Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Актуальность _ цель _ выводы




Итак, унитарным предприятием сегодня является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Унитарными предприятиями могут быть только государственные и муниципальные предприятия.

При этом, имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Нормы, регулирующие деятельность унитарных предприятий, содержатся в Конституции Российской Федерации, в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе Российской Федерации «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и в иных нормативных актах.

Примечательно, что до принятия настоящего ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Гражданский кодекс РФ оставался единственным документом, который определял общие принципы правового положения унитарных предприятий. Сейчас ФЗ РФ от 14 ноября 2002 года № 161 является первым федеральным законодательным актом, непосредственно посвященным деятельности унитарных предприятий.

Федеральный закон РФ по своей структуре охватывает практически все правовые вопросы деятельности государственного института:

- правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия;

- права и обязанности собственников имущества;

- порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии с положениями Закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Унитарное предприятие как коммерческая организация в качестве основной цели своей деятельности предполагает извлечение прибыли.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Право хозяйственного ведения, аналогов которого нет в мировой практике (исключение составляют лишь некоторые страны бывшего СССР), подразумевает, что унитарное предприятие имеет ограниченные возможности по управлению имуществом, закрепленным за ним собственником (субъектом Федерации или муниципальным образованием).

Без согласия собственника предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом. В то же время согласно ГК РФ и ФЗ РФ собственник имущества унитарного предприятия имеет значительные полномочия по управлению этим предприятием.

Несмотря на то, что в ГК РФ праву хозяйственного ведения и оперативного управления посвящена целая глава (глава 19 ГК РФ), ни в ГК РФ, ни в иных нормативно-правовых документах не присутствует прямой дефиниции вышеупомянутых прав. Исходя из вышесказанного можно заключить: хозяйственное ведение (оперативное управление) – это форма предоставления государственного имущества унитарным предприятиям на особых условиях для осуществления функций и достижения целей, определенных собственником имущества.

Стоит отметить, что при оперативном управлении собственник имущества имеет более широкие права, чем при предоставлении государственной собственности в хозяйственное ведение. Так, норма, изложенная в п.2 ст.296 ГК РФ, уполномочивает собственника изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Исходя из положений ст.2 Закона об унитарных предприятиях в России могут быть созданы два вида унитарных предприятий, а именно:

- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Законом однозначно регламентируется недопустимость создания унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Особого внимания заслуживает специальная (целевая) правоспособность унитарного предприятия, которая предусмотрена ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях.

Исходя из норм данных статей, унитарные предприятия не могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления видов деятельности, не предусмотренных в учредительных документах унитарного предприятия. Согласно этому положению унитарные предприятия не могут заниматься видами деятельности, не предусмотренными уставом. Так, формулировка «прочие виды деятельности, не противоречащие законодательству» не позволяет унитарному предприятию заниматься видами деятельности, прямо не указанными в уставе (ст.49 ГК РФ)

Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц, за исключением кредитных организаций.

В законе четко прослеживаются различия в ответственности учредителей унитарных предприятий перед контрагентами. Так, учредитель казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих предприятий, в то время как учредитель государственного (муниципального) предприятия не несет ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Данная норма позволяет администрации «защитить» государственную собственность. Закрепив его в хозяйственное ведение за унитарным предприятием, кредиторы администрации не вправе претендовать на переданную собственность. Наравне с этим администрация сохраняет за собой право собственности.

Закон об унитарных предприятиях внес значительные изменения и нововведения в деятельность и порядок учреждения унитарных предприятий. В ст.8 Закона впервые определен исчерпывающий перечень случаев, допускающих создание унитарных предприятий. Одновременно обращает внимание то обстоятельство, что при необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств могут быть созданы только казенные предприятия. Тем самым государственные (муниципальные) предприятия представляются исключительно как коммерческие организации, нацеленные на извлечение прибыли и достижение целей, определенных собственником.

В Законе предусматривается перечень сведений о предприятии, обязательных к отражению в уставе. Нельзя не отметить ряд специфических особенностей данных требований, таких, как:

- сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;

- сведения о направлениях использования прибыли (в части государственных (муниципальных) предприятий);

- сведения о порядке распределения и использования доходов (в части казенных предприятий).

БК РФ (п.1 ст.42) однозначно определяет, что часть прибыли государственных (муниципальных) предприятий является доходом бюджета. Право на получение части прибыли собственником нашло свое отражение и в ГК РФ (п.1 ст.295), а также в Законе об унитарных предприятиях (ст.17).

Закон об унитарных предприятиях также существенно расширил права собственника. Новеллой закона является и ряд требований к кандидатуре руководителя унитарного предприятия.

Итак, несомненно, что Закон об унитарных предприятиях эффективно осуществил изменения и внес нововведения в правовое регулирование деятельности унитарных предприятий.

Кроме того, в федеральном законодательном акте содержатся разъяснения по многим «ключевым» вопросам, встречающимся в практической деятельности, как для унитарных предприятий, так и для их контрагентов.

Однако, несомненно, что в процессе правоприменительной практики законодательная база деятельности унитарных предприятий потребует дальнейшего анализа и более детальной проработки отдельных положений и норм.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...