Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и задачи возрастной психологии




Объект изучения возрастной психологии, так же как и педагогической психологии, - развивающийся человек. Предметом возрастной психологии как научной дисциплины является изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе. Главная задача возрастной психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения. Возрастная психология должна дать характеристику каждого периода жизни человека, вскрыв его специфические и взаимосвязанные с другими периодами особенности, показать различия протекания каждого периода у людей с разными индивидуально-психологическими характеристиками.[3]

Всегда большой сложностью было правильно поделить развитие человека на периоды. Изначально этих периодов было не так много, но к настоящему моменту существуют следующие этапы:

1.  дошкольный,

2. младший школьный,

.   подростковый,

.   старший школьный(юность),

.   взрослый,

.   преклонный.

Исследования аспектов развития уже изученных психологических особенностей взрослых людей постепенно распространялись на юношей, подростков, младших школьников и затем дошкольников. Эти исследования позволили обнаружить ранее неизвестные потенциальные возможности детей, а главное - раскрыть те периоды жизни ребенка, которые наиболее благоприятны для развития различных функций, интеллектуальных возможностей, формирования нравственных качеств личности. Одной из самых важных было изучение стадии младенческого возраста, самого начала социализации, много же данных было получено и с изучения психологии преклонного возраста. Теперь мы знаем, что границы того или иного периода не чётко установлены, а могут варьироваться в соответствии с организацией жизни и деятельности человека.

Без знания возрастной психологии невозможно совершение педагогического акта в целом.

 


Классификация методов возрастной психологии

 

В отечественной психологии выделяют четыре большие группы методов по Б.Г. Ананьеву:

·   Организационные методы: сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный метод используется для проведения возрастных срезов и лонгитюдных исследований. Одним из вариантов сравнительного метода является генетический метод в виде генеалогических исследований, исследования приёмных детей и родителей и исследования близнецов. Лонгитюдные исследования заключаются в длительном исследовании одного человека или группы людей для выявления индивидуальных особенностей или особенностей группы. В комплексном исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Такого рода изыскание позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода.

·   Эмпирические методы: наблюдения, экспериментальные методы, психодиагностические методы, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы. Что характерно для возрастной психологии, так это метод естественного эксперимента, формирующего эксперимента.

·   Методы обработки данных: количественный и качественный анализы данных.

·   Интерпретационные методы: генетический и структурный методы. Генетический метод устанавливает так называемые «вертикальные» связи между стадиями развития, а структурный - «горизонтальные» связи между изученными качествами личности.

 


Развитие внимания на различных этапах развития личности

Младенчество

 

Самое начало жизни ребёнка есть одновременно один из самых благоприятных периодов в жизнедеятельности организма. Очень мало известно о том, как воспринимает мир ребёнок, находящийся в утробе. Обычно многие родители уверены, что малыш чувствует, какое настроение у родителей, слышит их голоса, понимает, что происходит вокруг и т.д. Очень важный, стрессовый период - период рождения. Для малыша это резкая смена обстановки, новый тип дыхания, новый тип питания, другие температурные условия. Не случайно специалисты говорят о родовом кризисе. С рождения и до одного года малыш существует в так называемом периоде новорождённости, это ещё не младенчество, это самое начало его развития отдельно от материнского организма. Существуют характерные особенности периода новорождённости: младенец мало различает сон и бодрствование, большую часть времени погружён в себя, чувствует дискомфорт от неправильного положения тела, голода, холода, жажды, торможение преобладает над возбуждением, двигательная активность имеет спонтанный характер.

Первоначально было очень сложно изучить психику младенцев, но в настоящее время при исследовании процессов восприятия, памяти, внимания у детей первого года жизни используют регистрацию целого ряда объективных «индикаторов»: частоты сердечных сокращений, ритма дыхания и сосания, микродвижений глаз, поворотов головы, появления и угасания ориентировочной реакции. Прежде всего младенец обладает рядом определённых ориентировочных рефлексов, способствующих его приспособлению к окружающей среде. Помимо механизмов, позволяющих ему сосать, дышать, он также обладает защитными рефлексами, ориентировочными рефлексами (малыш пытается повернуть голову, чтобы найти источник зажженного света), а также атавистическими рефлексами, например хватательный, ползательный рефлексы, автоматическая походка.

