лексическая, словообразовательная, стилистическая). Типы синонимов. Синонимия и полисемия. Контекстуальные синонимы. Антонимия. Антонимия и полисемия. Контекстуальные антонимы. Словосочетания разной степени устойчивости. Фразеология. Классификации фразеологизмов по степени слитности, по происхождению, по стилистической принадлежности.

Типы соответствующих словарей и принципы работы с ними.

 

Раздел 2. Речевая коммуникация

Речевая коммуникация как форма взаимодействия людей в процессе познавательно-трудовой деятельности. Вербальная и невербальная коммуникация. Типы речевой коммуникации по способу выражения, количеству участников, цели, характеру ситуации. Экстралингвистические факторы речевой коммуникации. Структура речевой коммуникации. Ее основные единицы: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Правила и тактики речевого общения. Типы, виды и формы речевой деятельности. Речевое поведение и его виды. Коммуникативная компетенция. Эффективность речевого взаимодействия.

Речевой этикет как выработанные обществом правила речевого поведения. Этикетное общение как реализация коммуникативных потребностей человека. Национально-культурные особенности русского вербального и невербального этикетного общения. Использование этикетных формул с учетом социальных, возрастных и психологических факторов и сфер общения. Виды устойчивых этикетных форм и формул. Стереотипы и творчество в речевом этикете. Правила ведения спора, дискуссии. Речевой этикет в Интернете и тенденции его развития.

Невербальные средства: паралингвистические, проксемические, кинесические, фонационные и другие – коммуникации и их характеристика. Трансформации невербальных средств коммуникации в вербальные. Межнациональные различия невербальных средств коммуникации.

 

Раздел 3. Функционально-стилистический состав речи

Типы речевых ситуаций и функциональные разновидности современного русского литературного языка. Понятие функционального стиля, его классификация. Взаимодействие и взаимопроникновение стилей.

Официально-деловой стиль в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Сфера функционирования, функции, лексические, морфологические и синтаксические особенности стиля. Видовое и жанровое разнообразие, языковые средства, специальные приемы и речевые нормы, особенности структурирования и оформления жанров в данном стиле. Виды официально-деловых текстов. Особенности их структуры и оформления. Официальные тексты: языковые средства, приемы, речевые нормы. Формализация и унификация языка официальных документов. Интернациональные свойства деловой речи. Речевой этикет в документе.

Научный стиль в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Сфера функционирования, функции стиля, лексические, морфологические и синтаксические особенности. Специфика элементов различных языковых уровней, языковые средства, специальные приемы и речевые нормы в разных сферах и жанрах научного стиля. Виды научных текстов. Научный текст как способ и средство общения между специалистами. Разновидности жанров письменных и устных научных текстов. Специфика языка научных текстов. Тема и подтема как объект рассмотрения в научном тексте. Логическая схема и композиция. Рубрикация. Абзац как структурная единица письменного текста.

Первичные и вторичные научные тексты. Трансформация текста, его структурные и содержательные изменения и особенности. Законы компрессии как основа построения вторичных текстов. Назначение и виды вторичных текстов. Аннотация как вид сжатой характеристики первичного текста. Реферат как краткое изложение основной информации первичного текста. Конспект как вид вторичного текста на основе свертывания информации устного письменного первичного текста. Тезисы как формулировка основных положений первичного научного текста.

Публицистический стиль в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Сфера функционирования, функции стиля, лексические, морфологические и синтаксические особенности. Устная и письменная разновидности публичной речи. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств. Жанры текстов: побуждения, ретроспекции, описания, повествовательные, рекламные, полилоги, др.

Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Контактоустанавливающие речевые действия. Приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Основные этапы подготовки и проведения публичной речи. Правила построения ораторской речи и композиция устного публичного выступления. Логические законы, этические нормы, эстетические качества речи. Основные виды аргументов. Вербальное оформление публичного выступления: информативность, правильность, краткость, точность, понятность, логичность, ясность, выразительность, эмоциональность публичной речи, лексическое, фразеологическое и интонационное ее богатство. Невербальная поддержка устной публичной речи, ее особенности.

