Занятие 13. Нетрадиционные приемы изучения фактического материала
Целью занятия является продолжение освоения сущности эмпирического изучения фактического материала путем расширения сферы применения образно-эмоциональных приемов. Их дополняют характеристикой приемов нетрадиционного плана. В процессе выполнения практической работы необходимо осознать их смысл и роль в обучении, установить зависимости между их выбором и характером исторического материала, формами работы на уроках. План: 1. Характеристика нетрадиционных приемов изучения фактического материала, их отличие от традиционных. 2. Анализ нетрадиционных приемов. Литература Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. — 1990. — № 4. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М., 1968. — С. 76—87. Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах: Пособие для учителя. — М., 1959. — С. 132—137. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. — М., 1985. Иванова Т.Н. История в 7 классе. Сценарии ролевых игр. — Чебоксары, 1993. Короткова М.В. Проблемные игры и познавательные задания на уроках истории средних веков // Преподавание истории в школе. — 1991. — № 4. Короткова М.В. Формирование образных представлений учащихся в курсе истории древнего мира // Преподавание истории в школе. — 1990. — № 5. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. — 1989. — № 4. Петрова Л.В. Нетрадиционные формы уроков истории // Преподавание истории в школе. — 1987. — № 4. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. — М., 1986. — С. 95—106. Содержание занятия: 1. Только традиционных приемов бывает недостаточно для изучения фактического материала. На уроках привлекаются нетрадиционные эмоционально-образные приемы, их еще называют эффектными, так как они основаны на эффекте «присутствия»и прямой речи. (Смотри книгу: «Методика обучения истории: Схемы. Таблицы. Описания»).
Вопросы и задания: 1. Что отличает нетрадиционные приемы от традиционных? Какие особенности позволяют их включать в группу образно-эмоциональных? 2. Соотнесите данную группу приемов с характером исторического материала. Какие группы образных представлений вы будете формировать посредством данной группы приемов? Обоснуйте свое мнение. 3. Чем отличается персонификация (драматизация) вымышленных судеб людей от биографического материала? 4. Что общего и различного в приемах драматизации и персонификации? Когда необходимо их использовать на практике? 5. Г.И. Годер ввел в методику понятие «создание нереальных ситуаций». Объясните, относится ли прием интервьюирования персонажей к данному понятию? 6. Дайте определение приема воображаемой экскурсии. Почему она относится к нетрадиционным приемам? 7. Что такое ролевая игра: прием или форма организации урока? В чем ее отличие от других? 8. Продолжите перечень положительного педагогического эффекта ролевой игровой деятельности детей на уроках истории: • заставляет ученика перевоплотиться в другого человека, понять • приобретаемые знания становятся для ученика личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик по роли становится «участником» событий; • в процессе подготовки к игре углубляются исторические знания учащихся и расширяется круг источников постижения истории. 9. Чем отличается подготовка к ретроспективной и деловой игре? Приведите примеры. 10. Как используются в игре два вспомогательных приема — идентификация и стилизация? В чем суть этих приемов? 11. Какие факторы будут определять при подготовке к уроку выбор приемов нетрадиционного плана: характер материала, подготовленность учащихся (включая наличие подобного опыта работы), конкретная цель урока, возраст и познавательные возможности учащихся, ваши личные качества как учителя, эмоциональный настрой и атмосфера на уроке? 12. Как сочетаются в традиционных и нетрадиционных приемах две стороны — внешняя чувственно-
практическая (зрительные, слуховые ощущения) и мыслительная, внутренняя? В чем это проявляется? 2. Прочитайте следующий материал и определите, какие приемы здесь используются: а) персонификация; б) драматизация; в) интервью; г) воображаемое путешествие; д) изложение событий в виде письма. Текст 1 Представьте, что в результате кратковременного перемещения во времени и пространстве вам удалось стать свидетелем встречи и последующего разговора крестьян из дворянского поместья, боярской вотчины, монастырского владения. Главная тема разговора: условия жизни, положение и характер зависимости от владельцев земли. Приведем содержание этого разговора, в котором крестьяне выясняют «Кому на Руси жить хорошо!» (роли крестьян — Петр, Ан-фим и Василий). Крестьянин Петр: Господин наш помещик Назар сын Иванов Ар-сеньев. За службу «копьем и головой» государь и поместил его на нашу землицу. Сейчас в кабале у него народа много. Хуже всего половинникам и серебренникам, тем не уйти. Ну а мы-то юрьевские, нам легче. Анфим: Уйти-то от хозяина хочешь? Петр: Как не хотеть. Да не знаю, получится ли — задолжал я. Коль пожилое не заплачу, то и придется в кабале оставаться. Анфим: Ай и нам не легче, мы-то боярские. Хозяин-то наш, боярин Иван сын Андреев Голицын много работать заставляет: боярское дело делать, да новое исполнять. А недавно объявил, что оброк в деньгу надо платить. А взять-то где? Старожильцы говорят, что раньше легче было, а сейчас беспашенных много развелось да работы много». Василий: А как же ты в кабалу-то попал? Анфим: Да я по работе холоп — женился на несвободной, так и оказался в неволе. А вот у монастырских жизнь слаще! Василий: Да уж отцы святые засидеться на дают! Игумен дела столько наряжает, что и вовек не переделать. А сам заботится о своем достоянии, а не о Божьем. Мы уж и грамоту митрополиту отписали да все без толку!
