Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая биография его превосходительства шейха Салиха ибн Абд аль-Азиза аль аш-Шейха




Краткая биография его превосходительства шейха Салиха ибн Абд аль-Азиза аль аш-Шейха

Салих ибн Абд аль-Азиз ибн Мухаммад ибн Ибрахим Аль аш-Шейх родился в Эр-Рияде в 1379 г. х. и вырос в образованной и набожной семье, которая пользовалась уважением в религиозном мире. Большое влияние на него оказал отец, от которого он приобрел много знаний. Шейх не раз говорил о своем отце: «Я научился от своего отца аккуратно поклоняться и правильно изъясняться».

С раннего возраста он изучал науки и проводил время в кругу богословов, благодаря чему он превзошел многих своих сверстников. Он быстро выучил Коран наизусть и запомнил много хадисов и имен их рассказчиков, в совершенстве освоил такие ключевые науки, как основы законоведения, терминология хадисов, различные области арабского языка.

Высшее образование он получил в Исламском Университете имени имама Мухаммада ибн Сууда, по окончании которого он присоединился к преподавательскому составу. До 1416 г. х. он работал преподавателем, после чего был назначен на должность заместителя Министра исламских дел. В 1420 г. х. был издан указ о его назначении на должность Министра исламских дел.

Шейх прочел много книг в различных областях науки, собрал редкие книги и ценные рукописи, что позволило ему получить всестороннее образование. Ученые мусульманского мира признали его заслуги и предоставили ему право пересказывать хадисы с цепочками рассказчиков.

Шейх является автором семнадцати трудов и сочинений, отличающихся широтой исследования и научной достоверностью. Он часто дает уроки в мечетях и читает лекции, носящие характер наставлений. Он принял участие во многих международных конференциях, и его выступления отличались умеренностью, взвешенностью и научной достоверностью.

Да хранит его Аллах и приумножит его полезные познания и праведные деяния, чтобы он приносил пользу целым странам и народам!

А. Ю. Исаев

Баку, 02 сентября 2002 г.

 

Глава 1 Книга единобожия

Богословы, изучающие единобожие, единодушны в том, что “Книга единобожия” не имеет себе подобных среди мусульманской литературы на эту тему.

Эта книга является книгой призыва и проповеди и олицетворяет собой призыв к единобожию, поскольку шейх, да смилостивится над ним Великий и Могучий Аллах, разъяснил в ней отдельные виды поклонения и подчеркнул необходимость соблюдения единобожия в признании божественных имен и качеств.

Он разъяснил, что такое великое многобожие и каковы его проявления, и указал на пути, которые приводят к каждому из них. Он подчеркнул неприкосновенность единобожия и способы, посредством которых его необходимо обеспечивать.

Он также разъяснил, как следует соблюдать единобожие в признании единственного Господа. “Книга единобожия” является очень важным произведением.

Люди должны проявлять о ней должную заботу, заучивая её наизусть, обучая ей других и размышляя над ней, потому что они нуждаются в ней, где бы они ни были.

Арабское слово “таухид” буквально означает “единение”, и если говорят, что мусульмане исповедуют единобожие, то это означает, что они признают существование только одного Бога — Великого и Могучего Аллаха.

Единобожие, исповедовать которое приказано в Писании Аллаха, состоит из трех форм: признание Аллаха Единственным Господом (араб. “таухид ар-рубубийа”); признание Аллаха Единственным Богом (араб. “таухид аль-улухийа или аль-илахийа”); признание уникальности божественных имен и качеств (араб. “таухид аль-асма ва ас-сыфат”).

Признание Аллаха Единственным Господом означает веру в то, что только Аллах совершает божественные деяния, и таких деяний много. Это — создание творений, наделение их уделом, оживление и умерщвление их и т. д. Единственным, кто совершает эти деяния в самой совершенной форме, является Великий и Могучий Аллах.

