· Слушание и разучивание фольклорных произведений.
· Развлечение.
Содержание проекта
Тема
Содержание
Работа с родителями
Срок выполнения
Диагностика
Диагностика на выявление имеющиеся у детей знаний о народных традициях и обрядах: наречение имени, коляда, масленица, национальном костюме русского народа, умение играть в народные игры, использование в речи малых фольклорных жанров
Анкетирование
Сентябрь
Рукам работа – душе праздник
Рассматривание предметов труда и рукоделия- познакомить с предназначением и использованием орудий труда, воспитывать интерес к истории русского народа
Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» - формировать представления о быте, особенностях народных сказочных персонажей, их характере, особенностей
Дидактическая игра «Что для чего», загадки о предметах труда -обогатить знания о предметах труда, развивать умение рассуждать, анализировать текст загадки
Общение по теме пословиц: «Маленький, да удаленький», «Палец о палец не ударит» - формировать культуру речевого общения; обогащать речь детей образными выражениями
Слушание русских народных песен «Во кузнице», «Лен зеленой» -воспитывать интерес к народной песне, понимать ее особенности, протяжность, мелодичность
Сюжетно-ролевая игра «Веселая ярмарка» - формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности
Подвижные игры: «Капуcта», «Бой петухов»- совершенствовать умения согласовывать действия со словами текста, соблюдать правила игры; развивать ловкость, выносливость
Пополнение мини музея «Русский уголок» предметами быта и рукоделия
Консультация «Устное народное творчество»
Изготовление поделок к ярмарке
Октябрь
Мило тому,
у кого много всего в дому
Общение с использованием презентации «Русская изба» - обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора, развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
Экскурсия в мини музей «Русская изба» - формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к истории своего народа
Дидактические игры: «Что для чего», «Что сначала, что – потом» - закреплять знания о старинных предметах, орудиях труда русского народа
Подвижные игры: «Змея», «У дядюшки Трифона» - учить четко проговаривать слова, соблюдать правила игры; развивать двигательную активность
Посиделки «У самовара» - расширять знания о гостеприимстве, хлебосольстве; формировать культуру общения на основе русских традиций
Изготовление атрибутов к д/и «Русская изба»
Стендовый доклад «Русское чаепитие»
Ноябрь
Русский наряд
Общение с использованием презентации «Как одевались в старину» - познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов
Моделирование русского костюма –развивать умения устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой, вызвать интерес к процессу преобразования и изменения одежды
Д/и «Что сначала, что потом»- учить устанавливать связи между национальной русской и современной одеждой; развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, выражать свою точку зрения
Рассуждение на тему поговорок«Встречают по одежке», «Береги платье снову» - развивать умение понимать смысл пословиц, обогащать речь детей образными выражениями
Подвижные игры «Заря», «Краски»- развивать быстроту, ловкость, внимание; умение согласовывать слова с игровыми действиями
Изготовление пособия к дидактической игре «Наряди куклу»,
альбом «Русский народный костюм»
Декабрь
Веселая Коляда
Общение с использованием презентации «Веселая Коляда» - познакомить детей с особенностями древнего русского обряда «Колядки» - хождение по домам с исполнением колядных песен, одаривание колядовщиков, игры, гадания
Разучивание колядных песен - развивать умения выразительно исполнять колядки: хвалебную, просительную, корительную и знать порядок их исполнения
Игры: «Волшебный клубок», «Мороз-красный нос» - развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений, умение соблюдать правила игры
Развлечение «Мы идем колядовать» - способствовать непринужденному речевому общению на основе совместной деятельности; воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями
Консультация «Как колядовали в старину»
Помощь и участие в рождественских колядках
Январь
Масленица-Комоедица
Беседа«Как на Руси зиму провожали, весну встречали»- познакомить с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины
Слушание русских народных песен «Жаворонушки! », «Едет Масленица»- развивать восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость и способствующих накоплению фольклорного багажа
Разучивание закличек- развиватьэмоциональное восприятие текста, чувство родного языка
Подвижные игры «Горелки», «Малечина-калечина»- обогащать двигательный опыт детей народными играми, способствовать пониманию их самобытности, воспитывать доброжелательные, партнерские отношения
Развлечение «Веселая Масленица» -воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня, развивать положительные эмоции от совместной деятельности с родителями
Консультация «Масленичная неделя»
Помощь и участие в проведении праздника
Февраль
Полна хата детей, так
и счастливо в ней
Беседа «История возникновения имен, фамилий» - познакомить с историей возникновения имен, фамилий; развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми
Рассказывание сказки «Никита Кожемяка» с последующим обсуждением - развивать у детей интерес к познанию; познакомить с былинным творчеством русского народа, совершенствовать речевые навыки
Слушание и разучиваниеколыбельных песен, прибауток, скороговорок с именами - обогащать эстетические чувства и впечатления детей к русскому фольклору: песням, прибауткам; умение использовать в собственной речи образные сравнения, олицетворения
Подвижные игры «Жмурка и бубенец», «Цепи», «Молчанка»- развивать у детей умение действовать по сигналу, выдержку, творческий подход к игре
Обыгрывание обряда «Наречение имени»- обогащать представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен
Папка-раскладушка «Имя – не просто слово»
Общение родителей с детьми «История твоего имени»
Изготовление паспорта «Мое имя»
Помощь в организации и участие в обряде
Март
Используемая литература:
1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
2. Рубец, Е. А. Воспитание духовности у подрастающего поколения в русской народной педагогике: диссертация к. п. н. Пятигорский гос. лингв. университет, Пятигорск, 2012г.
3. Терещенко, А. В. Быт русского народа. Ч. I / Вступ. ст. А. Ф. Чистякова – М.: Русская книга, 1997г. - (Народная мудрость) http: //az. lib. ru