Тема 2. Теория Ибн Халдуна как историко-социологический автопортрет традиционного мусульманского общества и аналитическая модель его исторической эволюции.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ Директор Гуманитарного института ___________________ Ерохин А.М. «__» _______________ 20 г. Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине Национальный дискурс в классическом исламе
Ставрополь, 2015 Введение Цель курса – поскольку мусульманский мир выработал своё понимание «нации», исходя из своих цивилизационных особенностей, цель занятий - исследовать специфику национального дискурса в странах распространения ислама. Задачи: - прояснить соотношение между концептами «религия» и «этнос», «нация» в мусульманском идеологическом пространстве; - раскрыть понятие «мусульманский национализм» и показать насколько западное видение нации не релевантно исламской традиции;
- рассмотреть различные варианты соотношения ислама и национализма: от исламистских до секуляристских; - изучить особенности различных разновидностей национализма в мусульманских странах. В итоге освоения дисциплины студент должен: знать фактический материал по истории Большого Ближнего Востока (с учетом уже имеющихся исторических знаний); терминологию курса, концепции «мусульманского национализма» и варианты его практического воплощения; теоретический материал (отечественную и зарубежную историографию по вопросам курса); уметь: квалифицированно пользоваться современной литературой и информационными системами, содержащими сведения о предмете курса; способностью анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей; применять полученные при изучении дисциплины знания в исследовательской, образовательной, культурно-просветительской и экспертно-аналитической деятельности (последние 2 типа деятельности чрезвычайно важны для ЮФО и СКФО, где весьма остро стоят проблемы выстраивания культурного диалога между носителями различных религиозных исповеданий (прежде всего - христианства и ислама), а также проведения грамотной национальной политики); владеть: понятийным аппаратом; познавательными подходами и методами изучения религиозных систем и связанных с ними социальных процессов; способностью понимать, критически анализировать и излагать события в современном исламском мире; готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Содержание Тема 1. Вопросы религиозных и межэтнических отношений в эпоху классического ислама..4
Тема 2. Средневековые мусульманские мыслители о государственно-политическом устройстве мусульман. Теория Ибн Халдуна как историко-социологический автопортрет традиционного мусульманского общества и аналитическая модель его исторической эволюции........5 Тема 3. Реформаторские и обновительские течения в исламе в раннее новое время. Ваххабиты..........................................................................................................................................................7 Тема 4. «Мусульманский национализм» как явление Нового времени.......................................9 Тема 5. «Мусульманский национализм» и его секулярное воплощение....................................12 Тема 6. «Мусульманский национализм» и исламский фундаментализм....................................13 Тема 7. Политический ислам на Большом Ближнем Востоке. Государство и ислам................16 Тема 8. Современная Европа и ислам............................................................................................17 Темы практических занятий Тема 1. Вопросы религиозных и межэтнических отношений в эпоху классического ислама. Цель занятия: выяснить, в чем суть понятия «умма» в традиционном исламском дискурсе, соответственно, рассмотреть вопрос отношения классического ислама к вопросу «этничности». Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части: Знать: - фактический материал по истории возникновения ислама (с учетом уже имеющихся исторических знаний); - теоретический материал (специфику толкования «умма» в традиционном исламском дискурсе); Уметь: - квалифицированно пользоваться современной литературой и информационными системами, содержащими сведения о предмете курса; - способностью анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-7); - толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, строить межконфессиональный диалог (ОПК-2). Владеть: - понятийным аппаратом; - познавательными подходами и методами изучения религиозных систем и связанных с ними социальных процессов (ПК-7). Актуальность темы связана с тем, что для выяснения процессов, происходящих в современной мусульманской умме (уммах?), требуется суть понятия, а также составить представление об умме как идеальной модели социальной организации.
Теоретическая часть. Для подготовки первого вопроса следует привлечь публикации В.В. Наумкина, Е.А Резвана, И.Л. Алексеева. Кроме того, следует обратиться к тексту Корана и найти в нем упоминания общины (уммы), выяснить и указать контекст употребления этого понятия. Надлежит также обратить особое внимание на те суры, которых идет речь религиозных общинах, связанных с определенным пророком (духовным лидером), выявить их последовательность и объяснить смысл их упоминания (в контексте появления мусульманской уммы). Далее, следует выяснить, как Мухаммад выстраивал отношения в мединской общине. Для этого необходимо привлечь текст так называемой «Мединской контитуции» - договора 622г., нацеленного на обеспечение мирного сосуществования четырех элементов: мухаджиров, ауситов, хазраджитов и иудеев (см. текст договора: О.В. Большаков. Указ. соч. С. 93-94). Здесь следует также проанализировать мнения различных исследователей (Грюнебаум Г.Э., Большаков О.В., Коротаев А.В. и проч.) о сущности данного договора. Следующий вопрос касается уммы как идеальной модели социальной организации, как единства, индифферентного к этническим и иным различиям. Для этого следует обратиться к Корану и Сунне и выявить отношение основателя ислама к разделению людей по тем или иным признакам (в том числе, расовым и этническим; например, черный-белый, араб-неараб), в итоге – обосновать, какой критерий в определении человека был для Мухаммада главным. В заключении необходимо, ссылаясь на конкретный исторический материал (история ислама после смерти Пророка), определить, смогла ли выдержать испытание временем означенная идеальная модель социальной организации. Вопросы и задания Вопросы 1.Термин «умма» в Коране и Сунне – многообразие контекстов. Умма – община верующих: коранический взгляд на историю человечества как последовательную смену одной религиозной общины другой.