Признание Аллаха Единственным Богом означает поклонение одному Аллаху на деле. Арабские слова “улухийа” и “илахийа” являются производными от глагола “алаха”, означающего “поклоняться с любовью и почтением”.

Третья форма единобожия — это признание уникальности божественных имен и качеств. Смысл этого заключается в признании рабом того, что только Великий и Могучий Аллах обладает этими именами и качествами и что никто другой не разделяет их с Ним.

В этой книге шейх, да смилостивится над ним Аллах, упомянул эти три формы единобожия и подробно коснулся вопроса, в знании которого люди испытывают острую необходимость и который должен быть хорошо освещен в литературе. Я имею в виду признание Аллаха Единственным Богом и поклонение Ему одному.

Наряду с этим шейх разъяснил некоторые формы поклонения, такие как упование, страх и любовь. Подробно рассмотрев эти вопросы, он разъяснил деяния, которые являются их противоположностью и представляют собой различные проявления многобожия.

Под многобожием подразумевается приобщение сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху в том, что связано с Его господством, или с поклонением Ему одному, или с обладанием Им божественными именами и качествами. И поэтому основной целью этой книги является запрещение приобщать сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху в поклонении и повеление обожествлять Его одного.

Священные тексты свидетельствуют о том, что многобожие делится на два вида: великое многобожие и малое многобожие. Согласно другой классификации, оно делится на три вида: великое многобожие, малое многобожие и скрытое многобожие.

Великое многобожие выводит человека из лона Ислама. Под ним подразумевается поклонение кому-либо наряду с Аллахом, посвящение одного из обрядов поклонения не Великому и Возвышенному Аллаху или приобщение кого-либо к Аллаху в поклонении.

Малым многобожием называются деяния, которые Законотворец нарек многобожием, хотя они не подразумевают полного уравнивания творений к Аллаху, которое позволило бы назвать эти деяния великим многобожием.

Из этого следует, что среди проявлений великого многобожия есть явные, такие как идолопоклонство и поклонение могилам и покойникам, и скрытые, такие как лицемерие и упование на святых, покойников или различных богов.

В этих случаях многобожие кроется в душе и не выражается в поступках людей. Примерами малого многобожия являются ношение колец и веревок для избавления от беды, ношение амулетов, клятвы не именем Аллаха. А примером скрытого многобожия является незначительная показуха и т. п.

Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» [12].

Это означает, что единственной целью сотворения джиннов и людей является их поклонение Аллаху. Этот аят разъясняет смысл единобожия, а объясняется это тем, что ранние мусульмане в толковании этих слов говорили:

«…только для того, чтобы они исповедовали единобожие».

Подобное понимание аята определяется тем, что все посланники были отправлены именно для того, чтобы творения поклонялись одному Аллаху.

В сущности, поклонение представляет собой смирение и покорность, а если к этим двум качествам добавляются любовь и повиновение, то поклонение приобретает форму, узаконенную шариатом. И поэтому в шариате поклонением называется выполнение повелений и запретов, сопряженное с любовью, надеждой и страхом.

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя, да смилостивится над ним Аллах, сказал, что поклонение — это «понятие, объединяющее все слова и деяния, совершаемые душой и телом, которые Аллах любит и которыми Он доволен».

Все это означает, что смысл обсуждаемого нами аята заключается в том, что каждый из обрядов поклонения обязательно должен быть посвящен одному Аллаху и никому другому.

Он сказал также: «Мы отправили к каждой общине Посланника: “Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута! ”» [13].

Этот аят разъясняет смысл поклонения и единобожия и свидетельствует о том, что посланники были отправлены с двумя повелениями: поклоняться Аллаху и избегать тагута. А в этом и состоит смысл единобожия. В повелении поклоняться Аллаху содержится признание единобожия, а повеление избегать тагута подразумевает отрицание многобожия.

