Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятия 15—16. Приемы и средства изучения теоретического материала




Целью занятия является ознакомление с приемами и средствами изучения различного по характеру теоретического материала, выяснение смысл а и сущности логического усвоения исторического материала и роли соответствующих приемов. В процессе выполнения практической ра­боты можно выявить зависимость между выбором приемов и характером теоретического материала.

План:

1. Приемы устного изложения теоретического материала.

2. Письменные и графические приемы изучения теоретического материала.

Литература

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. — М., 1984.

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М., 1968. — С. 68—75.

Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. — М., 1971. — Главы III—IV.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней шко­ле. — М., 1988. — С. 115—127.

Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах: Познавательная актив­ность учащихся и эффективность обучения. — М., 1966. — С. 314—322.

Историческое образование в современной России: Справочно-методичес-кое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Ко-роткова, И.Н. Ионов. — М., 1997.

Кацва Л.А. Изучение истории России в средней школе. — М., 1997. Кацва Л.А. История России. XVI—XVIII вв.: Рабочая тетрадь. — М., 1997. — Ч. 1—2.


Кацва Л.А. История России. VIII—XV вв.: Рабочая тетрадь. — М., 1996. — Ч. 1—2.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории: Теоре­тический курс: Книга авторизованного изложения. — М., 1993. — С. 122—127.

Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5—9 классах. — М., 1990.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред Ф.П. Коровкин. — М., 1978. — Ч. 1. — С. 104—113.

Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для сту­дентов пед. ин-тов по спец. 2108 «История» // С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. — М., 1986. — С. 90—113, 127—129.

Содержание занятия:

1. Опираясь на книгу «Методика обучения истории. Схемы. Таб­лицы. Описания», вспомните основные формы теоретических знаний, получаемых при изучении истории, приведите примеры. Конкретиза­ция приемов осуществляется на основе следующей таблицы (Прак­тические занятия по методике обучения истории в средней школе: Ме­тодические рекомендации / Сост. П.В. Гора, Ф.С. Кузнецова. — М., 1986. — С. 81—84):

 

Название приема Примеры теоретичес­кого мате­риала Действия, входящие в состав приема Средства обучения, используе­мые с прие­мом Роль приема в организа­ции познава­тельной деятельности учащихся
Объяснение Существен­ные признаки главных фак­тов, их при-чинно-след­ственные связи, поня­тия. Детально рас­крывается сущность ис­торических фактов, их связей, суще­ственные чер­ты историчес­ких явлений. При объясне­нии проводит­ся отделение одного ряда умозаклю­чении от дру­гого, каждый из которых вытекает из анализа фак­тов Логические схемы, отра­жающие взаи­мосвязанную цепь причин и следствий. Учебные па­мятки опреде­ления причин­но-следствен-ных связей, анализа исто­рических яв­лений. Аппли­кации. Тексто­вые таблицы, обобщающие существен­ные черты Способствует пониманию сущности изучаемых исторических фактов. Фор­мирует поня­тия, знание причинно-следственных связей, раз­вивает логи­ческое мыш­ление. Учит оценивать ис­торические факты

Продолжение

 

Название приема Примеры теоретичес­кого мате­риала Действия, входящие в состав приема Средства обучения, используе­мые с прие­мом Роль приема в организа­ции познава­тельной деятельности учащихся
Доказательст­во Сущность по­нятий, явле­ний, оценоч­ные выводы Для доказа­тельства како­го-либо поло­жения, выска­занного как те­зис, подбира­ются аргумен­ты: факты или теоретические положения. Каждый аргу­мент объясня­ется таким об­разом, чтобы обосновать ис­тинность тези­са. Проводит­ся четкое отде­ление одного ряда умоза­ключений от другого Учебная па­мятка, пока­зывающая по­рядок доказа­тельства. До­кументы, вы­сказывания и оценки круп­ных ученых, статистичес­кие данные как исходный материал, со­держащий ар­гументы для доказательст­ва Активизирует мыслитель­ную деятель­ность, учит ло­гически мыс­лить. Форми­рует миро-воззренчес-кие знания
Рассуждение Причинно-следствен­ные связи, су­щественные черты поня­тий Своеобразный вариант объ­яснения, кото­рый начинает­ся и сопровож­дается поста­новкой вопро­сов с целью привлечения внимания уча­щихся к основ­ному смыслу излагаемого материала. На каждый из по­ставленных во­просов дается ответ в форме размышления, путем сопо­ставления фак­тов, мнений Документы, статистичес­кие и карто­графические материалы. Высказыва­ния ведущих ученых Активизирует мыслитель­ную деятель­ность, учит ло­гически мыс­лить. Форми­рует миро-воззренчес-кие знания

