Тема 6. «Мусульманский национализм» и исламский фундаментализм.
Цель занятия: рассмотреть феномен роста исламского фундаментализма в XX в., как специфический ответ на кризис «мусульманского национализма». Выяснить место и роль исламского фундаментализма в современной, внутренней и внешней, политике. Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части: Знать: - фактический материал по истории исламского фундаментализма в XX в.; - теоретический материал (сущность явления, связанного с понятием «исламский фундаментализм»; основные положения учений идеологов исламизма); Уметь: - квалифицированно пользоваться современной литературой и информационными системами, содержащими сведения о предмете курса; - способностью анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-7); - толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, строить межконфессиональный диалог (ОПК-2). Владеть: - понятийным аппаратом; - познавательными подходами и методами изучения религиозных систем и связанных с ними социальных процессов (ПК-7). Актуальность темы связана с необходимостью рассмотреть различные варианты соотношения ислама и национализма: от исламистских до секуляристских. Теоретическая часть. Первый вопрос предполагает выявление времени и причин роста фундаменталистских настроений в исламе. При этом следует уделить особое внимание взаимосвязи между кризисом светского национализма и становлением и развитием исламизма. Следующий вопрос связан с определением сущности явления, связанного с понятием «исламский фундаментализм» и, соответственно, адекватности терминологии, употребляемой различного рода исследователями (исламский фундаментализм, исламский интегризм, исламизм, салафизм, политический ислам). В связи с этим надлежит разобраться в различных вариантах типологизации исламистских идеологических течений (М.Т.Степанянц, З.И.Левин, А.В.Малашенко, М. Ражбадинов, И.П.Добаев и проч.). В итоге, необходимо, при всей сложности и противоречивости дискурса «исламский фундаментализм», определиться, стоит ли ставить знак равенства между фундаментализмом, радикализмом и экстремизмом в исламе.
Третий вопрос призван прояснить на конкретном примере причины активизации и сущность политического ислама. Здесь следует рассмотреть факторы, обусловившие появление «Братьев-мусульман», идеи их основателя - Хасана аль-Банны, основные этапы деятельности этой организации. Четвертый вопрос предполагает сравнительный анализ различных версий политической доктрины ислама: пакистанца Абуль-Аля аль-Маудуди, египтян Сайида Кутба и Абд ас-Саляма Фарага, британца пакистанского происхождения, основателя Института современной исламской мысли и Мусульманского парламента в Британии - Калима Сиддики. Опорой для подготовки должны стать труды означенных идеологов, а также исследовательская литература (Гареева Г.И., И.П.Добаев, Ежова А.В., Кепель Ж., Мухаметов Р., Ражбадинов М.З., Шмаков А.А.). Вопросы и задания Вопросы: 1.«Исламский фундаментализм» - как очередная волна идеологического подъема ислама в XX в.: время и причины активизации. 2.«Исламский фундаментализм» - сущность явления, проблемы терминологии и типологии исламистских идеологических течений. 3.«Братья-мусульмане» как матрица политического ислама в ХХ в.: идеология и история движения. 4.Идеология радикального ислама в трудах Хасана аль-Банны, Сайида Кутба, Абуль-Аля аль-Маудуди, Абд ас-Саляма Фарага, Калима Сиддики.
