Занятие 14. Обучение приемам познания фактического материала
Целью занятия является ознакомление с возможностями организации познавательной деятельности учащихся при освоении образно-эмоциональных приемов и познавательных заданий. План: 1. Проблема организации познавательной деятельности учащих 2. Этапность в обучении приемам. Литература Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. — М., 1984. — Главы III, ХI. Андреев И.Л. Россия в ХVII—ХVIII вв.: Рабочая тетрадь. — М., 1997. Гевуркова Е.А., Колосков А.Г. Задания для самостоятельной работы по истории СССР. — М., 1991. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. — М., 1996. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. — М., 1985. — С. 24—49. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. — М., 1997. — Ч. 1—2. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. — М., 1971. — Глава II. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М., 1988. — С. 59—64; 131—146. Грибов В.С. Западная Европа и США в новое время: Задания для самостоятельной работы учащихся. — М., 1998. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV—VIII кл.). — М.,1978. — Глава II. Захарова Е.Н. История Отечества. 1917–1939: Рабочая тетрадь. — М., 1996. Захарова Е.Н. Россия в ХIХ веке: Рабочая тетрадь. — М., 1998. — Ч. 1—2. Короткова М.В. Рабочая тетрадь по истории России. — М., 1998. — Ч. 1—2. Короткова М.В., Кишенкова О.В. История для любознательных: Задачник. — М., 1996. — Ч. 1—2. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории: Теоретический курс: Книга авторизованного изложения. — М., 1993. — С. 106—11; 120—121.
Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Н.Г. Дайри. — М., 1978. — Ч. 2. — Главы ХVI—ХVII. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2108 «История» // С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. — М., 1986. — Глава ХI. Петрова Н.Г. Древние Греция и Рим: Рабочая тетрадь. — М., 1996. Петрова Н.Г. Древний Восток: Рабочая тетрадь. — М., 1996. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. — М., 1993. Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. — М., 1993. Старобинская Г.И. Мир в средние века: Рабочая тетрадь. — М., 1997. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Рабоая тетрадь по новой истории. — М., 1998. — Ч. 1—2. Содержание занятия: 1. Раскрывая проблему обучения школьников приемам, необходимо обратить внимание на две стороны: возрастную, представляющую собой этапность в освоении приемов в зависимости от возраста учащихся, и индивидуальную, связанную с познававательными возможностями отдельных учащихся (дифференциация в овладении приемами). Степень овладения приемом раскрывает умение. Основным признаком умения является способность ученика последовательно применять всю совокупность учебных и умственных действий, составляющих прием, при изучении нового, отличающегося от ранее изученного материала, или при решении незнакомых познавательных вопросов и заданий. Вопросы и задания: 1. Что такое познавательная самостоятельность учащихся, обучаемость школьника? Какая разница в понятиях «дифференциация обучения» и «дифференцированный подход к обучению»? 2. Верно ли деление школьников по трем уровням их познавательной самостоятельности? 3. Как вы соотносите категории «прием», «навык», «операция», «умение»? Выберите правильное определение умения: • это сознательное владение каким-либо приемом деятельности;
• владение знанием о способе деятельности, начальная ступень формирования навыка; • способность осознанно достигать цели деятельности на основе приобретенных знаний и навыков; • автоматизированные действия, играющие вспомогательную роль и входящие в состав навыка; • владение мыслительными операциями. 4. Как будут влиять на фактический успех ученика в познавательной деятельности уровни познавательной самостоятельности учащихся при овладении эмоционально-образными приемами? Эти уровни различаются по: • цели, т. е. типу образов, которые формируются в результате этой • характеру приемов, которые осваиваются или используются учащимися (например, деятельность при освоении нетрадиционных приемов осуществляется на преобразующем и творческо-поисковом уровнях познавательной самостоятельности учащихся); • степени освоения и способу применения каждого приема. 5. Какую роль играет выполнение учащимися познавательных заданий в формировании умений? 6. Как связаны уровни познавательной самостоятельности, возрастные возможности и индивидуальные способности ученика? Вывод об объективный связи категорий «прием», «умение» и «уровни познавательной самостоятельности» школьников легче сделать на основе книги «Методика обучения истории. Схемы. Таблицы. Описания». 2. Для анализа этапности в обучении приемам следует ответить на вопросы: 1. В чем состоит обучающий или обучающе-тренировочный этап в овладении приемами? Что значит осваивать приемы по образцу? 2. Каким образом на первом этапе используется наглядность? 3. В чем сущность преобразующей деятельности учащихся? Что такое перенос приемов в новую учебную ситуацию? 4. Каким образом на этапе преобразующей деятельности идет освоение новых действий? Как применяется наглядность? 5. В чем принципиальное отличие творческой деятельности по освоению приемов от предыдущих этапов? Как при этом используются умения учащихся? 3. Определите, на каком уровне сложности будут работать ученики, выполняя следующие задания:
—Почему многие историки считают, что завоевание русских земель монголо-татарами облегчило выбранное ими время года для начала похода?
