Определение уровня речевого развития дошкольников второй младшей группы
Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном воспитательном процессе и апробации материала исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в г. Новороссийск МДОУ № 81 «Электроник». Целью данного опытного обучения было выявление уровня развития речи у дошкольников второй младшей и подготовительной групп, а также проверка справедливости выдвинутой гипотезы. Опытное обучение проходило в три этапа: 1. Диагностический; 2. Аналитический. Диагностический этап мы начали с определения задач, которые необходимо решить в процессе опытно-экспериментальной работы: ) рассмотреть и проанализировать работу по развитию речи детей дошкольного возраста, осуществляемую воспитателями детских садов; ) изучить особенности проведения комплексных занятий на базе второй младшей и подготовительной групп; ) раскрыть значение комплексных занятий в развитии речи дошкольников. Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой и грамматическим строем; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. На занятиях по развитию речи и вне занятий, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова. Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста. В программе этой группы основными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующих развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова.
В программе второй группы раннего возраста, когда речь ребенка становится средством общения со взрослыми и сверстниками, предусмотрено формирование правильного звукопроизношения, развитие элементов связной речи. В первой и второй младших группах педагоги создают условия для использования детьми в устной речи распространенных предложений. Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков пересказывания и составления небольших рассказов. В старшей группе особое место занимают развитие фонематического слуха и дальнейшее совершенствование связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов - предложения, дает первые представления о слове, предложении (без грамматического определения их). Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми. На начальном этапе опытно-экспериментальной работы были выявлены коммуникативные умения и навыки дошкольников вышеуказанного образовательного учреждения. Исследование проводилось в двух группах детского сада - второй младшей и подготовительной. В процессе прохождения практики велось наблюдение за деятельностью воспитателя во время комплексных занятий в разных группах (второй младшей, средней, старшей и подготовительной).
На диагностирующем этапе исследование имело целью определить уровень развития речи дошкольников, выявить недостатки воспитателей в работе по этой проблеме, а также наметить пути совершенствования работы по развитию речи посредством комплексных занятий. Для определения уровня развития речи детям второй младшей группы было предложено три задания в соответствии с теоретическими положениями, описанными в первой главе: Первое задание базировалось на методике педагогической диагностики речевого развития у детей, разработанной А.И. Максаковым. Задание № 1 Используя картинку, воспитатель предлагает ребёнку: «Я буду произносить слова, которые мне нравятся, а ты повторяй их вслед за мной: шапка - жук - чайник - щётка - репа - рыба - лопата - сумка - пингвин - вертушка» (Два последних слова дают представление о том, как ребёнок воспроизводит сложные слова со стечением согласных. Набор слов рекомендован А.И. Максаковым) Задание № 2 Цель упражнений: проверить, как дети согласуют существительные с прилагательными и числительными (первые четыре предложения); как образуют существительные по аналогии (четыре последние фразы). . Воспитатель рассказывает, используя картинку, а ребёнок помогает ему, подсказывает нужное слово, заканчивает фразу. «Мяу! - мяукнула мама-кошка, и к ней сразу же примчался один…? - котёнок (котёночек). За ним бегут остальные …? - котята (котятки). Утка пересчитала своих…? - утят (утяток). Не досчиталась одного…? - утёнка (утёночка). Пошла искать его» . Закончи предложения: «У лисицы трое лисят. У волчицы четверо…? - волчат. У медведицы двое…? - медвежат. У барсучихи трое…? - барсучат». Задание № 3. Что на картинке? Воспитатель просит ребёнка рассказать, что он видит на картинке. Были использованы цветные листы-вкладыши в книге В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе» со следующими сюжетами: «Дети кормят курицу и цыплят», «Едем в автобусе», «Играем с песком» [8, c. 84]. Анализ полученных данных велся на базе следующих таблиц:
Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
Уровень речевого развития дошкольников оценивался следующим образом: баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-3 балла - низкий 0-1 балл - очень низкий баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал слова и повторил их без ошибок, успел (за 3 минуты) удовлетворительно объяснить, что на картинке, правильно назвал детёнышей животных и согласовал их с числительными. -9 баллов - ребенок назвал все слова, но в одном из них не сумел произнести сочетание согласных, правильно употребил имена детёнышей и согласовал их с числительными, составил рассказ по картинке (2-3 предложения). -7 баллов - ребенок назвал все слова, но три-четыре из них исказил, назвал не всех животных, составил рассказ по картинке. -5 баллов - ребенок назвал все слова, но три-четыре из них исказил, назвал не всех животных, неправильно согласовал названия детёнышей с числительными, по картинке составил рассказ из 1 предложения. -3 балла - повторил не все слова, допустил ошибки в произношении слов «пингвин», «вертушка», не назвал несколько детенышей, неправильно употребил с числительными, рассказывал по картинке, отвечая на вопросы. -1 балла - не смог произнести слова и назвать детенышей, не понял о чем картинка.
Результаты, полученные с помощью рассмотренной методики и заданных вопросов, представлены в таблице № 1.
Таблица №1 Результаты диагностики по выявлению уровня речевого развития детей второй младшей группы
Полученные данные представлены в следующей диаграмме:
Рис. 1 Уровень развития речи у детей второй младшей группы (в %)
Как видно из таблицы № 1 и Рис. 1, уровень развития речи у детей этого возраста невысок. Многие дети плохо справились с заданием. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. работа осуществлялась без комплексного подхода, мало места уделялось экскурсиям, наблюдениям и практической деятельности, отсутствовало разнообразие методов, форм занятий, в частности комплексных. Соответственно для последующего речевого развития необходимо проводить комплексные занятия, направленные на активизацию коммуникативной деятельности, ориентируясь на модель выпускника дошкольного образовательного учреждения. Для того, чтобы подготовить детей к начальной школе в МДОУ № 81 «Электроник» разрабатывается модель выпускника в соответствии с ФГТ к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, выбранным содержанием образования (реализуемой основной общеобразовательной программой). Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения. Разностороннее развитие детей, согласно федеральным требованиям, обеспечивается содержанием общеобразовательной программы ДОУ, включающей совокупность образовательных областей. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. К семи годам при успешном освоении общеобразовательной программы ДОУ достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка. Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Интегративное качество «Любознательный, активный» Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый» Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстником, в зависимости от ситуации. Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.). Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту». Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе». Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками». У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|