Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия Р. Декарта: учение о субстанции и методе.




французский философ Р. Декарт (1598-1650 гг.), представитель рационалистического подхода к изучению явлений природы. Рационализм представляет собой философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Декарт начинает свое философское построение с критики схоластических представлений о мире и в существовании этого мира. Он определяет процесс познания как отношение субъекта и объекта. Чел-к обладает 4 способностями познания: разум, воображение, чувство, память.

Чувства дают смутное представление о вещах, тем самым вводят нас в заблуждение. Истина постигается разумом и присущей ему интуицией. Правильность истины подтверждается ясностью и отчетливотью наших понятий.

Декарт сформулировал 4 следующих правила дедуктивного метода:

1. Включать в суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что не может дать никакого повода к сомнению

2. Делить каждую трудность на столько частей, на сколько потребуется, чтобы лучше ее разрешить

3 Располагать мысли в определенном порядке. Начиная с простейших предметов и восходить до более сложных.

4 Делать перечни полные и всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Основное понятие метафизики - Понятие субстанции - вещь, которая не нуждается для существования ни в чем, кроме себя самой. Сотворенный мир он делит на 2 субстанции:

1- духовная(неделимость) ее атрибут мышление, модус-воображение, чувство, желание

2-материальная(делимость до бесконечности) ее атрибут протяжение, модус-фигура, движение

Согласно Декарту, каждому состоянию и изменению в духовной субстанции соответствуют изменения в материальной субстанции. Сами субстанции друг на друга влиять не могут. Существование материальных и духовных субстанций обусловлено Богом. Движение вечно и протекает согласно законам механики. движение в природу вносится Богом с помощью толчка. (Декарт созд. направление философии- Картезианство)

 

Учение о природе и человеке Ж.-Ж. Руссо.

Руссо усматривает в человеке два естественных начала, предшествующих разуму (рассудку): "... из них одно горячо заинтересовывает нас в нашем собственном благосостоянии и самосохранении, а другое выражает наше естественное отвращение при виде гибели и страданий всякого чувствующего существа и главным образом нам подобных»

Источник нравственности. Нравственность изначальна. Она вытекает из самого устройства природы человека. Ее законы запечатлены во всех сердцах; достаточно только "уйти в самого себя и прислушаться к голосу своей совести".Два принципа, заложенные в человеке от природы и обеспечивающие его надлежащие отношения с другими индивидами, следующие: принцип себялюбия (amour de soi), выражающий стремление каждого существа к самосохранению, и принцип сострадания, ограничивающий себялюбие и способствующий сохранению рода.

Себялюбие и сострадание, утверждает Руссо, развивая идеи Шефтсбери, лежат в основе понимания человеком добра и зла.

По природе человек, согласно Руссо, незлобив, скорее даже добр, он становится добродетельным, когда, любя добро, еще и осуществляет его через борьбу и преодоление в себе противоборствующих наклонностей. Выполнение долга является внешней формой добродетели по сравнению с поступками, вытекающими из естественного стремления к добру, на основе которых чувство долга формируется и закрепляется в качестве привычки к добродетели, привычки, доставляющей удовлетворенность и наслаждение.

В человеке цивилизованном Руссо фиксирует два разных принципа, из которых один влечет к любви, справедливости, моральному благу, а другой тянет вниз, подчиняет власти внешних чувств и порождаемых ими страстей.

Одним из центральных вопросов в проблеме свободы человека и социальных взаимоотношений Руссо считает вопрос о происхождении неравенства. Философ различает природное и социальное неравенство: природа создает людей различными, но не эти различия обуславливают социальное неравенство - его причиной является частная собственность. Руссо видит три причины неравенства: во-первых, это неравенство общественное; во-вторых, оно возникло исторически; в-третьих, оно связано с появлением частной собственности.

Гносеология И. Канта.

Теория познания или гносеология - раздел философии, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познавания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Современная т.п. строится на теории отражения. В философии сущ. 3 основных точки зрения на познаваемость мира: оптимизм, агностицизм и скептицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики не отрицают познаваемость мира, но выражают сомнения в познаваемости мира.

Мир существует для нас лишь в аспекте его данности познающему субъекту. Подлинный субъект познания никогда не бывает подлинно гносеологическим: это живая личность с ее страстями, интересами, желаниями, чертами характера, темперамента и т.д. Фрагмент бытия оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания. В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет же - это конкретные аспекты, на которое направлено острие ищущей мысли.

Движущей силой познания является практика. Практика - это материальная, предметно-чувственная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу и движущую силу развития человеческого общества и познания. По отношению к практике она играет троякую роль. Во-первых является источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания. В-третьих она служит мерилом, критерием истинности результатов.

20. Философия Г. Гегеля: этапы развития абсолютной идеи, диалектика

Исходное положение философии Гегеля: тождество бытия и мышления, то есть понимание реального мира как проявление идеи. Его философская система строится на понятии «абсолютная идея». Абсолютная идея есть результат логического процесса самореализации Мирового духа (Разума), выраженного через систему философских категорий.

Мировой дух является субстанцией мира, его основой и сущностью. Дух обнаруживает себя через внешнее бытие предметов и явлений. Первой ступенью самореализации духа является природа. Вторая ступень – это формирование сознания и его проявление в деятельности человека, то есть в истории. Это ступень пробуждения духа, осознания духом самого себя. Этому процессу соответствуют три формы развития духа:

1) субъективный дух;

2) объективный дух;

3) абсолютный дух.

Субъективный дух – это этап формирования индивидуального сознания. Когда субъективный дух достигает зрелости, он выходит за пределы индивидуального существования, то есть объективируется. Объективный дух проявляется в общественных формах деятельности, в истории. Когда человечество путем совершенствования своего сознания и общественных форм жизни достигает абсолютной свободы, тогда наступает освобождение духа. Дух становится абсолютным. На этой ступени человек познает свою духовную сущность: понимает, что он – проявление духа. Ему открывается абсолютное знание мира, знание истины мира, то есть абсолютной идеи, как единой и единственной реальности. Абсолютная идея проходит три этапа в своем развитии:

1)развитие идеи в собственном лоне, в «стихии чистого мышления», где идея раскрывает свое содержание в системе взаимосвязанных логических категорий. Это этап логики;

2) развитие идеи в форме инобытия, то есть форме природы. Природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность (пространство, время, движение). Это этап философии природы;

3) развитие идеи в мышлении и в истории (в духе) – этап философии духа. Абсолютная идея возвращается к самой себе.

Диалектика – теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии. Гегель открыл три закона диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник, движущую силу развития.

2. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий механизм развития.

3. Закон отрицания, раскрывающий направление развития (развитие по спирали).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...