2.Умма в мединский период деятельности Пророка. «Мединская конституция» - договор Мухаммада с основными группами, составившими мединскую общину. 3.Умма как социальное воплощение универсалистской мусульманской проповеди. Задания: Объяснить, насколько корректным в отношении традиционного исламского дискурса уммы является использование некоторыми авторами термина «умма» для обозначения региональных мусульманских общин (например, «мусульманская умма России»), возможно ли употребление его во множественном числе («мусульманские уммы»). Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме Источники. 1.Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. Изд. 2-е. М., 1986 (Любое издание). 2.Коран / Перевод смыслов Эльмира Кулиева. М., 2003. 3.Хадисы Пророка / Пер. с араб. и комм. В.Пороховой. М., 2003. 4.Хрестоматия по исламу / Отв. ред. С.М. Прозорова. М., 1994. Литература. 1.Алексеев И.Л. Между Ибн Таймийей и Ибн Халдуном: в поисках аналитической модели арабской революции 2011 г. // Pax Isamica, 1 (6)/2011. С.97-99. 2.Ананьев Э.В.Социальная доктрина мусульман: взгляд снаружи и изнутри.// Государство, религия, церковь в России и за рубежом № 2 / 2010 //http://religio.rags.ru/journal/2010/2010_02/N_2-10(end)_165.pdf 3.Большаков О. В. История Халифата: В 4 т. М.: Восточная литература, 2002. Т. 1. 4.Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600 - 1258)/ Пер. с англ. И.М. Дижура. Предисл. В.Д.Наумкина. М., 1988. 5.Наумкин В.В. Ислам и мусульмане культура и политика. Концепция мусульманской уммы: от религии к национализму и глобализму// Минарет, № 4, ноябрь-декабрь 2008. С. 643-663 // http://www.ivran.ru/publications/178 6.Пиотровский М.Б. Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама // Ислам: религия, общество, государство. М., 1984. С. 175–188. 7.Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001. 8.Резван Е.А. Коран и его толкования: тексты, переводы, комментарии. СПб., 2000. Интернет ресурсы Коран // http://lib.aldebaran.ru/author/muhammad_rasululla/muhammad_rasulla_koran_1.html Хадисы // http://lib.aldebaran.ru/author/muhammad_rasululla/muhammad_rasulla_hadisy_1.html Pax Isamica http://paxislamica.ru – сайт научного сборника по исламу. Тема 2. Теория Ибн Халдуна как историко-социологический автопортрет традиционного мусульманского общества и аналитическая модель его исторической эволюции. Цель занятия: выявить сущность первой в средневековой исламской мысли неметафизической концепции общества, а также уделить особое внимание понятию социальной «солидарности» («‘асабиййа») в концепции Ибн Халдуна. Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части: Знать: - фактический материал по истории философской, богословско-правовой и исторической мысли арабского средневекового Востока;
- теоретический материал (средневековые мусульманские мыслители о государственно-политическом устройстве мусульман; особенности концепции Ибн Халдуна). Уметь: - квалифицированно пользоваться современной литературой и информационными системами, содержащими сведения о предмете курса; - способностью анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-7); - толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, строить межконфессиональный диалог (ОПК-2). Владеть: - понятийным аппаратом; - познавательными подходами и методами изучения религиозных систем и связанных с ними социальных процессов (ПК-7). Актуальность темы связана с тем, что (как признает ряд исследователей) модель исторического развития, предложенная Ибн Халдуном (в т.ч. понятие «‘асабиййа»), может успехом применяться для анализа исторических процессов современных стран Востока. Теоретическая часть. При подготовке первого вопроса целесообразно обратиться к трудам С. М.Бациевой и А. А. Игнатенко. Работы этих авторов в настоящий момент являются наиболее полными в отечественной науке исследованиями жизни и творчества Ибн Халдуна. Помимо этого необходимо привлечь публикации А.В.Смирнова и И.Л. Алексеева. Труды означенных авторов помогут раскрыть и достаточно сложный – третий вопрос занятия. Второй вопрос, кроме названных выше авторов, помогут осветить труды А.В. Коротаева, С.А. Нефедова, С. В. Цирель, Н. С. Розова. Два последних вопроса связаны с плотным прочтением «ал-Мукаддимы». Вопросы и задания Вопросы: 1.Ибн Халдун (1332-1406) – биография, сочинения. Введение (ал Мукаддима) - характеристика источника. 