Продолжение

 

Название приема Примеры теоретичес­кого мате­риала Действия, входящие в состав приема Средства обучения, используе­мые с прие­мом Роль приема в организа­ции познава­тельной деятельности учащихся
Сравнитель­ная характе­ристика Однородные исторические события и яв­ления из всех сфер госу­дарственной, обществен­ной, хозяйст­венной жизни Выделяют су­щественные сопостави­мые признаки сравниваемых исторических событий и яв­лений. Выде­ленные при­знаки сравни­вают, находят у них общее, особенное, единичное. Итогом срав­нения будет вывод Текстовые сравнитель­ные таблицы. Учебные па­мятки, рас­крывающие прием срав­нения Способствует пониманию сущности изу­чаемых исто­рических фак­тов, формиру­ет понятия. Учит сравни­вать, развива­ет логическое мышление
Обобщающая характеристи­ка Основные признаки и черты собы­тия, явления Подводит итог изученному теоретическо­му материалу. Кратко пере­числяет в ло­гической по­следователь-ности основ­ные черты яв­ления. Служит теоретичес­кой основой анализа про­блемно изла­гаемых фак­тов    

Вопросы и задания: 1. В чем основное сходство приемов изучения теоретического материала с образно-эмоциональными приемами, а в чем их отличие? 2. Зависит ли выбор приема от характера мате­риала? От чего еще зависит? Какие из приемов будете использо­вать при изучении понятийного материала, причинно-следственных связей? В каких случаях вы будете применять объяснение, а в ка-


ких рассуждающее изложение? 3. Почему прием объяснения в школьной практике используется чаще, чем прием рассуждающего изложения? Правильно ли это? 4. Чем отличается прием обобщаю­щей характеристики от объяснения и что объединяет их? Какой по характеру теоретический материал вы будете изучать с помощью обобщающей характеристики, а какой — объяснять? 5. Как будет меняться использование приемов изучения теоретического материа­ла в различных возрастных группах? Почему? Каким образом ин­дуктивный или дедуктивный путь изучения материала целесооб­разно использовать в младших, средних и старших классах? 6. Какие средства будут соответствовать теоретическим приемам? Приведи­те примеры.

Задание: прочитайте предлагаемые тексты и определите приемы. Сверьте свои соображения с ответами в конце текстов: а) объясне­ние; б) рассуждение; в) обобщающая характеристика. Все ли отве­ты верны? Обоснуйте свою точку зрения.

Текст 1

Мстислава Удалого мирный исход событий не устраивал. Он пе­решел Калку, поднял в атаку половцев, дружину Даниила Романо­вича и свою дружину. Говорят, даже не посчитал нужным сообщить, что идет в атаку, ни Мстиславу Черниговскому, ни Мстиславу Ки­евскому. Вместе с тем, вполне резонно было оставить часть войск как резерв и охрану переправы. У Мстислава Киевского было мно­го пеших воинов. Естественно, что для атаки конных войск они были непригодны, а оборону держать на случай превратностей боя мог­ли. Черниговскому Мстиславу надлежало свою конницу поставить в резерв и беречь переправу. Отсутствие главнокомандующего, об­леченного правом единовластно распоряжаться всеми силами, ко­нечно же, лишало русское войско взаимодействия.

Учитывая превосходство военной организации монголо-татар над феодальной структурой княжеских дружин, можно полагать, что ввод в бой всех дружин и киевской, и черниговской не привел бы к иному результату. Первыми ударили половцы, за ними в ряды завоевателей врубилась дружина Даниила Романовича со своим князем во главе. Все русские дружины оказались между правыми и левыми крыльями монголо-татар перед лицом железного строя главных сил. Взгляду участников битвы открылись совсем не те силы, о которых они пред­полагали. Удар был крепок. Половцы побежали, Даниилова дружина была почти полностью уничтожена. Стиснутая с трех сторон, не мог­ла отразить удара и дружина Мстислава Удалого.

Летописцы обвиняют Мстислава Киевского, что стоял он на сво­ей горе и равнодушно взирал, как гибнет русское войско. А что он


мог сделать? Двинуть своих пеших воинов на переправу, разрушен­ную половцами, когда у них на спине, на пятках висела легкая кон­ница противника? Подставить под верную смерть от кривых мон­гольских мечей пешую рать? Ему не оставалось ничего иного, как замкнуть кольцо обороны. Странно другое. Даниила, раненого, дру­жинники умчали в степь. Но Мстислав Удалой, несмотря на всю свою славу, кинулся в бега и даже не пытался укрыться с остатками дружины в стане Мстислава Киевского. Виновен он был перед ки­евским князем своей поспешностью, а не киевский князь своей ос­торожностью...

