Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История возникновения возрастной психологии




 

Людей ещё во времена Античности интересовали многие вопросы возрастной психологии, в частности психологии детей. Вопросами о психологии детей задавались такие знаменитые люди, как Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель. В период Средневековья, с III по XIV в., большее внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на психику. В эпоху Возрождения Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский задавались вопросами организации обучения и преподавания на основе гуманистических принципов, старались учитывать индивидуальные особенности детей. Философы и психологи Нового Времени, например Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо старались выявить влияние наследственности на психическое развитие. Тогда же выделились два противоположных друг другу направления, которые так или иначе обнаруживаются в работах современных психологов:

·   Эмпиризм, в котором главенствующую роль в развитии психики играли жизненный опыт и внешние факторы; представлен в работах Дж. Локка;

·   Нативизм, объяснявший развитие психики в первую очередь наследственностью и внутренними силами, берущий своё начало в работах Ж.Ж. Руссо.

Долгое время, несмотря на развитие научной мысли в направлении детской психологии, ребёнок воспринимался, как пассивное существо, податливый материал, из которого можно было вылепить всё, что угодно.

Во второй половине ХIX века возрастная психология начала отделяться как самостоятельная отрасль, во многом благодаря развитию образования.

Первые концепции детского развития сложились под влиянием эволюционной теории Чарльза Дарвина и так называемого биогенетического закона. Этот закон был сформулирован биологами Э.Геккелем и Ф. Мюллером, и был основан на принципе рекапитуляции. Этот принцип гласит: индивидуальное развитие индивида кратко повторяет историю развития ряда его предков. Под влиянием принципа рекапитуляции возникла первая цельная теория детского развития - теория Стэнли Холла. Учёного интересовали чувства и эмоции детей, их представления об окружающем мире, их интересы, их общение с другими людьми и их мнение о них. Он собрал и обработал тысячи анкет. Он также анализировал детские страхи, детскую речь, рисунки современных ему детей и наскальную живопись. Он обнаружил черты сходства в развитии психики ребёнка и в развитии человечества в прошлые эпохи. Интересны его наблюдения за детскими играми. Игры с песком - это возращение к первобытному обществу, а игры детей 5 - 12 лет - проявление охотничьих инстинктов первобытных племён. Игры подростков ассоциировались со стадией обмена в развитии индийских племён. По мнению Холла нужно предоставить ребёнку возможность быстро пройти все стадии развития до той, которая ассоциируется с современным временем, без задержек и пережитков прошлого. Так образовался скаутинг как система воспитания детей и подростков.

В Россию возрастная психология пришла также во второй половине XIX века. Для России в дореволюционный период была характерна идея гуманизма, стремление познать душу ребёнка, о чём свидетельствуют такие литературные произведения, как «Детство», «Отрочество», «Юность» Толстого. Постоянным вниманием пользовались в отечественной психологии идеи развития нравственного мира личности. Такие учёные как К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов первыми предложили комплексное междисциплинарное изучение жизни и психики ребёнка. Именно тогда были сформулированы важнейшие положения возрастной психологии, например изучение общих законов развития и индивидуальных особенностей детей.

В 70 - 80е годы складываются две формы работы: наблюдение родителей за детьми и научное наблюдение за детским развитием. В то время популярны работы П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Н.Н. Ланге. Помимо общей характеристики психики детей, делались попытки определить особенности развития различных сторон психики, например внимания, мышления, речи, и особенное место имело именно изучение развития речи у детей как главного внешнего признака изменений в развитии. В этом направлении работал И. Старков.

Были сформулированы общие положения о главных чертах детского развития:

·   Развитие совершается постепенно и последовательно. В целом оно представляет собой непрерывное поступательное движение вперед, но не является прямолинейным, допускает отклонения от прямой линии и остановки.

·   Между духовным и физическим развитием существует неразрывная связь. Такая же неразрывная связь существует между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, между умственным и нравственным развитием. Правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое, всестороннее развитие.

·   Отдельные телесные органы и различные стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не все сразу, скорость их развития и энергия не одинаковы.

·   Развитие может идти средним ходом, может ускоряться и замедляться в зависимости от целого ряда причин.

·   Развитие может останавливаться и принимать болезненные формы.

·   Нельзя делать ранних прогнозов о будущем развитии ребенка.

·   Специальный талант должен опираться на широкое общее развитие.

·   Нельзя искусственно форсировать детское развитие, надо дать каждому возрастному периоду «изжить» себя. [11]

К концу XIX века учёные решили объединить свои теоретические усилия и применить их на практике школьного обучения. К началу ХХ века русские учёные начали объединять свои усилия со своими зарубежными коллегами. Многие учёные ездили за границу, стажировались в зарубежных лабораториях, проводили там свои опыты. Многие зарубежные журналы переводились и издавались в России, даже некоторые российские учёные, как, например, А.П. Нечаев и И.А. Сикорский издавали свои исследования за границей.

Формируется целая плеяда учёных, лучших умов России, посвятивших свою творческую деятельность изучению детской психологии, среди них П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.П. Нечаев, М.М. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов и другие видные деятели.

Стали возникать новые методы исследования, например «метод дневников», метод естественного эксперимента, метод теста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...