Занятия 15—16. Приемы и средства изучения теоретического материала
Целью занятия является ознакомление с приемами и средствами изучения различного по характеру теоретического материала, выяснение смысл а и сущности логического усвоения исторического материала и роли соответствующих приемов. В процессе выполнения практической работы можно выявить зависимость между выбором приемов и характером теоретического материала. План: 1. Приемы устного изложения теоретического материала. 2. Письменные и графические приемы изучения теоретического материала. Литература Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. — М., 1984. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М., 1968. — С. 68—75. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. — М., 1971. — Главы III—IV. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М., 1988. — С. 115—127. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. — М., 1966. — С. 314—322. Историческое образование в современной России: Справочно-методичес-кое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Ко-роткова, И.Н. Ионов. — М., 1997. Кацва Л.А. Изучение истории России в средней школе. — М., 1997. Кацва Л.А. История России. XVI—XVIII вв.: Рабочая тетрадь. — М., 1997. — Ч. 1—2. Кацва Л.А. История России. VIII—XV вв.: Рабочая тетрадь. — М., 1996. — Ч. 1—2. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории: Теоретический курс: Книга авторизованного изложения. — М., 1993. — С. 122—127. Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5—9 классах. — М., 1990. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред Ф.П. Коровкин. — М., 1978. — Ч. 1. — С. 104—113.
Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2108 «История» // С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. — М., 1986. — С. 90—113, 127—129. Содержание занятия: 1. Опираясь на книгу «Методика обучения истории. Схемы. Таблицы. Описания», вспомните основные формы теоретических знаний, получаемых при изучении истории, приведите примеры. Конкретизация приемов осуществляется на основе следующей таблицы (Практические занятия по методике обучения истории в средней школе: Методические рекомендации / Сост. П.В. Гора, Ф.С. Кузнецова. — М., 1986. — С. 81—84):
Продолжение
Продолжение
Вопросы и задания: 1. В чем основное сходство приемов изучения теоретического материала с образно-эмоциональными приемами, а в чем их отличие? 2. Зависит ли выбор приема от характера материала? От чего еще зависит? Какие из приемов будете использовать при изучении понятийного материала, причинно-следственных связей? В каких случаях вы будете применять объяснение, а в ка-
ких рассуждающее изложение? 3. Почему прием объяснения в школьной практике используется чаще, чем прием рассуждающего изложения? Правильно ли это? 4. Чем отличается прием обобщающей характеристики от объяснения и что объединяет их? Какой по характеру теоретический материал вы будете изучать с помощью обобщающей характеристики, а какой — объяснять? 5. Как будет меняться использование приемов изучения теоретического материала в различных возрастных группах? Почему? Каким образом индуктивный или дедуктивный путь изучения материала целесообразно использовать в младших, средних и старших классах? 6. Какие средства будут соответствовать теоретическим приемам? Приведите примеры. Задание: прочитайте предлагаемые тексты и определите приемы. Сверьте свои соображения с ответами в конце текстов: а) объяснение; б) рассуждение; в) обобщающая характеристика. Все ли ответы верны? Обоснуйте свою точку зрения. Текст 1 Мстислава Удалого мирный исход событий не устраивал. Он перешел Калку, поднял в атаку половцев, дружину Даниила Романовича и свою дружину. Говорят, даже не посчитал нужным сообщить, что идет в атаку, ни Мстиславу Черниговскому, ни Мстиславу Киевскому. Вместе с тем, вполне резонно было оставить часть войск как резерв и охрану переправы. У Мстислава Киевского было много пеших воинов. Естественно, что для атаки конных войск они были непригодны, а оборону держать на случай превратностей боя могли. Черниговскому Мстиславу надлежало свою конницу поставить в резерв и беречь переправу. Отсутствие главнокомандующего, облеченного правом единовластно распоряжаться всеми силами, конечно же, лишало русское войско взаимодействия.