Петр: Да что же владыка? Василий: Да что, отписал: терпите, мол, такая Божья воля и ваша доля, сироты, игумена слушайте и дело монастырское делайте. Анфим: В общем, как посмотреть, мужики, так никому из нас лучше не живется. Все мы трудники, работаем от зари до зари, а что имеем-то? Нет у нас ни земли, ни воли. Текст 2 Греки уезжали за море из разных городов. Представьте себе, что вы оказались в Коринфе — богатом торговом городе, расположенном на перешейке, отделяющем Пелопоннес от Средней Греции. Здесь собралось несколько сотен отъезжающих. Они знакомятся друг с другом, распрашивают о причинах, по которым каждый покидает родину. «Я — бедный крестьянин, — говорит один. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила знать. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может на чужбине я найду свое счастье». Тут его перебивает второй. «У меня дела похуже твоих. Как поставили мне на участке долговой камень, так лишился я покоя и потерял сон. День работаешь — а ночью не спишь. Не стать бы рабом-должником! Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли, и она пожирнее, чем на берегах Нила». Тут к разговаривающим крестьянам подходят двое хорошо одетых греков. «Кто вы такие? Не похоже, чтобы голод или долги гнали вас из дома?» — спрашивают их. «Вы угадали», — отвечает один. «Мы торговцы и живем здесь, в Коринфе. Верные люди рассказывали, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие вазы, вино и оливковое масло. Мы поплывем с вами!» В разговор вмешиваются два брата, оба — ремесленники, жившие на островах Эгейского моря. «Нам пришлось навсегда покинуть родной город. Мы подняли демос на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали верх. На первом же корабле мы бежали».
Один из присутствующих молчал и не вмешивался в разговор. «Кто ты? — спросили его. — По твоей одежде и виду ты принадлежишь к знати. Что заставило тебя присоединиться к отъезжающим?» «Вы не ошиблись. Я происхожу из древнего знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды ночью мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох». Так разговаривали между собой отъезжающие люди. Текст 3 О, свершилось чудо! Перед нами средневековый рыцарь, самый настоящий. И нам есть о чем его порасспросить, например, о рыцарском турнире. Вопрос. Подвергали ли участники турнира себя серьезной опасности, ведь турнирные копья не имели острых наконечников? Ответ. И таким копьем, несмотря на доспехи, можно было убить участника турнира, особенно если удар приходился в горло или другие уязвимые части тела. Вопрос. Занимались ли рыцари обманом на турнирах? Ответ. Было и такое, особенно в групповых поединках. Эти схватки без строгих правил могли длиться целый день. Некоторые рыцари делают вид, что не участвуют в турнире. Но когда противник устанет, измотается, то хитрец вступает с ним в сражение. Вопрос. Сколько же, в среднем, весили рыцарские доспехи? Говорят, 50—60 килограмм? Ответ. В таких доспехах воин был бы слишком неповоротлив и уязвим. Как правило, доспехи весили килограмм 20. Вопрос. На рыцарских турнирах зрители размахивали цветными шарфами, как в наше время болельщики на стадионах? Ответ. Совсем нет. На турнирах дамы использовали цветные платки, повязывая понравившемуся рыцарю, как знак особой симпатии. Текст 4 Представим себе, что в далекое средневековье мы отправились с вами на то место, где ныне находится Франция. Первое, что мы увидели, был средневековый замок. Высоко вверх вознесся он на высоком холме и невозможно к этому грандиозному сооружению из серого камня пробраться незамеченным. У главных ворот замка поднимается сторожевая башня. Это, как правило, единственный вход в замок. С раннего утра к этим воротам тянутся торговцы, крестьяне, странствующие рыцари. Стражники обыскивают всех подозрительных, досматривают их повозки и поклажу. Кое-кто собирается устроиться здесь на ночлег, а то и пожить недельку-другую. Использовать замок в качестве безопасной гостиницы могут лишь богатые рыцари и купцы, ведь за жилье надо платить. Мрачное это жилище. В вечернее время жилые покои замка освещают свечи, а в больших залах и коридорах тьму кое-как оттесняют факелы. Посередине главного зала слуги разжигают огонь, вскоре дым от него наполняет все помещение...
