Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Посиделки. ЭКСКУРСИЯ




Посиделки

Тема: «К бабушке Варварушке в гости на оладушки» Речевое познавательное. Знакомить с предметами быта в избе, их значением и назначением. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним.

Детей встречает бабушка Варварушка.
Варварушка: Здравствуйте, какие вы нарядные. Проходите, ребятушки малые в мою горницу, садитесь на лавочки. Буду с вами в игры играть, загадки загадывать, сказки рассказывать, покажу свои предметы старинные, накормлю оладушками. Хорошо у меня в избе, тепло, а сколько добра всякого – видимо не видимо. И лавочки есть, и стол, а что ещё есть в горнице?
(дети перечисляют предметы домашней утвари)
Варварушка: Ребятки, отгадайте загадку: \
Наша барыня – сударыня
Толста и бела,
Щей да каши наварила
Пирогов напекла. (печка)
Варварушка: Печка – матушка, она всем в доме правит: и накормит, и обогреет. Если голоден, щами угостит или кашей с маслом (вынуть ухватом чугун из печи с кашей) А я не одна в избе живу. Живёт со мной кот Васька, ночью он мышей ловит, а днём на печке греется и спит. Давайте с ним поиграем.
(дети подходят к печи, хлопают в ладоши, будят кота. Кот (ребёнок в шапочке)выходит из – за печи.
Игра « Кот на печку пошёл».
Дети: (идут в хороводе) Кот на печку пошёл,

Горшок каши нашёл,

Горшок каши горяч,

Не даётся, хоть плачь. (Дети останавливаются)

Кот: («варит кашу», выполняет круговые движения рукой)

Уж я кашу люблю,

С мёдом, маслом варю,

Каша сладкая, пшеничная,

И на вкус она отличная.

Дети: (идут в центр круга и обратно, притопывая)

На печи калачи,

Как огонь горячи,

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются.

Кот: (перекладывая из руки в руку «горячие пряники»)

Уж я пряники люблю,

Уж я пряники стужу,

Остужу – угощу.

Вас отведать приглашу. (присаживается на корточки, «спит»)

Дети: (крадутся, хлопают в ладоши, будят кота – убегают, кот их ловит)

Мыши раз про то узнали. Мигом пряники забрали. Кот проснулся – в самом деле!

Кот: Мыши пряники все съели!

Варварушка: Ох, и весело поиграли. Устали, садитесь, отдохнём, а кот за печку спать пойдет. Есть у меня сундучок, давайте его откроем и загадки отгадаем.
-Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
-Зубов много, а ничего не ем (гребешок)
-На кольце одном ведёрко вверх дном (напёрсток)
-Говорит дорожка

Два вышитых конца

Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица.

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня (полотенце)(выслушиваются ответы детей, показываются предметы)
Варварушка: Молодцы, внучата, все загадки знаете. Вот как я весело живу. Во всём мне помогают мои помощники. Они и воды принесут, и печь затопят, и кашу сварят, и в избе чистоту наведут, и уточек и курочек покормят. А ваши ручки вам помогают?
Пальчиковая гимнастика « Домашние птицы»
Есть у курочки цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок,

У каждой мамы – малыши

Все красивы, хороши,

Да и наши малыши

Все красивы, хороши.

Варварушка: Скажите, понравилось вам гостить у Варварушки? А что понравилось?

Спасибо вам за радость, которую мне доставили!

ЭКСКУРСИЯ

ТЕМА: «7 особенных мест в русской избе»

Цель: Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц.

 

-Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу – «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом – микрокосм в макрокосме, свое, противостоящее чужому.

-Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.

1
Двери

Вот мы вошли в русскую избу, переступили порог, что может быть проще!

Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.

2
Печь

Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить, истопить». Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.

3
Красный угол

 

В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков – те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.

4
Стол

Неотъемлемая часть красного угла – стол. Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.

5
Лавки

Вдоль стола, вдоль стен – обратите внимание! – лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.

6
Матица

Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

7
Окно

Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда угроза проницаемости. Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было нежелательным: если залетит в окно птица – быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит», «Барыня на дворе, а рукава – в избе»). Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...