Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы развития словаря детей дошкольного возраста




Содержание

 

Введение

.   Дошкольное образовательное учреждение

    Основы развития словаря детей дошкольного возраста

    Периодизация развития речи у детей

    Методика развития словаря у детей дошкольного возраста

    Комплексные занятия в работе педагога дошкольного образовательного учреждения

.   Диагностика и формирование словаря у детей дошкольного возраста

    Определение уровня речевого развития дошкольников второй младшей группы

    Комплексные занятия по развитию речи дошкольников

    Диагностика речевого развития детей в подготовительной группе

Заключение

Список литературы

Приложение

 


Введение

 

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, что обуславливает особую актуальность выбранной темы. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Актуальность исследуемой темы связана с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающиеся на новых технологиях обучения. Поэтому следует изучать особенности формирования словарного запаса и его взаимосвязь с воспитанием ребенка. Система занятий по развитию речи - один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей дошкольного возраста на комплексных занятиях. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении знаний).

Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др. Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский).

Цель исследования состояла в том, чтобы определить влияние комплексных занятий на развитие речи детей дошкольного возраста.

Объект исследования - развитие речи дошкольников.

Предмет исследования - комплексные занятия по развитию речи дошкольников.

Задачи исследования:

) изучить психолого-педагогические основы и периодизацию развития речи детей дошкольного возраста.

) раскрыть методику развития словаря у дошкольников.

) выявить влияние комплексных занятий на развитие речи детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: если на основе базисной программы разработать систему комплексных занятий, направленных на совершенствование работы по развитию речи, то можно получить следующие результаты:

повысить уровень речевого развития старших дошкольников;

обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию дошкольников;

повысить эффективность работы воспитателей по формированию у детей коммуникативных умений.

Методы исследования:

изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

наблюдение за деятельностью дошкольников;

опытно-экспериментальная работа, направленная на развитие речи дошкольников.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

 


Дошкольное образовательное учреждение

Основы развития словаря детей дошкольного возраста

 

Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку - одна из главных. Эта общая задача включает частные, такие как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи.

«Речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовя почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности».

Речь развивается в процессе подражания. Возможности естественной среды, в которой растёт ребёнок, являются развивающим потенциалом. Он складывается спонтанно и может быть благоприятным для речевого развития ребёнка и не очень, поэтому в программе особое место отводится специально организованной речевой среде, призванной обеспечить эффективное общение детей с воспитателями и друг с другом.

Основная единица языка - слово, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. Вместе с тем познавательное развитие, формирование понятийного мышления немыслимы без усвоения новых слов.

Таким образом, обогащение и активизация словаря в общей системе речевой работы в детском саду занимают очень важное место.

Разные стороны грамматического строя языка - синтаксис, морфологию, словообразование - ребёнок усваивает постепенно (в каждом возрасте свои приоритеты).

«Все достижения ребёнка в овладении родным языком отражаются в связной речи. Связная монологическая речь, способность к словесному формированию и формулированию мысли рождаются в диалоге - наиболее естественной форме речевого общения нескольких людей. Детей следует учить диалогу. В результате бытовой ситуации разговор постепенно перерастёт в произвольную контекстную речь, богатую и разнообразную».

Целенаправленная работа по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения обеспечивает условия для решения задачи по подготовке детей к обучению грамоте. В процессе специального обучения дошкольники начинают воспринимать устную речь как языковую действительность (составляют предложения, выделяют в них слова, делят слова на слоги и составляют из них слова).

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателям - в детском саду, родителям дома. От культуры речи взрослых, от того, как они общаются с ребёнком, зависят успехи дошкольника в усвоении родного языка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...