Учитывая превосходство военной организации монголо-татар над феодальной структурой княжеских дружин, можно полагать, что ввод в бой всех дружин и киевской, и черниговской не привел бы к иному результату. Первыми ударили половцы, за ними в ряды завоевателей врубилась дружина Даниила Романовича со своим князем во главе. Все русские дружины оказались между правыми и левыми крыльями монголо-татар перед лицом железного строя главных сил. Взгляду участников битвы открылись совсем не те силы, о которых они предполагали. Удар был крепок. Половцы побежали, Даниилова дружина была почти полностью уничтожена. Стиснутая с трех сторон, не могла отразить удара и дружина Мстислава Удалого. Летописцы обвиняют Мстислава Киевского, что стоял он на своей горе и равнодушно взирал, как гибнет русское войско. А что он мог сделать? Двинуть своих пеших воинов на переправу, разрушенную половцами, когда у них на спине, на пятках висела легкая конница противника? Подставить под верную смерть от кривых монгольских мечей пешую рать? Ему не оставалось ничего иного, как замкнуть кольцо обороны. Странно другое. Даниила, раненого, дружинники умчали в степь. Но Мстислав Удалой, несмотря на всю свою славу, кинулся в бега и даже не пытался укрыться с остатками дружины в стане Мстислава Киевского. Виновен он был перед киевским князем своей поспешностью, а не киевский князь своей осторожностью... Текст 2 Во второй половине XI в. власть киевских князей заметно ослабла. Почему это произошло? Когда развитие хозяйства еще не позволяло феодалам жить за счет труда крестьян и ремесленников, киевский князь делился с ними получаемой с населения данью. Он возглавлял военные походы, во время которых в руки феодалов попадала большая добыча. Но к середине XI в. хозяйство значительно развилось, местные князья и бояре сосредоточили в своих руках большие земельные владения. С зависимых крестьян и ремесленников они получали продукты и изделия и меньше нуждались в походах великого князя за военной добычей и данью. Экономические связи между различными частями Древней Руси были слабыми. Полностью господствовало натуральное хозяйство: почти все продукты и изделия, необходимые феодалам, производились в их вотчинах. Это усиливало независимость местных князей. Стала возрастать и политическая самостоятельность отдельных русских земель. Князь и бояре стремились укрепить свои владения, увеличивали дружины для борьбы против сопротивлявшихся закабалению смердов. Постепенно укреплялась власть местных князей. Каждый из них чувствовал себя полным господином в своих владениях, не хотел считаться ни с соседними князьями, ни даже с великим князем киевским.
Текст 3 Иван IV выделил значительную часть государства в особое личное владение — опричнину. Земли бояр, попавшие в опричнину, отбирались на государево имя, а на них поселялись дворяне-опричники. Остальная часть государства была обложена огромными налогами на устройство опричнины. Опричное войско должно было стать карательным инструментом в руках царя, его личной гвардией. Началась полоса жестокого террора, казней, ссылок. Тысячи людей — не только из знати, но и из простого народа — были убиты и подверглись всякого рода наказаниям. Опричнина была попыткой грубыми, насильственными средствами подавить противников центральной власти. Нанеся сильный удар боярству, опричнина не могла, конечно, уничтожить основу, на которой держалась и росла феодальная знать. Опричнина сильно подорвала хозяйство страны, разорив многие десятки тысяч крестьян и ремесленников. Текст 4 Что же такое термин «феодализм»? Появилось это слово перед Французской революцией конца XVIII в. и означало «старый порядок». Давайте вспомним, что в то время во Франции подразумевалось под «старым порядком». Прежде всего такой порядок олицетворял собой абсолютную монархию и господство дворянства. Как мы знаем, существует цивилизационный и формационный подход к изучению истории, и вам известно, что в марксистской философии феодализм рассматривается как социально-экономическая формация, предшествующая капитализму. Но как современная историческая наука определяет феодализм? Прежде всего в феодализме ученые видят социальную систему, которая существовала только в Западной и Центральной Европе в эпоху средневековья. Но вы мне можете возразить, сказав, что отдельные черты феодализма легко обнаружить и в других регионах мира, и в разные эпохи. Что же находится в основе феодализма? Это межличностные отношения вассала и сеньора, подданного и сюзерена, крестьянина и крупного земельного собственника. А как эти отношения можно охарактеризовать с юридической точки зрения? Подумав, вы можете сказать, что феодализму свойственно сословно-юридическое неравенство, закрепленное правом. Теперь нам предстоит вспомнить, что же такое феод. В средневековой Западной Европе так называли земли или фиксированный доход, пожалованные в наследственное владение сеньором своему вассалу, обязанному за это нести военную, придворную службу, вносить установленные обычаем платежи... Ответы: 1-б; 2-а; 3-в; 4-б. 2. Разбирается вопрос о письменных и графических приемах изучения теоретического материала. Внимание следует акцентировать на следующих вопросах: составление планов и их виды; прием беседы, ее разновидности; составление таблиц и логических схем. Существует справедливое мнение, что школьники 5—6 классов слабо усваивают конспективно изложенный материал. Поэтому для повторения ранее усвоенных знаний и систематизации изученного целесообразно применять таблицы. Условно их называют: а) таблицы обобщения, показывающие суть всей темы, например: измене-72 ния при Петре I в различных сферах; б) таблицы сравнения, помогающие выделить сходные или контрастирующие признаки сравниваемых явлений; в) таблицы соответствия, например греческих богов и олицетворяемых ими сил природы; г) таблицы тематического перечисления, например предлагающие назвать выдающихся деятелей науки и культуры. Схемы отражают историческую действительность символами (знаками), которые располагаются в определенной последовательности. Они бывают: 1) логическими; 2) сущностными; 3) количественными (графики и диаграммы). Таблица 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|