Понятия, признаки и виды государственных и муниципальных предприятий
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ В настоящее время Российская Федерация поставлена перед необходимостью решения сложных проблем экономического развития страны в условиях мирового кризиса. Это требует интенсификации поиска внутренних экономических резервов, модернизации и оптимизации деятельности государственного сектора экономики. Поэтому формирование теоретической концепции создания эффективного регулирования правового статуса государственных и муниципальных предприятий как неотъемлемого элемента экономической стратегии государства представляется крайне актуальным. В последнее время в нашей стране наметилась тенденция повышения роли государства в сфере экономики. Составной частью государственного регулирования применительно к сфере имущественных отношений является управление (или участие в управлении) государственной собственностью. В одобренных российским правительством осенью 1999 г. Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации и летом 2000 г. Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу выделяются три основных типа объектов такой политики: 1) государственные унитарные предприятия (ГУП) и учреждения; 2) хозяйственные общества с участием государства; 3) недвижимость. В связи с этим большое значение приобретают исследования эффективного управления государственной собственностью, в частности, путем создания государственных предприятий, которые обеспечивают потребности государства, и управления ими. Актуальность теоретического исследования правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловливается также тем, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, собственником которых является государство в лице Российской Федерации, вступают не только в гражданско-правовые, но и в административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения, поэтому необходимо теоретическое и практическое осмысление статуса государственного и муниципального унитарного предприятия, который имеет комплексный правовой характер и действующего на основе положений не только гражданского права, но и иных правовых отраслей, нормы которых недостаточно согласованы, а иногда противоречат друг другу.
Кроме того, многие теоретические и практические вопросы статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий, такие как реструктуризация, режим управления государственной собственностью, защиты прав и законных интересов предприятий и т.д., находятся в настоящее время вне поля зрения законодателя, что не только не способствует эффективности управления государственным сектором, но и отрицательно влияет на эффективность экономики в целом. Заметим, что эта проблема присуща не только российским государственным и муниципальным унитарным предприятиям, но и аналогичным предприятиям за рубежом, что говорит об ее всеобщем характере. Объектом исследования являются гражданские правоотношения, возникающие в сфере правового регулирования статуса и деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий в Российской Федерации. Предметом исследования выступают нормы российского законодательства, относящиеся к сфере деятельности унитарных предприятий, а также судебные акты, материалы судебной практики, суждения исследователей, касающиеся изучаемых вопросов. Цель настоящего исследования заключается в анализе особенностей правового положения государственных и муниципальных предприятий.
Задачи курсовой работы: - Изучить понятия, признаки и виды государственных и муниципальных предприятий - Изучить эволюцию законодательства о муниципальных и государственных предприятиях - РАССМОТРЕТЬ ОСОБЕННОСТИ……Понять особенности правового положения государственных предприятий основанных на праве хозяйственного ведения - Понять особенности правового положения предприятий, основанных на праве оперативного управления - Понять особенности правового положения федерального казенного предприятия Степень научной разработанности проблемы. В науке гражданского права уделяется пристальное внимание общим вопросам правового регулирования публичной собственности. Различные аспекты права федеральной и муниципальной собственности были объектом изучения В.К. Андреева, И.В. Ершовой, Н.И. Косяковой, Н.М. Коршунова, А.И. Бубликова, Э.Х. Бараевой, Ю.С. Харитоновой, В.Г. Голубцова, А.С. Матненко, В.В. Титова и других ученых. Методологическую основу данной работы составили общенаучный диалектический метод познания общественных процессов и частнонаучные методы, в том числе историко-правовой, формально-догматический, сравнительно-правовой. Курсовая работа состоит из: введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников и литературы
Правовая природа государственных и муниципальных предприятий Понятия, признаки и виды государственных и муниципальных предприятий Государственные и муниципальные предприятия - это такие производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители. Во многих странах современного мира активным предпринимателем является государство, в собственности которого находится от 5-10 до 35-40% основного капитала. В бывших социалистических странах государству принадлежала подавляющая часть производственных фондов, что сделало его, по существу, единственным хозяйствующим субъектом в экономике. Государственное предприятие представляет собой производственную единицу, характеризующуюся двумя основными чертами.
Первая заключается в том, что имущество такого предприятия и управление им полностью или частично находится в руках государства и его органов (объединений, министерств, ведомств); они либо владеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочиями распоряжаться им и принимать решения, либо объединяются с частными предпринимателями, но воздействуют на них и контролируют их. Вторая касается мотивов функционирования государственного предприятия. В своей деятельности оно руководствуется не только поиском наибольшей прибыли, но также и стремлением удовлетворить общественные потребности, что может снижать экономическую эффективность или вести даже в некоторых случаях к потерям, которые, однако, оправданны. От государственных предприятий следует отличать государственные учреждения, которые преследуют внеэкономические цели (больницы, школы, общественные службы) и не участвуют в собственно рыночном обмене. Государственные и муниципальные предприятия, согласно Гражданскому кодексу РФ, действуют в форме унитарных предприятий. Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.[1] Государственное или муниципальное имущество не принадлежит унитарному предприятию, оно неделимо: - не может быть распределено по вкладам (долям, паям) - не может быть распределено между работниками предприятия - находится у него на правах хозяйственного ведения и оперативного управления Предприятие, организуемое по решению органов местной власти, относится к категории муниципальных унитарных предприятий. Если оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа, то считается государственным унитарным предприятием. Такие предприятия наделяются имуществом с правом хозяйственного владения или оперативного управления. Среди государственных унитарных предприятий выделяют федеральные казенные предприятия – хозяйственные предприятия, созданные по решению правительства РФ и наделенные имуществом, передаваемым в оперативное управление.
Руководитель унитарного предприятия назначается собственником (либо уполномоченным собственником органом) и ему подотчетен. По своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.
Признаки государственных и муниципальных предприятий: 1) Не наделены правом собственности. Имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. 2) имущество является неделимым и не может быть разделено по вкладам, паям и т.д. 3) в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия 4) вопросы о создании, реорганизации, ликвидации, управлении решаются государственными или муниципальными органами 5) специальные требования к учредительным документам - фирменное наименование должно указывать на собственника - должны содержать сведения об уставном капитале - должен быть перечень видов деятельности 6) управление осуществляется на единоличных началах Виды государственных и муниципальных предприятий: - государственные предприятия основанные на праве хозяйственного ведения - федеральные казенные предприятия Таким образом, изучив теоретические источники, мы пришли в выводам:: Существуют 3 вида государственных и муниципальных предприятий 1) Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения 2) Федеральные казенные предприятия Государственные и муниципальные предприятия действуют в форме унитарных предприятий, имеют свои признаки, характеризуются двумя чертами (имущество предприятия и управления полностью или частично находятся в руках государства; в своей деятельности оно руководствуется не только поиском наибольшей прибыли, но также и стремлением удовлетворить общественные потребности) В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.[2]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|