Тема 8. Современная Европа и ислам.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Цель занятия: конспективно рассмотрев историю взаимоотношений Европы с исламским миром, уделить особое внимание проблеме соотношения между современной мировой политикой и религиозными процессами в мире XXI вв. Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части: Знать: - фактический материал по истории историю взаимоотношений Европы с исламским миром (особенно, на современном этапе); - теоретический материал (специфику моделей существования мусульманских иммигрантов в современном западном обществе); Уметь: - квалифицированно пользоваться современной литературой и информационными системами, содержащими сведения о предмете курса; - способностью анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-7); - толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, строить межконфессиональный диалог (ОПК-2). Владеть: - понятийным аппаратом; - познавательными подходами и методами изучения религиозных систем и связанных с ними социальных процессов (ПК-7). Актуальность темы связана целым спектром проблем с которыми столкнулась Европа, ввиду возросшего за последние годы потока мигрантов и беженцев из мусульманских стран Африки и Ближнего Востока. Теоретическая часть. Первый вопрос подразумевает выявление специфики выстраивания взаимоотношений Европы с исламским миром, с момента появления ислама на исторической арене до современного этапа, на основании анализа трудов Б. Льюиса, Ф. Кардини, С. Хантингтона. Если привлечение работ Льюиса и Кардини связано в основном с исторической ретроспективой, то труд С. Хантингтона – один из прогнозов недалекого будущего. Разумеется, необходимо не только усвоить суть позиций авторов, но и применить к ним критический подход.
Второй вопрос связан с проблемами мусульманской иммиграции в страны Западной Европы. Его рассмотрение стоит начать с выяснения времени и причин усиления иммиграционного потока мусульман в европейские страны. Затем следует обратиться к проблеме социокультурной адаптации различных поколений мусульманских иммигрантов, а также выявить и охарактеризовать различные модели их существования в ряде европейских стран. Этот вопрос занятия напрямую связан с последующим: что такое «евроислам», возможна ли интеграция ценностей ислама с западноевропейским обществом и его институтами; не приведет ли европейская политика толерантности и мультикультурализма к исламизации этого региона? Для подготовки этого вопроса следует привлечь сборники статей «Мусульмане на Западе» и «Мусульмане в иноконфессиональной среде», отдельные главы из книг Ж. Кепеля и И.П. Добаева, статьи И.С. Берга, Д.А. Нечитайло, Ф.О. Плещунова, Л. Перепелкина и В.В. Наумкина и др. Кроме того, необходимо обратиться к современной ситуации (2015 г.), связанной с усилением миграции в Европу из стран Африки и Ближнего Востока. В связи с этим для европейцев становится весьма актуальным вопрос: Миграция для ислама и Запада - вызов или возможность? Здесь следует выяснить разницу (соответствующие международные документы) между понятиями мигрант и беженец; проследить эволюцию соглашений Дублин I, II, III и проанализировать, насколько они действенны в условиях сложившейся экстремальной ситуации; выявить с какими проблемами столкнулся Евросоюз, и какие практические шаги по их разрешению предлагаются, предполагаются и предпринимаются европейскими политиками. Для выяснения основных аспектов данной проблемы рекомендуется обратиться к анализу публикаций по проблемам миграции на сайтах различного рода аналитических центров (European Council on Foreign Relations (ECFR); Council on Foreign Relations (CFR); Chatham House).
Последний вопрос посвящен выяснению позиций стран ислама в отношении процессов глобализации (ее социальных, экономических и политических аспектов); здесь стоит обратиться к публикациям Н.С. Глебовой (осмысление глобализации исламскими интеллектуалами) и Р. Мухаметова (попытка классификации мусульман по типу реакции на процессы глобализации). Кроме того, приветствуется самостоятельный поиск статей на сайтах, указанных в разделе Интернет-ресурсы.
Вопросы и задания Вопросы: 1.Европа и мир ислама – история взаимоотношений (Б. Льюис, Ф. Кардини, С. Хантингтон). 2.Мусульманские диаспоры в неисламских странах (на примере Европы): модели существования. 3.«Европейский ислам» и его роль в стабильности (конфликтности) стран Европы. Исламизация Европы: миф или реальная угроза? 4.Исламский Восток и процессы глобализации: выбор дальнейшего пути развития и форм сосуществования с Западом. Задания: 1.«Три волны ислама» в Европе согласно Б. Льюису? В чем Б. Льюис и Ф. Кардини видят специфику взаимоотношений западной христианской и восточной исламской цивилизаций (на определенных этапах; в целом, в исторической ретроспективе)? 2. В чем суть позиции Б. Льюиса в книге «Что не так?» относительно современного состояния исламского мира? 3.Сущность теории «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона. Роль цивилизаций и конфессиональных парадигм в становлении системы международных отношений в XXI в. согласно автору данной концепции. Оценка данной концепции современными исследователями (ваше мнение). 4. Охарактеризовать специфику моделей существования мусульманских иммигрантов в современном западном обществе: мультикультуралистская (британская и голландская), ассимиляционная (французская), сегрегационистская (германская). Позиция самих мусульман в западном обществе: изоляционизм или интеграция? 5. «Я - европеец, и я - мусульманин»: Тарик Рамадан и концепция «евроислама». Объясните понятие «евроислам».