Текст 5 «Письмо высокому господину моему, королю Пипину от верного вассала его, маркграфа Веронского. Да будет ведомо сеньору королю, что зародился в славном герцогстве Веронском рассадник губительного злодейства. Дерзкий злодей губит бедный люд, разоряет церкви, тешится грабежом. Это — Николо Ковалини, человек отчаянный. Дьявол ему сопутствует. Не страшась суда Божьего, он, как хищный волк, пожирает округа, не давая при этом ни малейшей пощады ни народу, ни клиру. Все истребляет, все губит и даже два лучших селения у монастыря святого Иоанна Веронского отнял. А неприступные замки, как если бы они были его собственными, достойными удивления валами и высочайшими башнями укрепил и, сделавши как бы из них гнездо дракона и вертеп разбойников, всю почти округу немилосердно придает грабежу и пожару. Измученная его неистовством, собралась церковь наша на общем сходе, дабы отлучить гнусного злодея от церкви Христовой и заочно лишить рыцарского пояса и всех феодалов. По просьбе и жалобе великого собора сего исполни, король, свой священный долг — мощной рукой обуздай дерзкого тирана». Текст 6 Представьте, что экскурсовод по Московскому Кремлю, специалист по русскому зодчеству XVI века, проводит экскурсию для группы иностранцев, прибывших в нашу страну из Великобритании. В ходе экскурсии он рассказывает об исторических памятниках кремлевского архитектурного ансамбля XV—XVI вв., раскрывает историю их создания, назначение и архитектурные особенности. Один из иностранцев задает вопрос: «Правда ли, что русские мастера не справились с возведением архитектурных сооружений Кремля и создателями русской архитектуры являются приглашенные иностранцы?» Как бы вы ответили на этот вопрос? Ответы: 1-б; 2-а; 3-в; 4-г; 5-д; 6-г. Как вы представляете себе ролевую игру? Проанализируйте предлагаемый вариант ролевой игры, внесите в него свои коррективы. На уроке «Феодальная раздробленность в Западной Европе» учащимся предлагается выступить в роли феодалов, собравшихся для обсуждения ситуации, возникшей в Западной Европе после наступления феодальной раздробленности. Знания учащихся о жизни и быте феодалов органично включаются в образную обстановку «съезда феодалов». Учащиеся заранее получают задание придумать титул, девиз избранного персонажа, нарисовать герб, родовой замок, составить рассказ о его жизни в своих владениях. Заранее распределяются лишь некоторые роли участников «съезда», большая часть выступлений и подготовительная работа осуществляется учащимися самостоятельно. Ситуативный внешний интерес, эмоционально-игровое состояние детей стимулирует поисковую деятельность, в процессе кото- рой «феодалы» стремятся выявить причины феодального разобщения, образно воссоздавая картины быта в своих владениях. Дискуссия протекает в форме состязания, когда каждый участник старается найти правильный ответ. Вот примеры выступлений учеников: «Моему прадеду за большие заслуги и участие в трудных походах были пожалованы замки по Рейну. С тех пор как наш род владеет ими, не раз вилланы поднимались на своих господ. В прежние времена король посылал латников. А теперь случилась беда — никто не придет на помощь, кроме верных вассалов. Вспомните хотя бы случай, когда рассвирепевшие сервы убили маркграфа Генриха! А какие страшные события произошли в аббатстве святого Максимилиана в Трире. Нет, нам не на кого надеяться, кроме как на своих верных вассалов, которые всегда рядом и придут на помощь в любую минуту». Реплики других «феодалов» (об отказе вилланов платить чинш, о больших пошлинах и грабежах на дорогах, о независимой жизни в «своих» ленах) дополнили картину, нарисованную рейнским сеньором. Возникшее на съезде единодушие нарушает выступление одного из участников: «Позвольте высказаться честному сеньору, служившему верой и правдой своему королю. Разве мы можем обойтись без поддержки его величества? Кто будет защищать вас от взбунтовавшихся вилланов? А если война с неверными? Что будете делать вы, заносчивые господа? У кого искать защиты? Вы, вероятно, господа, потеряли голову, решив, что можете сравниться с королем. Вспомните наших дедов и прадедов. Разве они когда-либо осмеливались посягать на власть короля? Вы же вознеслись в своих притязаниях до небес!» Эта речь подлила масла в огонь. С места понеслись реплики: «Доверенное лицо короля!»; «Подкупленный сеньор!»; «Граф получил от короля отменный феод!». Большинство «герцогов» и «графов» высказались за ограничение прав короля, который, по их мнению, должен быть «первым среди равных». Так в ходе игры учащиеся выявили один из признаков феодальной раздробленности — ослабление королевской власти и обособление феодальных владений. Перспективные задания: 1. Составьте несколько нетрадиционных приемов, обосновав их характер. 2. Подготовьте рассказ от первого лица о путешествии в какую-либо страну, о «своей» жизни в этой стране в давнюю эпоху. (При разборе выполнения задания присутствующим надо найти все имеющиеся ошибки и недочеты.) 3. Подготовьте и проведите сю-жетно-ролевую игру «На ярмарку в Шампань». За основу возьмите вариант игры, разработанный О.Ю. Стреловой для школьников (Ис-58 торическое образование в современной России: Справочно-мето-дическое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стре-лова, М.В. Короткова, И.Н. Ионов. — М., 1997. — С. 86—88). Текст игры прилагаем далее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|