Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплексные занятия по развитию речи дошкольников




 

Для достижения поставленных целей по формированию знаний, умений и навыков к концу дошкольного возраста воспитателями активно используются комплексные занятия по различным темам. Были проанализированы 3 комплексных занятия во второй младшей, средней и старшей группах.

Конспект комплексного занятия по развитию речи во второй младшей группе, тема «Забавные мышата».

Программное содержание:

Упражнять детей в правильном и четком произношении звука П, звукоподражаний и слов с этим звуком; закрепить произношение звука П во фразовой речи. Учить детей отгадывать загадки, выполнять поделку из природного материала и пластилина. Упражнять в количественном счете. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику кистей рук. Ввести в словарь детей слово «портфель», речевые формы вежливого общения «приятно познакомиться, «спрашивайте, пожалуйста», «до свидания, приходите еще». Воспитывать вежливость, интонационную выразительность речи. Оборудование:

Три игрушечных мышонка и кошка, заводная игрушка «мышь», муляжи помидора, апельсина, перца, а также печенье, капуста, портфель, ключик, округлые морские или речные камни (окатыши), пластилин, сухие сосновые иголки.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, что я вам принесла. (Показывает портфель). Такая сумка называется «портфель». Повторите это слово. Портфель. (Дети повторяют). Но портфель наш не пустой. А вот что же скрывается внутри, нам подскажет загадка:

Загадка о мышке


Серые крошки,

боятся кошки.

Под полом живут,

Все туда несут:

Хлеб, сахар, сало и даже ватку

Деткам на кроватку.

 

О ком эта загадка? (Ответы детей). Правильно, о мышке. (Открывает портфель и достает игрушечных мышат). Вот они, мышата. Ой, сколько же их здесь! Помогите сосчитать мышат. (Воспитатель расставляет мышат в ряд, а дети считают). Так сколько же мышат пожаловали к нам в гости? (Ответы детей). Верно, три мышонка.

Мышата очень любят играть в разные игры. А вы, ребята, любите играть? (Ответы детей). Тогда давайте поиграем. Артикуляционная гимнастика.

Представьте, что ваш язычок, это мышонок. Спрячьте его в норке-ротике. Вот наш мышонок-язычок чуть-чуть выглянул из норки. Смелее, мышонок, выглядывай! Посмотрел мышонок вверх, нет ли тучек на небе. Посмотрел вниз - нет ли луж на земле.

И от радости забегал туда-сюда. А потом вокруг норки (вокруг губ). Ай да мышонок! А какие песенки он умеет петь! Был у мышонка игрушечный пистолет и стрелял он так:

«п-п-п» (произнесение изолированного звука).

А теперь давайте познакомимся с мышатами. Их имена Пи, Па и По. Вежливые люди при знакомстве говорят: «Приятно познакомиться». Мы с вами вежливые люди? (Ответы детей). Тогда давайте скажем мышатам: «Приятно познакомиться». (Дети говорят).

Послушайте песенку мышат:

 


Мы веселые мышата - Пи, Па, По!

Никого мы не боимся, Пи, Па, По!

Даже кошки не боимся, Пи, Па, По!

(Появляется игрушка-кошка)

Ой, спасите, помогите! Пи, Па, По!

 

Вам понравилась песенка мышат? (Ответы детей). Давайте повторим ее еще раз. А вы, ребята, помогайте мне - подсказывайте имена мышат. (Дети выполняют задание).

Что закричали мышата, когда увидели кошку? (Ответы детей).

А как пищат мышки? (Ответы детей). Пи-пи-пи! У нас в группе есть игрушка - заводная мышка. Вы много раз играли с нею. А сейчас поиграем по-другому. Вы будете заводными мышками в магазине игрушек. Каждого из вас я буду «заводить» вот этим ключиком (показ), а вы после этого будете бегать и пищать «пи-пи-пи, мышонка купи».

Подвижная игра «Заводные мышата»

(Воспитатель следит за тем, что бы дети не толкали друг друга).

Наши гости мышата трусливые ребята. У них в портфеле есть много разных предметов. Но мышата не знают их названий, а спросить у вас боятся. Давайте сами вежливо предложим им свою помощь. Для этого достаточно сказать: «Спрашивайте, пожалуйста». (Воспитатель предлагает детям по очереди произнести эту фразу, после чего достает из портфеля по одному предмету). Дидактическая игра «Назови предмет» (Помидор, апельсин, капуста, перец, печенье).

Молодцы, ребята! Вы уже большие, воспитанные дети, и умеете не только играть, но и трудиться. Давайте покажем малышам-мышатам, как мы умеем делать поделки! Вот из этих камешков и пластилина сделаем… мышек! А чтобы наши пальчики хорошо работали, сделаем для них разминку.

