Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2 Формы, методы и средства досуговой деятельности




В данном параграфе рассматриваются формы, методы и средства досуговой деятельности. Досуговая деятельность проявляется в различных формах. Эти формы могут быть классифицированы по различным основаниям, которые представлены на рисунке 2.

 

 

 

Рисунок 2- Формы досуговой деятельности

Выделяют и методические формы досуговой деятельности - это элементы единого воспитательного процесса, протекающего на базе конкретного культурно-досугового учреждения. Рассматриваются следующие методические формы, представленные на рисунке 3.

 

Рисунок 3- Методические формы досуговой деятельности

В свою очередь, устные формы подразделяются на монологические, диалогические и дискуссионные, а комплексные - на обычные и театрализованные. Кроме того, часть форм можно рассматривать, с точки зрения их периодичности, как эпизодические и цикловые.

 Как показал  анализ психолого-педагогической литературы, в сфере досуговой деятельности выявляют около пятисот форм досуга, включающих в себя:

- активную рекреацию (непрофессиональный спорт, прогулки и иные формы общения с природой, спортивные и интеллектуальные игры, разведение цветов, выгуливание собак и т. д. );

-  товарищеское общение, развлечения, праздники, посещения спортивных состязаний, ресторанов, танцевальных залов, клубов и т. д.;

-  индивидуальное потребление ценностей культуры (чтение, прослушивание радиопередач, музыкальных записей, просмотр телепрограмм, восприятие компьютерной информации и т. д. );

-  потребление духовных ценностей публично-зрелищного характера (кино, театр, филармония, эстрада, цирк, музей, выставка, лекторий, планетарий, зоопарк, ботанический сад и т. д. );

-  познавательный, спортивно-оздоровительный туризм; участие в клубных объединениях, спортивных секциях и иных формах коллективного времяпрепровождения;

-  любительское творчество (пение, музицирование, художественная самодеятельность, коллекционирование, моделирование, конструирование, ремесло и т. д. ).

За основу классификации форм досуга принимаются следующие критерии:

-  степень устойчивости воспитательного воздействия (эпизодические и стабильные формы досуга);

-  широта участия в досуговой деятельности (индивидуальные, групповые, массовые формы досуга);

-  специфика субъекта организации досуга (формы деятельности клуба, парка культуры, библиотеки, театрально-зрелищных, спортивно-оздоровительных, развлекательно-игровых и иных учреждений);

-  особенности объекта культурно-досугового воздействия (дети, молодежь, самодеятельное население, пенсионеры и т. д. );

-  полнота реализуемых в досуговой деятельности функций (монофункциональных, диафункциональных, комплексных).

Можно классифицировать формы и по следующим признакам:

- по субъекту организации воспитательной работы в сфере досуга;

- по количественным показателям аудитории;

- по социально-демографическим характерам;

- по основным направлениям культурно-досуговой деятельности;

- по организационным особенностям[12, 17].

Средства досуговой деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия на сознание и чувства людей, включенных в систему досуговых занятий, т. е. то, с помощью чего специалисты в сфере досуговой деятельности достигают поставленных целей.

К таким средствам относят: живое слово, печати, радио, телевидения, музыки, изобразительного искусства, танца и пантомимы, киноискусства и фотографии, литературы и спорта, общения с природой и окружающими людьми. Имеются технические и вспомогательные средства к ним относятся: звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, проекционные приборы и аппараты, усилительные установки, светотехнические приборы и приспособления, транспорт, музыкальные инструменты, костюмы, разнообразная атрибутика информации и рекламы и т. п.

Основные требования и правила использования средств:

1) средства воздействия всегда индивидуальны, их выбирают с учетом объекта воздействия - подросток, юноша призывного возраста, демобилизованный воин, студент, кадровый рабочий, пенсионер, верующий, домохозяйка — ко всем этим людям или их группам свой подход, свое средство идейно-эмоционального воздействия;

2) выбор средств зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;

 3) количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

4) всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

 5) имеющиеся в распоряжении средства должны быть всегда под рукой и в полной исправности.

 Методы досуговой деятельности - это пути и способы достижения поставленных целей работниками социально-культурных учреждений.

 В педагогике под методами понимаются способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, воспитателя и воспитуемых, направленные на решение задач образования, воспитания и развития.

 В самом общем виде методы можно представить в виде нескольких групп:

а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности -работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, обозревателя; просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т. п., а также их показ, демонстрация специалистами досуговых учреждений или самими участниками мероприятий; упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т. д. ); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);

 б) методы формирования общественного сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

в) методы включения в досуговую деятельность и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т. д.;

г) методы стимулирования досуговой активности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т. п. ), материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т. п. ), общественное порицание;

д) методы социологических исследований досуговой деятельности - опрос, интервью, эксперимент, анкетирование, тестирование и другие. Приведенная классификация методов достаточно условна [4].

Итак, на основании сказанного выше можем заключить следующее, досуговая деятельность, как любая организованная деятельность имеет свои формы, методы и средства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...