Текст 2

Во второй половине XI в. власть киевских князей заметно ос­лабла. Почему это произошло? Когда развитие хозяйства еще не по­зволяло феодалам жить за счет труда крестьян и ремесленников, ки­евский князь делился с ними получаемой с населения данью. Он возглавлял военные походы, во время которых в руки феодалов по­падала большая добыча. Но к середине XI в. хозяйство значительно развилось, местные князья и бояре сосредоточили в своих руках большие земельные владения. С зависимых крестьян и ремеслен­ников они получали продукты и изделия и меньше нуждались в по­ходах великого князя за военной добычей и данью.

Экономические связи между различными частями Древней Ру­си были слабыми. Полностью господствовало натуральное хозяй­ство: почти все продукты и изделия, необходимые феодалам, про­изводились в их вотчинах. Это усиливало независимость местных князей. Стала возрастать и политическая самостоятельность отдель­ных русских земель. Князь и бояре стремились укрепить свои вла­дения, увеличивали дружины для борьбы против сопротивлявших­ся закабалению смердов. Постепенно укреплялась власть местных князей. Каждый из них чувствовал себя полным господином в сво­их владениях, не хотел считаться ни с соседними князьями, ни даже с великим князем киевским.

Текст 3

Иван IV выделил значительную часть государства в особое личное владение — опричнину. Земли бояр, попавшие в опрични­ну, отбирались на государево имя, а на них поселялись дворяне-оп­ричники. Остальная часть государства была обложена огромными налогами на устройство опричнины. Опричное войско должно бы­ло стать карательным инструментом в руках царя, его личной гвар­дией. Началась полоса жестокого террора, казней, ссылок. Тысячи людей — не только из знати, но и из простого народа — были убиты


и подверглись всякого рода наказаниям. Опричнина была попыт­кой грубыми, насильственными средствами подавить противников центральной власти. Нанеся сильный удар боярству, опричнина не могла, конечно, уничтожить основу, на которой держалась и росла феодальная знать. Опричнина сильно подорвала хозяйство страны, разорив многие десятки тысяч крестьян и ремесленников.

Текст 4

Что же такое термин «феодализм»? Появилось это слово перед Французской революцией конца XVIII в. и означало «старый поря­док». Давайте вспомним, что в то время во Франции подразумева­лось под «старым порядком». Прежде всего такой порядок олице­творял собой абсолютную монархию и господство дворянства. Как мы знаем, существует цивилизационный и формационный подход к изучению истории, и вам известно, что в марксистской филосо­фии феодализм рассматривается как социально-экономическая фор­мация, предшествующая капитализму. Но как современная истори­ческая наука определяет феодализм? Прежде всего в феодализме ученые видят социальную систему, которая существовала только в Западной и Центральной Европе в эпоху средневековья. Но вы мне можете возразить, сказав, что отдельные черты феодализма легко обнаружить и в других регионах мира, и в разные эпохи. Что же на­ходится в основе феодализма? Это межличностные отношения вас­сала и сеньора, подданного и сюзерена, крестьянина и крупного зе­мельного собственника. А как эти отношения можно охарактеризо­вать с юридической точки зрения? Подумав, вы можете сказать, что феодализму свойственно сословно-юридическое неравенство, закре­пленное правом. Теперь нам предстоит вспомнить, что же такое феод. В средневековой Западной Европе так называли земли или фикси­рованный доход, пожалованные в наследственное владение сеньо­ром своему вассалу, обязанному за это нести военную, придворную службу, вносить установленные обычаем платежи...

Ответы: 1-б; 2-а; 3-в; 4-б.

2. Разбирается вопрос о письменных и графических приемах изучения теоретического материала. Внимание следует акцентиро­вать на следующих вопросах: составление планов и их виды; прием беседы, ее разновидности; составление таблиц и логических схем.

Существует справедливое мнение, что школьники 5—6 классов слабо усваивают конспективно изложенный материал. Поэтому для повторения ранее усвоенных знаний и систематизации изученного целесообразно применять таблицы. Условно их называют: а) таб­лицы обобщения, показывающие суть всей темы, например: измене-72


ния при Петре I в различных сферах; б) таблицы сравнения, помо­гающие выделить сходные или контрастирующие признаки срав­ниваемых явлений; в) таблицы соответствия, например греческих богов и олицетворяемых ими сил природы; г) таблицы тематичес­кого перечисления, например предлагающие назвать выдающихся деятелей науки и культуры.

Схемы отражают историческую действительность символами (знаками), которые располагаются в определенной последователь­ности. Они бывают: 1) логическими; 2) сущностными; 3) количест­венными (графики и диаграммы).

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...