Задания: 1.Составить краткий словарь по терминам: исламский фундаментализм, исламский интегризм, исламизм, салафизм, политический ислам. 2.Составить историографический обзор классификаций исламистских идеологических течений (М.Т.Степанянц, З.И.Левин, А.В.Малашенко, М. Ражбадинов, И.П.Добаев и проч.). 3.Если принять деление исламского фундаментализма на умеренный и крайний, то в чем суть различий? - составить сравнительную таблицу. 4.Выписать и сравнить основные положения учений идеологов исламизма, указанных в п.4 занятия. Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме Источники. 1.Сайид Кутб. Джихад на пути Аллаха// Кепель Жиль. Джихад: Экспансия и закат исламизма / Пер. с фр. В.Ф. Денисова. М., 2004. С. 439 – 440. 2.Аль-Банна Хасан. Послания. – М., 2000. 3.Qutb Sayed. Milestones. New Delhi, 1998. 4.Маудуди Абу Аля. Образ жизни в исламе. М., 1990. 5.Маудуди Абу Аля. Принципы ислама. М., 1993. 6.Маудуди Абу Аля. Ислам сегодня. М., 1992. Литература. 1. Алексеев И.Л. Собирание расколотой уммы: фундаментализм как реинтерпретация исламской истории // Ab Imperio, 2004, № 3. С. 513-538. 2. Гареева Г.И. Исламский фундаментализм и опыт государственного строительства в Пакистане // Ислам и политика / Под ред. Белокреницкого В.Я., Егорина А.З. М., 2001. 3. Гордон-Полонская Л.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана (Критика «мусульманского национализма»). М., Изд-во вост. лит-ры, 1963. 4. Добаев И. П. Исламский радикализм: Социально-философский анализ. Ростов н/Дону, 2002. 5. Добаев И.П. Современный терроризм: региональное измерение / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Дону,: Издательство СКНЦ ВШ,ЮФУ, 2009 // http://www.kavkazoved.info/images/myfls/files/terrreg.doc 6. Долгов Б. В. Исламизм в контексте межцивилизационного взаимодействия // Восток (Oriens). 2007, № 4. 7. Ежова А.В. Философия Али Шариати в контексте исламской политической мысли XX века: Кутб и Шариати // Исламская интеллектуальная инициатива в XX в. / Под ред. Джемаля Г.Д. М., 2005. С. 41–68. 8. Игнатенко А.А. Расколотая умма в ожидании Судного дня (новый взгляд со старых позиций) // Отечественные записки, №5(14), М., 2003. 9. Игнатенко А.А. Самоопределение исламского мира // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Средней Азии) / Под ред. Белокреницкого В.Я. и Егорина А.З. М., 2001. С. 7–21.
10. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М., 1988. 11. Кепель Жиль. Джихад: Экспансия и закат исламизма / Пер. с фр. В.Ф. Денисова. М., 2004. 12. Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. М., 2005. 13. Левин З.И. Современный ислам: реформаторы – обновленцы и охранители// Ближний Восток и современность. Вып. 17. М., 2003. 14. Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. М., 2006. 15. Мухаметов Р.М. Политическое самоопределение исламского мира в условиях глобализации (Политические доктрины и действия). М., 2009. 16. Наумкин В. В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов // Восток. 2006. № 1. 17. Наумкин В.В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов. М.: КомКнига, 2005. 18. Ражбадинов М. З. Радикальный исламизм в Египте. М., 2003. 19. Ражбадинов М.З. Концепция такфира (обвинения в неверии) и джихада в идеологии организации «аль-джихад» на современном этапе// Ближний Восток и современность. Вып. 17. М., 2003. 20. Ражбадинов М.З. Умеренный исламизм в Египте. На примере деятельности организации «Братья-мусульмане». М., 2006. 21. Сажин В.И. К вопросу о цивилизациях, исламе и войнах // Ближний Восток и современность: Сб. статей. Вып. 5. М., 1998 С. 204–218. 22. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике в XIX–XX вв. М., 1982. С. 8–12. 23. Фундаментализм / Отв. ред. З.И. Левин. М., «Институт востоковедения РАН», «Крафт+», 2003. 24. Шмаков А.А. Теоретическое наследие Калима Сиддики // http://www.islamcom.ru/material.php?id=182. Интернет ресурсы Институт Ближнего Востока http://www.iimes.ru/rus/public.html - ссылка дана на постоянно обновляемый радел «Публикации» Институт востоковедения РАН http://www.ivran.ru/ Исламский комитет России www.islamcom.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|