Пальчиковая гимнастика «Мышонок»


А мизинцы, как мышата

Тоже вздумали играть.

Что за ловкие ребята!

Как же можно их ругать!

 

(Дети по образцу воспитателя сцепляют мизинцы и тянут руки в разные стороны влево-вправо, меняя руки местами).

 

Наш мышонок хочет спать,

Ищет он себе кровать.

Ну и соня, что за соня,

Он улегся на ладони.

 

(Дети растопыривают пальцы, а затем сгибают большой палец, прижимая его к ладони. Остальные пальцы соединяют и сгибают их, как бы «укрывая» одеялом). Ручной труд «Мышка»

Выполняется из: округлых морских или речных камней (туловище); пластилина, путем налепливания (нос, глаза, уши, хвост); сосновых сухих иголок (усики). Положительная оценка работ.

Ребята, а как вежливо попрощаться с мышатами? (Ответы детей) До свидания! Приходите еще! А наше занятие окончено.

Комплексное занятие по развитию речи в средней группе по теме урок вежливости «Письмо доброго сказочника»

Цель: 1) раскрыть детям значение слова «нельзя», учить детей участвовать в беседе.

) учить детей сравнивать количество предметов, расположенных попарно, отбирать необходимое число предметов.

Использовать мазки, точки, дуги. Материал: конвертики разного цвета; лист бумаги с нарисованными на нем двумя группами значков, образец росписи по кругу, краски, круг из бумаги, диаметром 18 см.

Содержание:

. Воспитатель: «Сергей любит свою бабушку, но жалуется на то, что она часто произносит слово «нельзя». Услышал жалобы добрый сказочник и написал всем ребятам письма - рассказы о том, что такое «нельзя» и что такое «можно». Вот и к нам пришли такие письма (показывает конверты) Что в них написано?

Письмо первое:

Илья и Саша вышли во двор погулять и куда-то пропали. Бабушка, мама беспокоятся, ищут мальчиков. Мама чуть не плачет. Куда они ушли? Что с ними случилось? Оказалось, что они увидели новый автобус возле дома и побежали на другую остановку еще посмотреть на него.

Воспитатель: «Что бы вы сказали о мальчиках?» (Дети высказывают свое мнение).

Воспитатель: «Нельзя куда-либо уходить или что-либо делать, не предупредив старших. Это тревожит и огорчает их».

Письмо второе:

Мальчик получил в подарок игрушку-машину. Он принес ее в детский сад, показать ребятам, но играть не давал. «Моя машина!»

Воспитатель: «Что бы вы подумали или сказали о таком мальчике?»

Сказочник говорит: «Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты один».

Письмо третье: Маша увидела в детском саду новую маленькую куклу. Она так понравилась девочке, что та захотела взять ее домой, показать маме. Скоро девочки стали искать куколку, но Маша молчала о том, что она решила унести ее домой. Воспитатель: «Правильно ли поступила Маша?»

Дети: «Нельзя брать себе без предупреждения то, что принадлежит всем детям. Нельзя, даже если очень хочется».

Воспитатель: «Слово «нельзя» - это мудрое запрещающее и предупреждающее слово. Оно учит, как нельзя, не надо поступать, делать. Затем детям предлагается поиграть в игру: «Узнай, чего больше?»

. Детям показывают лист бумаги с нарисованными на нем двумя группами значков, расположенных попарно: в каждой паре по одному значку из каждой группы, например, кружок - крестик, кружок-крестик, кружок.

Взрослый объясняет, что кружок - это как будто лодки, а крестики - спортсмены.

Чего больше, лодок или спортсменов?

Всем ли спортсменам хватает лодок?

После ответов на эти вопросы можно предложить отобрать из набора столько лодок и спортсменов, сколько нарисовано кружков и крестиков.

На рисовании дети украшают блюдечко в подарок волшебнику.

Сначала рассматривается образец.

Уточняется расположение узора, составляющие его элементы и цвет. Намечается последовательность его выполнения. Затем дети рисуют такой же узор. Ребята дарят волшебнику красивое блюдечко.

Воспитатель анализирует работу детей на занятии. Дает установку на последующую деятельность.

Конспект комплексного занятия в старшей группе по развитию речи «В заколдованном лесу»

Цели:

Расширение и активизация словаря по теме: «Осень».

Активизация словаря определений.

Упражнение в употреблении слов - антонимов.

Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Упражнение в составлении предложений, употреблении однокоренных слов

Развитие логического мышления.