Художественный стиль в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Сфера функционирования, функции стиля, лексические, морфологические и синтаксические особенности. Средства и приемы выразительности. Жанры художественной речи.

Разговорный стиль в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Сфера функционирования, функции стиля, лексические, морфологические и синтаксические особенности. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов, разграничение разговорности и просторечия.

 

Раздел 4. Речевая норма. Культура речевого общения

Понятие речевой (языковой) нормы, ее роли в становлении и функционировании литературного языка. Лингвистическая и экстралингвистическая обусловленность, устойчивость и динамичность, историческая изменчивость, обязательность нормы, вариативность как характерные особенности речевой нормы. Формирование и эволюция нормы. Признаки нормативности языкового явления.

Современная литературная норма и ее кодификация. Понятия «норма литературного языка», «вариант литературной нормы». Основные типы норм: орфоэпические, морфологические, синтаксические, стилистические, лексические, правописания.

Современные произносительные нормы: орфоэпические и акцентологические. Правила литературного произношения. Особенности русского ударения. Тенденции изменения произносительных норм. Интонация как компонент организации и членения речевого потока.

Современные грамматические нормы: морфологические и синтаксические. Основные типы грамматических ошибок.

Современные лексические нормы речи. Виды лексических ошибок. Стилистически оправданное нарушение нормы. Речевая выразительность.

Современные нормы правописания: орфографические и пунктуационные. Типичные случаи нарушений норм правописания.

Понятие культуры речи. Нормы культуры речи. Правильность речи (нормы произношения, грамматики, стилистики). Коммуникативная целесообразность речи. Точность высказывания. Логичность речи. Ясность и доступность изложения. Чистота речи. Выразительность речи. Эстетичность речи. Уместность высказывания. Богатство речи. Речевое мастерство. Лексические (тропы) и синтаксические (фигуры речи) средства выразительности.

Особенности служебно-делового общения, требования речевой коммуникации в деловой среде. Деловая беседа, совещание, переговоры.

Механизмы порождения и восприятия устной и письменной речи и овладение способами ее подготовки и контроля. Текст как продукт речевой деятельности. Психологические закономерности порождения и восприятия текста для обеспечения письменной передачи мысли от автора к реципиенту.

Особенности передачи логического ударения в письменной речи. Порядок слов как смыслоразличительное и стилистическое средство. Способы передачи логических акцентов высказывания в письменной речи. Понятие о «смещенном логическом ударении». Логичность как одно из качеств речи. Языковые причины нарушения логики высказывания: причины появления двусмысленности и способы ее устранения, влияние неправильного построения и оформления синтаксической конструкции на смысл текста.

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, преподается в 1 семестре:

семестр

трудоемкость

форма промежуточной аттестации

всего

аудиторная нагрузка самостоятельная работа студентов экзамен
ЗЕТ час. час. час. час.
лекции – 32 практические занятия – 32 экзамен

Таким образом, основными формами организации учебного процесса по дисциплине «Русский язык и культура речи» являются лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов (выполнение внеаудиторных заданий, подготовка к лекциям и практическим занятиям, а также к промежуточному тестированию и письменному экзамену):

─ на лекциях освещаются ключевые темы и проблемы курса;

─ практические занятия предполагают анализ теоретических вопросов и выполнение практических заданий, на них также представляются студенческие доклады и реферативные сообщения, осуществляется текущий контроль и тестирование;

─ самостоятельная работа осуществляется студентами на основе учебников, учебных и учебно-методических пособий, а также словарно-справочной литературы.

Поскольку для нефилологических специальностей дисциплина «Русский язык и культура речи» носит преимущественно практический характер, поэтому б о льшая часть времени на занятиях посвящена практическому овладению нормами литературной речи, в первую очередь, в условиях делового и научного общения, совершенствованию культуры речи и коммуникативных качеств личности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...