Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы возрастной психологии




Внимание сосредоточенность стимуляция


Введение

 

Проблема развития внимания в разных возрастах всегда была и остаётся актуальной. Не только учёные-исследователи человеческой психики интересуются этим вопросом, но и обычные люди, знакомые с понятием «внимание». В детстве, например, многим говорят: «Ты невнимательный» или «у тебя ошибки из-за невнимательности». Что же это значит, внимание? В чём суть процесса? И какая существует разница между вниманием человека, поступившего в школу, и человека, уже закончившего её? Ответы на перечисленные вопросы я ищу в этой работе. Для того, чтобы на них ответить, нужно разделить работу на три части: в первой пояснить само явление внимания и сопутствующие ему признаки и феномены, во второй рассказать о возрастной психологии и её особенностях, а в третьей синтезировать первые две, то есть рассказать о возрастных особенностях развития внимания. Нужно также добавить, что внимание - неоднозначное понятие, многие учёные даже утверждают, что внимания вообще не существует как отдельного феномена человеческой психики. Я в своей работе не опиралась на подобные теории, но всё же данных по развитию именно внимания в научной литературе достаточно мало. Также стоит заметить, что внимание принимает участие в работе различных психических познавательных процессов и тесно связано с ними. Следовательно, в моей работе я буду уделять большое внимание общему психическому развитию человека, особенно выделяя развитие внимания из него, внимание будет рассматриваться, как бы, на фоне остальных психических признаков того или иного возраста.

Несколько слов стоит сказать об использованной литературе. В том, что касается первой части моей работы, огромную роль сыграло учебно-методическое издание Комаровой Т.К. «Психология внимания». В этой работе я нашла очень ёмкую и полезную информацию о внимании, написанную в научном стиле и понятным языком. Видно, что автор ответственно отнёсся к поставленной задаче и описал явления внимания, а также невнимания с точностью и без лишних деталей, что мне и было необходимо, так как моя работа не посвящается целиком явлению внимания. Для того, чтобы понять, что такое возрастная психология, я использовала работу «Возрастная и педагогическая психология» авторов Гамезо М.В., Петровой Е.А., Орловой Л.М., а также учебник Шаповаленко И.В. «Возрастная психология» для изучения истории возникновения возрастной психологии и для собственно третьей и последней части моей работы. Последний труд действительно очень интересен для прочтения, включает в себя огромное количество информации, интересной не только для людей, специализирующихся на психологии, но и для расширения кругозора в общем. Я также использовала большое количество других работ и источников, о которых подробнее напишу в списке использованной литературы.

 


Общая характеристика внимания

Понятие внимания

 

На вопрос о том, что такое внимание нет однозначного ответа, в первую очередь из-за того, что под понятием «внимание» стоит не только психический процесс, но и свойство личности, и психическое состояние. Для начала стоит разобраться в том, что такое внимание как психический процесс.

Упоминание внимания как психического процесса встречается ещё у философов Средних веков, таких как Фома Аквинский. Также проблема внимания поднималась в различных художественных и, в особенности, религиозных произведениях. Наконец в научной теории множество учёных посвятили свою жизнь изучению внимания, например Титченер, Фехнер, Джеймс.

В настоящее время существует большое количество определений внимания, данных разными авторами. Все они сходятся на том, что внимание - важнейший фактор в реализации человеческой деятельности.

Так, например, Комарова Т.К. предлагает следующее определение внимания: «внимание это направленность и сосредоточенность сознания на объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость»[6.]. Для того, чтобы до конца осознать это определение, следует разбить его на части, каждую из которых нужно отдельно проанализировать. Направленность сознания, иными словами, это избирательность или селективность сознания, благодаря которой выделяются зона ясного сознания, то есть, то чёткое поле, предмет, любой объект, на котором сосредоточено внимание, и зона неясного сознания, другими словами, фон, который выглядит размыто, неотчётливо. Другим значением обладает понятие сосредоточенности в вышеупомянутом определении. Сосредоточенность это сила удержания, глубина внимания, время, на которое личность удерживает в своём внимании объект. Следующей частью является устойчивая значимость, то есть постоянно поддерживаемая важность, значимость объекта для личности, либо, ситуативная, то есть зависящая от ситуации, значимость.

Переходя к проблеме внимания как свойства личности, следует указать, что это понимание внимания чрезвычайно важно, несмотря на то, что в основном учёными исследуется именно первая проблема. Внимание как свойство личности проявляет себя как черта характера, по-другому можно назвать это явление внимательностью. Она проявляется как по отношению к каким-либо предметам, явлениям окружающей жизни и проявляется в виде любознательности, заинтересованности, так и по отношению к другим людям, возможно животным, и проявляется как нежность и забота к близким людям.