Развития мелкой моторики рук.

Воспитание доброго отношения друг другу.

Приветствие

Ребята! я очень рада вас видеть. Представьте, что вы домашние животные и я хочу с вами поздороваться.

Здравствуйте, котята!

Мяу-мяу-мяу! (Моют лапки)

Здравствуйте, утята!

Кря-кря-кря! (Показывают клювики)

Здравствуйте, гусята!

Га-га-га! (Хлопают крылышками)

Здравствуйте, лягушата!

Ква-ква-ква! (Руки согнуты в локтях, ладони расжать вперед, качают руками вправо-влево)

Здравствуйте, коровки!

Му-му-му! (Выставляют рожки)

Солнце давно встало!

Ку-ка-ре-ку! (Поднимают согнутые в коленях ноги, «хлопают крыльями»)

Здравствуйте, барашки!

Бе-бе-бе! (Приставляют к головам кулачки и вращают ими)

А я сварила кашку. Ешьте все!

Сегодня мы отправляемся в путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, надо пройти в волшебные ворота в игре «Скажи наоборот»:

большой - маленький;

громко - тихо;

грустный - радостный;

высокий - низкий;

открыть - закрыть;

пустой - полный;

вежливый - грубый;

легко - трудно;

тепло - холодно;

сильный - слабый;

солнечный - пасмурный;

чистый - грязный.

Вот мы и попали в лес. А тут, ребята, посмотрите:

 

«Курьи ножки у избушки,

А в избе живет старушка,

Пол метлою подметает,

В ступе над землей летает».

Кто это? (Баба Яга)

 

Звучит музыка, появляется Баба -Яга.

Баба Яга: Ах, вы нехорошие дети! Разбудили меня! Ага, значит вы меня не любите! Не хотите со мной дружить? (Не хотим, ты всегда грубая, невежливая, страшная)

Тогда я вам отомщу за это! Вот возьму и превращу вас в какие-нибудь пни и коряги. Нет-нет, лучше отправлю я вас всех в заколдованный лес. И вы никогда оттуда не выберетесь.

Музыка. Дети приседают, свет гаснет. Баба Яга бегает вокруг детей и шепчет заклинания. (Декорации: пень, 2 дерева, куст елки, на деревьях паутина.) Баба Яга убегает, дети открывают глаза.

Ребята! посмотрите, а ведь Баба Яга действительно нас в заколдованный лес отправила. Какой-то странный лес. Давайте посмотрим, как тут красиво. Поворачиваем голову вправо-влево,

И снова вправо-влево.

А теперь подняли голову вверх,

Опустим вниз, посмотрим под ноги,

И опять вверх, вниз.

А как же нам отсюда выбраться? Давайте подумаем, кто нам может помочь?

Кто живет в лесу и охраняет его? (Лесник, лесничий)

Тропинка в лесу какая? (Лесная)

Как называется маленький лес? (Лесок)

Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок)

Так кто нам поможет выбраться из заколдованного леса? (Лесовичок)

Тогда давайте позовем Лесовичка.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята, я все слышал и буду рад вам помочь, но многое зависит и от вас самих. Этот лес непростой, и тропинка, ведущая из него состоит из заданий. Если вы правильно выполните эти задания, то выйдете из леса. Ну что, ребята, постараемся? (Да)

Хорошо. Тогда вам первое задание: Баба Яга не знает, какая в лесу бывает погода? Поможем ей разобраться? (Сели на ковер)

Если дождь идет - дождливая;

дует ветер - ветреная;

холодно - холодная;

если пасмурно - пасмурная;

если хмуро - хмурая;

если сыро - сырая;

если солнечно - солнечная;

если ясно - ясная;

если мороз - морозная.

А теперь давайте, ребята, поиграем в игру «Скажи со словом осенний»

Небо какое? - Осеннее.

Ветер какой? - Осенний.

Аллея какая? - Осенняя.

Солнце какое? - Осеннее.

Туча какая? - Осенняя.

Дождь какой? - Осенний.

Цветы какие? - Осенние.

Лес какой? - Осенний.

Погода какая? - Осенняя.

Сапоги какие? - Осенние.

Утро какое? - Осеннее.

Пальто какое? - Осеннее.

Молодцы, ребята! Ой, ребята! Пошел дождь!

Какой дождь? (Холодный, сильный, моросящий)

Покажите, как вы замерзли.