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости центральной нервной системы, однако вскоре эти рефлексы угасают. Дело в том, что за простейшие реакции отвечают подкорковые структуры, такие как средний мозг, который развивается у малыша с большим опережением. Постепенно простейшие реакции заменяются всё более сложными, за которые отвечает кора головного мозга. Можно из всего вышесказанного сделать вывод, что рано на первом году жизни говорить о внимании ребёнка, пока то, что в более старшем возрасте будет называться непроизвольным вниманием, имеет форму простого безусловного рефлекса. Однако стоит заметить, что для маленького ребёнка очень большую роль играют зрительные и звуковые раздражители, именно на их основе происходит постепенное развитие важного для процесса внимания ориентировочного рефлекса. По данным A.M. Фонарева, уже после 5-6 дней жизни новорожденный способен следовать взором за движущимся в непосредственной близости предметом при условии его медленного перемещения. К началу второго месяца жизни появляется способность сосредоточения на зрительные и слуховые раздражители с их фиксацией в течение 1-2 минут.

Человеческий детёныш - самый беспомощный на Земле. В сравнение с ним идёт только детёныш обезьяны, который, тем не менее, в первые месяцы жизни способен цепляться за шерсть матери, чтобы та переносила его с одного места на другое. Таким образом, маленький человек очень сильно нуждается в обществе, в частности в матери и отце, следовательно - он самое социальное существо. Постепенно, вовремя первых двух месяцев жизни, взрослый становится основным, самым привлекательным и удобным объектом для восприятия, способным удовлетворить потребность в новых впечатлениях, которую некоторые исследователи считают врожденной. Всё внимание ребёнка сосредоточено на его родителях. В течение первых трёх-четырёх недель у ребёнка начинает проявляться интересный феномен - ротовое внимание. Это своеобразная реакция на ласковую улыбку взрослого, на его слова - ребёнок замирает, вытягивает губы, и происходит глазной контакт. Вскоре, на основе этой реакции малыш начинает пытаться улыбнуться. Улыбка в ответ на обращение матери или другого взрослого является важнейшим психическим новообразованием кризисного новорождённого возраста.

Ещё один интересный феномен именует собой переход от состояния новорождённости к собственно младенческому возрасту. Это комплекс оживления. Теперь ребёнок не только сосредоточенно пытается улыбнуться в ответ на позыв взрослого. К 8 неделям, радостная реакция сопровождается глубоким коротким вздохом, а уже в 10-12 недель к его радостной реакции подключается всё тело: серия коротких громких вздохов сопровождается повизгиваниями, различными вокализациями, и к этому добавляется вскидывание ручек и перебирание ножками. Ребёнок использует крик и плач для притяжения внимания. Малыш становится по-настоящему активным существом. Таким образом сосредоточенность внимания на взрослом и положительная эмоциональная реакция на него сопровождаются у ребёнка повышенной двигательной активностью, радостными вскрикиваниями.

Ведущая деятельность младенческого периода - непосредственно-эмоциональное общение (по Д.Б. Эльконину). Для ребёнка жизненно необходимо общение с матерью в период младенчества, недаром многие учёные занимались так называемой проблемой «госпитализма». Дети, воспитываемые в приютах без матерей, в большинстве своём, не доживали до 10 лет. Они начинали угасать без общения родных людей и не подпускали к себе посторонних уже в младенчестве.

Общение между ребёнком и взрослым осуществляется в процессе совместных действий. Создаются условия для речевого, двигательного и сенсорного развития. У ребёнка выстраиваются связи между названием предмета, словом и самим предметом, формируется ориентировочная реакция на называемые ему предметы. Постепенно, начиная с шести месяцев малыш познаёт свои руки: сначала он просто тянется к предмету, потом бессознательно хватает, сжимает его, потом целенаправленно манипулирует им. К 11 месяцам малыш учится манипулировать уже с двумя предметами. Благодаря этим нехитрым движения малыш познаёт свойства различных предметов и уже может планировать свою деятельность на этом основании. Маленький ребёнок в этом возрасте проявляет повышенный интерес к изучению разных предметов, к манипулированию, он активно сосредотачивает на них своё внимание.

К окончанию первого года жизни малыш сильно отрывается от взрослого, у него появляется «Я - желающий», которое вскоре перерастает в «Я - действующий». Самые главные приобретения к началу второго года жизни - это ходьба и первые слова. Также малыш овладевает предметами-орудиями, такими как лопатка, совок, чашка, ложка. Ребёнок становится субъектом собственных действий, овладевает ими благодаря развитию так называемых мотивирующих представлений, когда ребёнок концентрируется на определённом объекте, который имеет значимость для удовлетворения его потребностей. Нужно добавить, что на данном этапе внимание ребёнка имеет бессознательный характер.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...