И наконец, внимание как психическое состояние. Состояние внимания тоже, как и черту личности, можно назвать внимательностью, но смысл этого слова совсем другой. Внимательность это длительное или короткое состояние, с котором находится человек, фон деятельности человека. Человек может находиться в состоянии внимательности или невнимательности. И в первом и во втором случае это ярко выражено внешним состоянием человека, определённой позой тела, выражением лица. В первом случае человек всем видом показывает свою заинтересованность предметом, его внимание узко направлено, взгляд чёткий, выражение лица осмысленное. В состоянии невнимания видна рассеянность человека, ярко выражен блуждающий взгляд, поза тела показывает незаинтересованность, стремление уйти от предмета.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать несколько выводов. Внимание - многостороннее понятие, заключающее в себе одновременно процесс, свойство и состояние. Рассматривая понятие внимания в данной работе, мы имеем в виду именно психический процесс. Далее рассмотрим основные явления, связанные с вниманием и невниманием то есть феноменологию внимания.

 

Феноменология внимания

 

Существует два обратных друг другу, но неизбежно связанных между собой явления - внимание и невнимание. С каждым из них связаны определённые процессы, проходящие в психике человека. Для начала рассмотрим объективные и субъективные явления, связанные с протеканием акта внимания. Объективные проявления внимания обнаруживаются на разных уровнях деятельности человека:

на психофизиологическом уровне - это такие индикаторы, как биотоки головного мозга, состояние сердечно-сосудистой системы, особенности дыхания, микродвижения глаза и т.п.;

на мышечном, двигательном уровне - это макродвижения тела и конечностей, установочные движения органов чувств (например, установка глаза на объекте внимания и т.п.);

характерные поведенческие комплексы (поза внимания, поза невнимания), включающие специфическую мимику, жесты, повороты и наклоны головы и т.д.

Субъективные проявления, сопровождающие акт внимания, представлены:

формальными характеристиками когнитивных содержаний сознания (ясность - смутность, отчетливость - расплывчатость, живость - неподвижность);

характеристиками содержаний аффективной сферы (интерес - отсутствие интереса, удивление - безразличие и т.п.);

характеристиками содержаний волевой сферы (напряженность усилий - отсутствие напряженности, активность - пассивность и т.п.).[6.]

Также обязательно нужно указать на разделение опыта на фокальную и периферическую часть. Сосредоточенность внимания связано именно с фокальной частью, а рассредоточенность, смутность понимания - с периферической. С фокальной частью связаны многие эффекты внимания, его свойства. Первым и важнейшим является действенность. Фокальная часть состояния внимания обеспечивает связанность внимания с другими психическими явлениями. Неслучайно внимание называют «монархом сознания»[6.], так как оно как бы контролирует, объединяет все психические процессы под своей деятельностью, организует поток актуальных мыслей, и переживаний человека. Также фокальной части внимания свойственна эмоциональная окраска предмета, на которое направлено внимание. Так, классическим примером является опыт, проведённый Чарльзом Тартом. Он собрал в аудитории людей, поставил перед ними стул, а на стул положил сумку. Учёный предложил всем присутствующим направить всё своё внимание на сумку, думать о ней как о своей сумке, как о чём-то любимом и родном, даже ассоциировать себя с ней. Через пять минут, когда внимание достигло своего пика, резким ударом ноги он сбивает сумку на пол. При этом замечалось, что у людей был сильный эмоциональный всплеск, а иногда даже физическое ощущение боли.[6.]

Внимание может не только организовать, но и дезорганизовать деятельность человека. Так продолжительное произвольное внимание приводит к сильному переутомлению, головным болям, усталости. Таким образом, невнимание не всегда является недостатком, а как бы предохраняет психику человека от лишней для него информации. Постепенно переходя к феноменологии невнимания, стоит также отметить, что названные выше явления часто являются важными признаками для классификаций, так как в совокупности, такие явления дают различные состояния человека.

Явление, наиболее изученное в сфере невнимания, это рассеянность. Помимо истинной рассеянности существует также мнимая рассеянность или «липкое внимание», ученическая рассеянность или «порхающее внимание», старческая рассеянность. Истинная рассеянность характеризуется размытым взглядом, снижением активности и интеллектуального напряжения, смутными образами в голове. Мнимая рассеянность на самом деле подразумевает под собой глубокую внутреннюю концентрацию на объекте, узость и сосредоточенность внимания. «Ученическая рассеянность» так названа потому что обычно ученики младших классов тяжело воспринимают учёбу в школе, потому что их внимание не сосредоточенно на чём-то одном, а порхает с одного предмета на другой, что, естественно, мешает заниматься. Наконец старческая рассеянность вызвана уже невозвратимыми физиологическими процессами старения, у старых людей очень плохо переключается внимание и недостаточна активность концентрации внимания.