Дождик бегает по крыше

Бом! Бом! Бом! (Стучат ладонями по спинкам друг друга)

По веселой звонкой крыше

Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками)

Дома, дома посидите

Бом! Бом! Бом! (Поколачивают кулачками)

Никуда не выходите

Бом! Бом! Бом! (Растирают ребрами ладоней)

Почитайте, поиграйте

Бом! Бом! Бом! (Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)

А уйду - тогда гуляйте

Бом! Бом! Бом! (Поглаживают ладонями)

Вы согрелись? Тогда отправляемся дальше. Куда мы попали? (На полянку)

На какую полянку? (Грибную)

Пальчиковая гимнастика «Опята»

На пеньке живет семья (одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки)

Мама. Папа, брат и я (поочередно пальчики разжимают)

Дом у нас один, а крыша (две руки вместе ладонями вверх)

Есть у каждого своя («крыша» из ладошек)

Лесовичок: Давайте, ребята соберем в корзину грибы.

Какие грибы мы собрали? (Съедобные)

А какие остались на полянке? (Несъедобные: мухомор, поганки)

А теперь, ребята садитесь, выполним следующее задание, научим Бабу Ягу считать поиграем в игру «Мы считаем»: одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек (тоже проводится со словами: масленок, пенек, подберезовик, подосиновик).

Молодцы, ребята! Поскачем на одной ноге на другую полянку.

На какую полынку мы прискакали? (Птичью)

Какие птицы на поляне? (Перелетные)

Почему их так называют? (Улетают в теплые края)

Почему улетают? (Трудно найти зимой корм)

Ребята! Если мы этих перелетных птиц назовем ласково, то поможем им улететь в теплые края.

Соловей - соловушка;

Жаворонок - жаворонушек;

Скворец - скворушка;

Ласточка - ласточка;

Стриж - стрижонок;

Журавль - журавушка;

Лебедь - лебедушка;

Утка - уточка;

Кукушка - кукушечка;

Трясогузка - трясогузочка;

Птенец - птенчик;

Гнездо - гнездышко.

Молодцы, ребята! А кто же здесь спрятался? (Птенцы)

Какие? (Зимующие)

Дыхательное упражнение «Ветер»

Ребята! Подул ветер! Как ласково можно назвать ветер? (Ветерок)

Подул маленький ветер у-у-у

Подул сильный ветер У-У-У

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый - а-а-а

Рябиновый - и-и-и

Березовый - о-о-о

Дубовый - e-e-e

Давайте, соберем листья с дорожки. Какой у тебя лист?

Лист дуба - дубовый;

Лист березы - березовый;

Лист рябины - рябиновый;

Лист осины - осиновый;

Лист клена - кленовый;

Шишка сосны - сосновая;

Шишка ели - еловая.

Ой! Ребята! Мне кажется, что я вижу выход из этого леса. Давайте вспомним, кто же нас сюда отправил? (Баба Яга)

А почему? (Она на нас обиделась)

Я предлагаю, ребята, пройти на последнюю полянку и сделать ей что-нибудь приятное. Может она изменит свое отношение к нам и сама, может быть измениться. А заодно и с последним заданием справимся.

На какую полянку мы пришли? (На овощную)

Какие овощи здесь лежат? (Морковь, помидоры, огурцы, тыква, капуста…)

Давайте приготовим из них сок.

сок из помидоров - томатный;

сок из огурцов - огуречный;

сок из моркови - морковный;

сок из свеклы - свекольный;

сок из капусты - капустный;

сок из тыквы - тыквенный.

Так, какой мы сок приготовили? (Овощной)

Лесовичок: Молодцы, ребята! Баба Яга будет довольна. А я прощаюсь с вами, до свидания!

Спасибо, Лесовичок, за помощь. Ребята! Давайте позовем Бабу Ягу и угостим ее соком.

Баба Яга: А я следила за вами и очень рада, что вы справились со всеми заданиями. А последнее ваше решение меня очень обрадовало и я обещаю вам исправиться, быть хорошей и доброй. Спасибо за все. До свидания!

(Звучит музыка)

Ну что ж, ребята и нам пора в детский сад. Грустно возвращаться назад - покажите как вам грустно. Закрывайте глаза, покружитесь, но мы еще вернемся - скорее улыбнитесь. Вот и детский сад. Понравилось вам в лесу?

Какая Баба Яга стала?

А теперь, ребята. Расскажем нашим гостям. Как вы живете?

Физминутка «Как ты живешь»

Как живешь? - Вот так!

Как бежишь? - Вот так!

Как стоишь? - Вот так!

Как шалишь? - Вот так!

Как смешишь? - Вот так!

Как дружишь? - Вот так!

Молодцы!

Чтобы сделать вывод, что данные комплексные занятия способствуют развитию речи дошкольников, необходимо провести диагностику уровня речевого развития детей в подготовительной группе.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...