—Что символизирует дракон на гербе Москвы? Почему это изображение появилось после княжения Дмитрия Донского? —Можно ли Полтавскую битву считать блестящей победой, если солдат и офицеров в армии Петра было примерно на 10 тыс. больше, чем у шведского короля Карла? Перспективные задания: 1. Составьте варианты заданий учащимся на трех уровнях познавательной самостоятельности, используя примеры: • дать описание египетской пирамиды, Великой Китайской стены или царского дворца на основе наглядных пособий, текста учебника и дополнительной литературы (1); • составить описание агоры (римского форума), включите в описание детали материальных памятников, которые свидетельствуют о том, что в этих странах были государства-республики (2); • опишите город Рим, включите вещественные источники, доказывающие, что, несмотря на видимость республик, там была монархия (3); • составьте характеристику Перикла по тексту учебника, источникам (по Плутарху) и наглядному материалу (портрету) (1); • дайте сравнительную характеристику Помпея и Цезаря (на основе источников и портретных описаний), определите, почему именно Цезарь стал правителем Рима (2); • придумайте характеристику Хлодвига от имени состарившегося в походах франка-крестьянина и молодого королевского дружинника (3); • расскажите о сборе налогов в Древнем Египте, о военном походе фараона, опираясь на текст учебника, хрестоматию, иллюстрации (1); • напишите диалог-миниатюру от имени афинского ремесленника, который рассказывет о своей мастерской и о своих гражданских обязанностях, составляющих его гордость (2); • придумайте сочинение или устный рассказ об одном дне римского императора, избрав одну из следующих форм: страница из дневника императора; письмо, в котором рассказывается о его жизни; рассказ приближенных (прислуги); записки иноземного посла, побывавшего в Риме (3). 2. Разработайте свои задачи по одной из тем курса истории, ознакомившись с задачами, составленными студентом А. Кирьяновым.
Задачи • Император Александр I знал о существовании тайных обществ Ответ: Александра I мучила вина за убийство отца — Павла I. «Не мне их казнить», — говорил он о декабристах. • Два очень известных в русской истории человека — государст Ответ: Сперанский, Герцен. • Сколько царей правило Россией в XIX в.? Назовите их. Александр II, Александр III, Николай II. • В 1719 г. Кунсткамеру открыли для всех. Когда генерал-проку Ответ: желанием приобщить простых людей к азам науки. • Найдите ошибку: «Табель о рангах» был принят в 1722 г. • Где и когда могли повстречаться Армянин, Старушка, Светла Ответ: в Арзамасе в 1815—1819 гг.; прозвище С.С. Уварова — Старушка, В.А. Жуковского — Светлана, К.Н. Батюшкова — Ахилл, Д.В. Давыдова — Армянин, А.С. Пушкина — Сверчок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|