Также в феноменологии внимания следует отметить направленное невнимание, то есть человек специально игнорирует некоторые неприятные мысли, не обращает внимания на неприятных людей, неприятные ассоциации с целью всё это забыть и исцелить свою психику. Наконец, существует такое явление, как привычное невнимание. В нашей каждодневной жизни существует множество предметов, и некоторые из них, из-за привыкания к ним, вызывают такую на себя реакцию. Человек может не замечать тиканья часов или давления одежды, он не фиксирует на этом внимания, потому что это для него привычно, так же как было вчера и будет завтра.

Основные функции внимания

 

Внимание определяет ту часть информации, которая будет реально обрабатываться, в силу чего оно активизирует значимые и тормозит ненужные в данный момент психические процессы, способствуя тем самым целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями и целями деятельности человека[]; эта функция называется селективной.

Внимание обладает также контролирующей функцией, обеспечивающей оценку как деятельности в общем и целом, так и определённых её этапов.

Прогностическая, или планирующая функция, заключающаяся в участии внимания в процессе построения программы будущих действий человека, адекватных актуальной и перспективной ситуациям.

Названные функции внимания представляют собой различные варианты реализации общей регуляторной функции внимания, присущей ему как психическому феномену. По словам К.Маркса, отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере. В целостной психике человека роль такого «дирижера» полноправно принадлежит вниманию, которое, будучи сквозным психическим процессом, выполняет интегративную функцию[6.].

Виды внимания

 

Существует большое количество классификаций видов внимания, так как можно брать во внимание множество критериев отбора.

·   По происхождению различают природное и социально обусловленное внимание. Первое является врожденной способностью к избирательности реагирования, а второе развивается под влиянием обучения и давлением воспитания.

·   По локализации объекта внимания различают внешнее и внутреннее внимание.

·   По тому, каков субъект, индивидуальное, групповое и коллективное внимание.

Доктор психологических наук, профессор Иван Владимирович Страхов выделял как основание классификации, характер объекта, таким образом, по его учению существует:

·   Сенсорное внимание;

·   Интеллектуальное внимание(в качестве объектов внимания выступают содержательно-процессуальные характеристики);

·   Двигательное внимание;

·   Также, руководствуясь этим критерием, можно выделить аффективное внимание, направленное на чувства и переживания субъекта.

Немов Роберт Семёнович, доктор психологических наук, дал классификацию видов внимания по критерию управления вниманием, таким образом, выделялись:

·   Непосредственное внимание, которое управляется напрямую объектом внимания,

·   Опосредованное внимание, регулируемое с помощью специальных посредников, которыми могут быть жесты, указания, речь и другое.

Наиболее распространённой является классификация видов внимания по критерию представленности в акте внимания цели и волевого усилия. По данному основанию выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание изучалось многими знаменитыми учёными и получило, как феномен психики, различные названия, в общем, отражающие разные его особенности. Так, например, Э. Титченер назвал его первичным, Н. Н. Ланге - инстинктивным, Л. С. Выготский - натуральным, Н. Ф. Добрынин - вынужденным[6.].

Непроизвольное внимание начинает развиваться у ребёнка очень рано - с первых дней жизни. Факторы, организующие непроизвольное внимание, могут касаться, как объекта внимания, так и субъекта, непроизвольное внимание зависит как от силы и новизны раздражителя, так и от потребностей, интересов, эмоций и ощущений воспринимающего раздражитель человека. Основная функция непроизвольного внимания сориентировать человека в постоянно меняющихся условиях окружающего мира.

Коренным образом отличается от непроизвольного произвольное внимание. Важнейшим фактором, пробуждающим механизм последнего является цель деятельности человека. Под общим контролем произвольного внимания осуществляется целеполагание, планирование, реализация, оценка продукта и даже коррекция действия.

Джеймс писал, что главнейший подвиг воли заключается в направлении сознания на непривлекательный объект и в сосредоточении на нём внимания[6.]. Произвольное внимание как бы толкается волевым усилием.

За работу произвольного внимания отвечают специальные зоны головного мозга - лобные отделы коры больших полушарий, которые программируют и корректируют поведение и деятельность человека. Энергетическая «подпитка» произвольного внимания осуществляется за счёт активации верхних отделов мозгового ствола, гипоталамуса.

Произвольное внимание относится к высшим психическим функциям и присуще только человеку.

