1.2 Формы, методы и средства досуговой деятельности
В данном параграфе рассматриваются формы, методы и средства досуговой деятельности. Досуговая деятельность проявляется в различных формах. Эти формы могут быть классифицированы по различным основаниям, которые представлены на рисунке 2.
Рисунок 2- Формы досуговой деятельности Выделяют и методические формы досуговой деятельности - это элементы единого воспитательного процесса, протекающего на базе конкретного культурно-досугового учреждения. Рассматриваются следующие методические формы, представленные на рисунке 3.
Рисунок 3- Методические формы досуговой деятельности В свою очередь, устные формы подразделяются на монологические, диалогические и дискуссионные, а комплексные - на обычные и театрализованные. Кроме того, часть форм можно рассматривать, с точки зрения их периодичности, как эпизодические и цикловые. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, в сфере досуговой деятельности выявляют около пятисот форм досуга, включающих в себя: - активную рекреацию (непрофессиональный спорт, прогулки и иные формы общения с природой, спортивные и интеллектуальные игры, разведение цветов, выгуливание собак и т. д. ); - товарищеское общение, развлечения, праздники, посещения спортивных состязаний, ресторанов, танцевальных залов, клубов и т. д.; - индивидуальное потребление ценностей культуры (чтение, прослушивание радиопередач, музыкальных записей, просмотр телепрограмм, восприятие компьютерной информации и т. д. ); - потребление духовных ценностей публично-зрелищного характера (кино, театр, филармония, эстрада, цирк, музей, выставка, лекторий, планетарий, зоопарк, ботанический сад и т. д. );
- познавательный, спортивно-оздоровительный туризм; участие в клубных объединениях, спортивных секциях и иных формах коллективного времяпрепровождения; - любительское творчество (пение, музицирование, художественная самодеятельность, коллекционирование, моделирование, конструирование, ремесло и т. д. ). За основу классификации форм досуга принимаются следующие критерии: - степень устойчивости воспитательного воздействия (эпизодические и стабильные формы досуга); - широта участия в досуговой деятельности (индивидуальные, групповые, массовые формы досуга); - специфика субъекта организации досуга (формы деятельности клуба, парка культуры, библиотеки, театрально-зрелищных, спортивно-оздоровительных, развлекательно-игровых и иных учреждений); - особенности объекта культурно-досугового воздействия (дети, молодежь, самодеятельное население, пенсионеры и т. д. ); - полнота реализуемых в досуговой деятельности функций (монофункциональных, диафункциональных, комплексных). Можно классифицировать формы и по следующим признакам: - по субъекту организации воспитательной работы в сфере досуга; - по количественным показателям аудитории; - по социально-демографическим характерам; - по основным направлениям культурно-досуговой деятельности; - по организационным особенностям[12, 17]. Средства досуговой деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия на сознание и чувства людей, включенных в систему досуговых занятий, т. е. то, с помощью чего специалисты в сфере досуговой деятельности достигают поставленных целей. К таким средствам относят: живое слово, печати, радио, телевидения, музыки, изобразительного искусства, танца и пантомимы, киноискусства и фотографии, литературы и спорта, общения с природой и окружающими людьми. Имеются технические и вспомогательные средства к ним относятся: звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, проекционные приборы и аппараты, усилительные установки, светотехнические приборы и приспособления, транспорт, музыкальные инструменты, костюмы, разнообразная атрибутика информации и рекламы и т. п.
Основные требования и правила использования средств: 1) средства воздействия всегда индивидуальны, их выбирают с учетом объекта воздействия - подросток, юноша призывного возраста, демобилизованный воин, студент, кадровый рабочий, пенсионер, верующий, домохозяйка — ко всем этим людям или их группам свой подход, свое средство идейно-эмоционального воздействия; 2) выбор средств зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство; 3) количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны; 4) всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны; 5) имеющиеся в распоряжении средства должны быть всегда под рукой и в полной исправности. Методы досуговой деятельности - это пути и способы достижения поставленных целей работниками социально-культурных учреждений. В педагогике под методами понимаются способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, воспитателя и воспитуемых, направленные на решение задач образования, воспитания и развития. В самом общем виде методы можно представить в виде нескольких групп: а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности -работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, обозревателя; просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т. п., а также их показ, демонстрация специалистами досуговых учреждений или самими участниками мероприятий; упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т. д. ); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);
б) методы формирования общественного сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас); в) методы включения в досуговую деятельность и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т. д.; г) методы стимулирования досуговой активности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т. п. ), материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т. п. ), общественное порицание; д) методы социологических исследований досуговой деятельности - опрос, интервью, эксперимент, анкетирование, тестирование и другие. Приведенная классификация методов достаточно условна [4]. Итак, на основании сказанного выше можем заключить следующее, досуговая деятельность, как любая организованная деятельность имеет свои формы, методы и средства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|