2.Теория политических циклов Ибн Халдуна. Модель Ибн Халдуна и современные теории исторических, социальных и демографических макропроцессов (А.В. Коротаев, С.А. Нефедов, П.В. Турчин, Н. С. Розов и т.д.). 3.Понятие «‘асабиййа» в концепции Ибн Халдуна. Задания: 1.Выявить разницу переводов и толкований термина «‘асабиййа» в публикациях отечественных исследователей. 2. Насколько, с вашей точки зрения, понятие «‘асабиййа» Ибн Халдуна актуально для современного мусульманского общества? Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме Источники. 1.Ибн Халдун. Введение (ал Мукаддима)/ Cоставление, перевод с арабского и примечания А.В. Смирнова //Историко-философский ежегодник 2007. М.: Наука, 2008, стр.187-217 // http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/ikh_t.htm 2.Ибн Халдун. Книга назиданий и сборник начал и сообщений. О Деяниях арабов, персов и берберов и тех, кто были их современниками из числа носителей высшей власти. Китаб ал-ибар на диван ал-мубтада ва-л-хабар фи айям ал-араб ва-л-аджам ва-л-барар ва-ман асарахум мин зауви-с-султан ал-акбар // http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Chaldun/text1.phtml?id=1776 3.Ибн-Халдун. Введение (фрагменты) / Пер. С. М. Бациевой // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М.,1961. 4.Ибн-Халдун. Введение в историю (ал-Мукаддима). Фрагменты/ Перевод с арабского, комментарии и примечания И. Л. Алексеева, А. В. Душак и А. Ш. Столыпинской // Pax Isamica, 1/2008. С.15-21 // http://paxislamica.ru/netcat_files/1058_26.pdf Литература. 1. Алексеев И.Л. Возвращаясь к Ибн Халдуну// Pax Isamica, 1/2008, с.5-14. http://paxislamica.ru/netcat_files/1058_24.pdf 2. Алексеев И.Л. Между Ибн Таймийей и Ибн Халдуном: в поисках аналитической модели арабской революции 2011 г. // Pax Isamica, 1 (6)/2011. С.95-97. 3. Алексеев И.Л.В поисках «хорошего Ислама»: Ислам и исламоведение между диалогом культур и «столкновением цивлизаций» // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. Научный ежеквартальный альманах. Вып. 5-6, 2006 // http://www.islamnn.ru/print.php?sid=1422 4. Араби Б. Ибн-Хальдун - основоположник арабской социологии // Социологические исследования. 1990. № 11. С. 107—109. 5. Бациева С. М. Бедуины и горожане в «Мукаддиме» Ибн Халдуна //Очерки истории арабской культуры 5- 15 вв. M., 1982. 6. Бациева С. М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». М., 1965. 7. Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966. С. 311-345. 8. Иванов Н. А. «Китаб аль-Ибар» Ибн Халдуна как источник по истории стран Северной Африки в XIV в. // Арабский сборник. М., 1959. 9. ИгнатенкоА. А. Ибн-Хальдун. М., 1980. 10. Коротаев А.В. Долгосрочная политико-демографическая динамика Египла: циклы и тенденции. М., 2006. 11. Нефедов С.А. Теория демографических циклов и социальная эволюция древних и средневековых обществ Востока// Восток, 2003. № 3. С. 5 – 22. 12. Пролегомены к «Книге поучительных примеров и дивану сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров» // Мировая экономическая мысль: Сквозь призму веков: В 5 т. Т.1: От зари цивилизации до капитализма / Ред. Г. Г. Фетисов. М., 2004. 13. Розов Н. С. Закон Ибн Халдуна// Политический класс. 2006. № 16// http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/ibn-khaldun.htm 14. Смирнов А.В.Ибн Халдун и его «новая наука» //Историко-философский ежегодник 2007. М., 2008. С. 159-186 http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/ikh_r.htm 15. Цирель С. В. Концепт «асабиййи» как основа связи экономико-демографической и гуманитарной истории: pro et contra // Проблемы математической истории. Историческая реконструкция, прогнозирование, методология / Отв. ред. Г. Г. Малинецкий, А. В. Коротаев. – М., 2008 // http://cliodynamics.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=59&Itemid=1 Интернет ресурсы Портал «Восточная литература». http://www.vostlit.info/ Средневековые исторические источники Востока и Запада Научно-образовательный проект «Православие, католицизм, протестантизм, иудаизм, ислам в истории Европы» http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/regsite.htm находится на странице Центра украинистики и белорусистики Московского Государственного университета им. М.В.Ломоносова Pax Isamica http://paxislamica.ru – сайт научного сборника по исламу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|