Л.С. Выготский много занимался развитием у детей произвольного внимания. Он определил, каким образом произвольность как характеристика внимания формируется у ребёнка. Была создана методика двойной стимуляции. Цель этой методики - показать психологический механизм овладения человеком своим вниманием. Сущность методики заставить человека в определённой ситуации овладеть собственным вниманием. Доказано, что у дошкольника и даже младшего школьника этот механизм ещё не сформирован, поэтому задание для них трудновыполнимо. Для облегчения задачи вводится второй стимул, своеобразная опора, обеспечивающее устойчивость внимания ребёнка на объекте. Таким посредником может быть речевой стимул (обрати внимание на синий и белый цвет) или объект (синяя и белая карточка). С помощью этой методики учёный доказал, что благодаря внешним стимулам можно помочь ребёнку овладевать собственным произвольным вниманием. Помимо объекта или речевого стимула, в качестве «притягивателей» внимания ребёнка могут служить жесты. Очень важным жестом является вытянутый указательный палец. В детстве родители так концентрируют внимание малыша(«Так нельзя делать, ай-яй-яй!»). Становясь взрослее, ребёнок сам перенимает этот жест и использует его в общении с родителями или со сверстниками («Хочу эту игрушку! Купи мне эту игрушку!»).

Согласно результатам исследований, овладение ребёнком своим вниманием с помощью предметных и речевых действий начинается в возрасте от 2,5 до 3,5 лет. Самостоятельно ребёнок начинает организовывать произвольность своего внимания уже в 5,5 - 6,5 лет.

Наконец можно перейти к последнему из видов внимания по классификации, связанной с наличием волевого усилия. Помимо непроизвольного и произвольного выделяют также послепроизвольное внимание. Оно возникает при сильном увлечении субъекта в деятельности. Отличительной особенностью этого вида внимания является то, что из сферы сознания «исчезает» всё, что не связано с объектом деятельности. Послепроизвольное внимание возникает только тогда, когда появляется настоящий интерес к делу. В нём отражается глубокая личностно-смысловая насыщенность для человека. Послепроизвольное внимание имеет ряд общих «точек сближения» и с произвольным и с непроизвольным вниманием. Так же, как и в непроизвольном внимании, имеет место отсутствие волевого стимула. Так же, как и в произвольном, в сознании удерживается цель деятельности. Послепроизвольное внимание обычно наступает после произвольного.

Свойства внимания

 

Индивидуальное внимание человека обладает достаточно сложной функциональной структурой. Все свойства внимания делят на первичные и вторичные. К первичным относят объём внимания и устойчивость внимания. Под объёмом внимания понимается то количество объектов, которые могут быть относительно отчётливо восприняты за время равное десятой доле секунды. У взрослого человека объём внимания в среднем равен 5 - 7 элементам[6.]. Объём, равный шести элементам - норма, но, что интересно, при увеличении числа элементов, происходит их структурирование, человек систематизирует элементы, образует из них структуру, поэтому ряд из десяти элементов воспринимается так же чётко, как и ряд из трёх и меньше элементов. Избирательность внимания гарантирует произвольный выбор из большого множества объектов. Количественным параметром избирательности внимания является скорость осуществления выбора, а качественной - точность выбора.

Устойчивость внимания - это способность субъекта сохранять направленность и сосредоточенность психической активности на объекте внимания[6.]. Она определяется длительностью концентрации внимания при наличии помех. Устойчивость является временной характеристикой внимания. Характеристика устойчивости внимания - это выражение динамических колебаний, усиления и ослабления внимания. Эти колебания происходят в микроинтервалах времени (2 - 3 секунды). Существуют специальные двойственные изображения, на которых наглядно демонстрируется этот феномен. Внимание как бы плавает, меняет фигуру и фон, и время, за которое происходит смена и есть временем колебания. На это обращал внимание Э.Титченер. Однако, изменения устойчивости внимания могут быть зафиксированы и на длительных периодах времени: так первоначальное вхождение в работу обычно проходит долго и трудно в связи с недостаточной устойчивостью внимания, пик работоспособности приходится на максимальную степень сосредоточения на работе, затем утомление даёт о себе знать, и сосредоточенность внимания падает.

Одним из вторичных свойств внимания является переключение внимания. Этот феномен представляет собой направленное перемещение внимания с одного объекта на другой, либо с одного вида деятельности на другой. Часто бывает трудно переключить внимания, поэтому одной из важных характеристик переключения внимания является скорость перехода субъекта с одной фигуры на другую. В частности это зависит от нервной системы личности. Если у человека подвижная нервная система, для которой типичны быстрые переходы от возбуждения к торможению и обратно, то ему будет легко переключать своё внимание. Переключение внимания может быть полным, тогда человек при переключении полностью отключился от предыдущей работы, а может быть неполным.

Последним вторичным свойством внимания является распределение внимания. О нём свидетельствует способность человека одновременно одинаково распределять своё внимание на нескольких, независящих друг от друга объектах. Затрудняет распределение внимания высокий уровень сложности выполняемых деятельностей, а облегчает - автоматизация одной из деятельностей.

 


Основы возрастной психологии

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...