6. Какая тенденция, по Вашему мнению, возобладает: европеизация ислама или исламизация Европы? 7.Можно ли считать, что параллельно с формированием общеевропейской идентичности у французов, немцев, голландцев и т.д. идет процесс усиления исламской идентичности среди мусульманского населения в Европы (и в связи с этим можно говорить о создании некоей траснациональной исламской уммы)? 8. Какие точки зрения, существуют среди представителей стран исламского Востока относительно глобализации (ее социальных, экономических и политических аспектов) и места исламского (арабского) мира в этом процессе?
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме Литература. 1. Берг И.С. Рост радикальных настроений в ФРГ в контексте событий «арабской весны» // http://www.iimes.ru/rus/public.html 2. Берг И.С. Формирование германо-арабских отношений в контексте исламистского ландшафта: мнения немецких экспертов // http://www.iimes.ru/rus/public.html 3. Вагабов, Н.М. Ислам и глобализация современного мира. Махачкала: ИД "Эпоха", 2008. // http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=224569 4. Ван дер Веер Петер. Политическая религия в XXI веке// Ислам в современном мире № 3-4 (19-20) 2010 5. Глебова Н.С. Глобализация: угроза или возможность для развития арабского мира?// Ближний Восток и современность. Вып. 17. М., 2003. 6. Добаев И.П. Современный терроризм: региональное измерение / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ,ЮФУ, 2009. Гл.3. 7. Кардини Ф. Европа и Ислам. История непонимания. СПб., 2007. 8. Кепель Жиль. Джихад: Экспансия и закат исламизма / Пер. с фр. В.Ф. Денисова. М., 2004. С. 193 – 205. 9. Керимов Г.М. Ислам, шариат, мусульмане в странах Запада// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 2/ 2010// http://religio.rags.ru/journal/2010/2010_02/N_2-10(end)_165.pdf 10. Льюис Б. Ислам и Запад. М., 2003. 11. Льюис Б. Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока: прогресс и традиционализм. М.: Олимп-Бизнес, 2003. 12. Мусульмане в иноконфессиональной среде/ Под ред. В.В. Наумкина М.: РЦСМИ, 1995. 13. Мусульмане на Западе (сборник статей)/ Под ред. Р.Г. Ланда М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2002.
14. Мухаметов Р.М. Политическое самоопределение исламского мира в условиях глобализации (Политические доктрины и действия). М., 2009. 15. Наумкин В.В. Ислам и мусульмане культура и политика. Концепция мусульманской уммы: от религии к национализму и глобализму// Минарет, № 4, ноябрь-декабрь 2008. С. 643-663 // http://www.ivran.ru/publications/178 16. Нечитайло Д.А. Ислам в Германии// Ближний Восток и современность. Вып. 31. М., 2007. 17. Олбрайт М. Религия и мировая политика. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 18. Перепелкин Л. Религия Ислам и идентичность в современном мире// Ислам в современном мире № 3-4 (19-20) 2010 19. Плещунов Ф.О. Европа и ислам: преждевременный ренессанс толерантности// http://www.iimes.ru/rus/public.html 20. Полития №4 (47). М., 2007. 21. Суслова М.Н. Западные СМИ и их роль в формировании образа ислама 22. Тарик Рамадан. Европейские мусульмане или мусульмане в Европе? // http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/20826/ 23. Хантингтон Сэмуэль. Столкновение цивилизаций: Пер. с англ. М., 2003. Интернет ресурсы Институт Ближнего Востока http://www.iimes.ru/rus/public.html - ссылка дана на постоянно обновляемый радел «Публикации» Фонд исследований исламской культуры http://www.islamfond.ru/library/ - на этой странице расположен раздел «Библиотека» (статьи, сборники) Институт религии и политики http://www.i-r-p.ru/library.html - на этой странице расположен раздел «Библиотека» (статьи, сборники, монографии), раздел регулярно обновляется и пополняется новыми публикациями. Европейский совет по международным отношениям (European Council on Foreign Relations, ECFR) http://www.ecfr.eu/ Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations, CFR) http://www.cfr.org/ Chatham House (The Royal Institute of International Affairs - Королевский институт международных отношений) https://www.chathamhouse.org/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|