Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3 Особенности организации досуговой деятельности подростков




В данном параграфе рассматриваются особенности организации досуговой деятельности подростков. С этой целью нам необходимо рассмотреть трактовку понятия «особенность».

Т. Ф. Ефремова определяет «особенность» как отличительную черту кого-либо, чего-либо, то, что предает своеобразие кому-либо [].

В организации досуговой деятельности подростков необходимо учитывать особенности индивидуально-психологического развития.

Как известно, подростковый возраст – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции. Это важный период в формировании личности, когда растет общественная активность ребенка, появляется стремление занять новое положение во взаимоотношениях с людьми.

Ярко выраженные интересы приобретают форму серьезных увлечений, подлинной страсти, которая буквально захватывает подростка, нередко в ущерб всем другим, даже очень важным занятиям.

Большинство исследователей детского досуга (И. А. Новикова, Э. В. Соколов, В. Я. Суртаев и др. ), отмечают, что особую значимость досуговая деятельность приобретает в школьные годы, когда идет активное осмысление ребенком своего предназначения в этом мире, строятся жизненные планы, формируется представление о себе и других.

Как известно, что фактор возраста начинает проявлять себя с того момента, когда ребенок идет в школу. Именно с данного момента происходит расчленение времени на занятое и свободное. Занятое время определяется регламентированной и непреложной учебной деятельностью, свободное – деятельностью досуговой. Психологически это расчленение происходит в подростковом возрасте, когда школа перестает восприниматься как место сосредоточения основных интересов и переживаний, а выступает только как необходимая часть жизни, требующая значительных интеллектуальных, эмоциональных и физических затрат.

 В этот период происходит своеобразный переход от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: его анатомо-физиологическое, интеллектуальное, нравственное развитие, все виды его деятельности. Несмотря на всё это, для взрослых – родителей, учителей, окружающих его людей – он всё ещё остаётся ребёнком, не самостоятельным, материально зависимым, контролируемым и направляемым. Пытаясь выйти из-под опеки взрослых, подросток ищет ту временную нишу, в которой он мог бы ощущать свободу своего взрослеющего «я», и находит её в сфере досуга, приобретающей в его жизни приоритетный характер. Проводить это время подростки стремятся вне дома в компании сверстников. Основным местом времяпрепровождения становятся двор, «своя» улица, «своё» место в парке, реже какое-либо досуговое учреждение. Это обстоятельство доказывает, что детей и, особенно детей подросткового возраста необходимо учить управлять своим досугом.

К сожалению, проблеме управления досуговой деятельностью подростков во многих школах уделяется незначительное внимание. Праздники, школьные вечера, дискотеки, выезд за город, посещение театров и кинотеатров – вот небольшой перечень тех воспитательных мероприятий, которые традиционно организуются в школе.

 С. А. Шмаков указывает на недостатки такой организации досуговой деятельности. Это: тяготение, к «гигантомании», то есть к массовым акциям праздничного характера с большим охватом учащихся, заорганизованность детского досуга, преобладание форм потребительского характера «развлекательства», трафаретность форм досуга, узость их выбора и содержания, формализация «техники» подготовки и проведения досуговых дел. В то время как организованная в школе и вне школы досуговая деятельность должна предоставлять возможность подросткам самоутвердиться, самореализоваться, творчески проявить себя. Подростки с удовольствием включаются в серьёзные дела: в коллективное планирование, коллективную подготовку и проведение воспитательных творческих дел. Анкетирование, беседы, разговоры по душам с подростками о использовании ими свободного времени позволили нам выделить, две группы подростков:

1) подростки, которые испытывают недостаток свободного времени. Это те, кто активно занимается общественной работой, посещает разнообразные кружки, клубные объединения, студии, является первым помощником классного руководителя;

2) подростки, у которых нет чётко выраженных интересов, они не всегда могут самостоятельно и рационально распределить своё время, тем самым испытывают избыток свободного времени. Среди подростков этой группы есть дети, которые хотели бы посещать кружки, секции, досуговые учреждения, но по каким-либо причинам не имеют такой возможности. Есть и такие подростки, которые предпочитают большую часть своего свободного времени проводить за компьютером, смотреть все подряд телевизионные передачи, слушать музыку или просто болтаться по улице. Их вполне устраивает такое времяпрепровождение, и они не нуждаются в помощи взрослых. Безусловно, такого рода занятия в какой-то степени с одной стороны влияют на развитие ребёнка, а с другой – формируют узость интересов, чувство стадности, создают почву для правонарушений. Именно эта категория подростков является категорией группы риска и требует к себе пристального внимания со стороны педагогов и родителей.

 Исходя из этого, можно выделить ряд проблем, существующих в подростковой среде. Среди них: проблема компьютерной и телевизионной зависимости подростков; проблема неумения распределить и организовать свое свободное время; проблема невозможности сполна реализовать свои предметные интересы и др. Главное психологическое приобретение старшего подросткового возраста – это открытие своего внутреннего мира. Для подростка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он ещё не осознаёт собственных психических состояний. Для старшего подростка внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. «Открытие'» своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. В данный период у подростков возникают проблемы взаимоотношения с родителями и учителями, непонимание, недооценка взрослыми подростков. Это период самопознания, самоопределения, самореализации.

В организации досуговой деятельностью подростков следует учитывать и то, что первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление, во что бы то ни, стало быть, такими же, как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет друзей, с другой – бравирование собственными недостатками. В процессе общения формируется определённый круг подростков, приобретающий характер стабильной компании, досугового объединения со всеми присущими ему формальными признаками: стабильного состава, периодичностью встреч, постоянным местом их проведения, традициями и ценностными ориентациями, которые проявляются чаще всего внешне, например, в манере одеваться, разговаривать, в предпочтениях к музыке, эстрадным исполнителям.

Как показывают исследования, Э. В. Соколова, В. Я. Суртаева С. А. Шмакова и др., что соотношение разнообразных видов досуговой деятельности в жизни каждого подростка будет различным. Это будет зависеть от ряда факторов, среди которых можно выделить: общую направленность личности, мотивационную сферу подростков, накопленный личный опыт, уровень их духовного развития, влияние среды, в которой происходит повседневная жизнь ребенка, характер и степень педагогического руководства досуговой деятельностью подростков, осуществляемого тем или иным педагогическим коллективом или отдельным воспитателем.

Все вышеперечисленные факторы не воздействуют на личность сами по себе, они лишь образуют определенные условия, которые при разумном использовании помогут подростку наполнить свободное время содержательными, педагогически целесообразными видами досуговой деятельности.

Досуговая деятельность подростков должна быть максимально разнообразна, для того, чтобы у них могли развиваться и совершенствоваться различные умения и навыки, которые важны для ребенка и в настоящем и в будущем. Следовательно, педагогу необходимо привлекать детей к планированию досуговой деятельностью, которая организуется в школе, для того, чтобы научить воспитанников в будущем управлять своим собственным досугом.

Обращаясь к подростковым ценностям в сфере досуга, следует исходить из тех психофизиологических изменений, которые происходят в этом возрасте, поскольку они являются определяющими мотивов досуговой деятельности [7, 39-43].

Подводя итог вышесказанному, на основе анализа источников по проблеме параграфа, можем заключить следующее. В организации досуговой деятельности подростков необходимо учитывать особенности индивидуально-психологического развития. Как известно, подростковый возраст – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции. В организации досуговой деятельностью подростков следует учитывать и то, что первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Досуговая деятельность подростков должна быть максимально разнообразна, для того, чтобы у них могли развиваться и совершенствоваться различные умения и навыки, которые важны для ребенка и в настоящем и в будущем.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...