Арабское слово “тагут” произошло от слова “тугйан”, означающего “произвол”, “беззаконие”. Тагутами называют все, по причине чего раб Аллаха преступает границы дозволенного. Это может быть предмет поклонения или человек, за которым следуют и которому подчиняются.

Он также сказал: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кро­ме Него, и делать добро роди­телям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: “Тьфу! ” Не кричи на них и обращайся к ним почти­тельно. Преклоняй пред ними кры­ло смирения по милосердию свое­му и говори: “Господи! Помилуй их, ведь они растили меня, когда я был ребен­ком”» [14].

Аллах приказал поклоняться только Ему одному и не поклоняться никому другому. Он приказал это и заповедал поступать таким образом. В этом состоит смысл слов “нет божества, кроме Аллаха”, с точки зрения соответствия. Из этого аята ясно следует, что единобожие подразумевает поклонение одному Аллаху и выполнение предписаний свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха.

Он также сказал: «Скажи: “Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь”. Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи, делайте добро родителям. Не убивайте своих детей из-за бедности, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. Не приб­лижайтесь к мерзким поступкам — ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Ал­лах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это запо­ведал вам Аллах, — быть может, вы уразумеете. Не приближайтесь к иму­ществу сироты, кроме как во бла­го ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте ме­ру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте спра­ведливы, даже если это касается родственника. Будьте верны дого­вору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, — быть может, вы по­мяните назидание. Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он за­поведал вам это, — быть может, вы устрашитесь» [15].

Из контекста этих аятов подразумевается: «Придите, и я прочту вам то, что запретил вам ваш Господь, и то, что Он заповедал вам никого не приобщать к Нему в сотоварищи». Здесь имеется в виду религиозная заповедь, и если религиозная заповедь ниспослана от Аллаха, то она является обязательным предписанием. Как и предыдущий аят, эти аяты также указывают на единобожие.

Он также сказал: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родст­венникам, сиротам, беднякам, со­седям из числа ваших родствен­ников и соседям, которые не яв­ляются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, кото­рыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гор­децов и бахвалов» [16].

Этот аят указывает на запрещение всех форм многобожия: великого, малого и скрытого. Никого нельзя приобщать к Великому и Могучему Аллаху, будь то ангел, Пророк, праведник, камень, дерево, джинн, поскольку все они являются сотворенными существами.

Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тот, кто хочет взглянуть на завещание Мухаммада, на котором есть его печать, пусть прочтет слова Всевышнего «Скажи: “Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь”. Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи» до слов «Таков Мой прямой путь» [17].

Эти слова означают, что если бы Пророк оставил завещание и скрепил его своей печатью для того, чтобы мусульмане могли вскрыть его только после его смерти, когда он уже отправится к своему Всевышнему и Доброму Господу, то этим завещанием стали бы эти аяты, содержащие десять заповедей. Подобное высказывание Ибн Масуда подчеркивает важность этих аятов, начинающихся запрещением многобожия. А из этого следует, что это предписание является самым предпочтительным, самым главным и самым важным.

Передают, что Муаз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, рассказывал: « Как-то я сидел позади Пророка верхом на осле, и он спросил меня: “О Муаз, знаешь ли ты, в чем состоит обязанность рабов перед Аллахом и в чем — обязанность Аллаха перед рабами? ” Я ответил: “Аллаху и Его Посланнику это ведомо лучше”. Он сказал: “Обязанность рабов перед Аллахом состоит в том, чтобы они поклонялись Ему и никого не приобщали к Нему в сотоварищи, а обязанность Аллаха перед рабами состоит в том, что Он не должен подвергать мучениям того, кто никого не приобщает к Нему в сотоварищи”. Я спросил: “О Посланник Аллаха, не сообщить ли мне эту радостную весть людям? ” Он сказал: “Не сообщай, а не то они проявят самоуспокоенность” »[18].

Обязанность рабов перед Великим и Могучим Аллахом состоит в том, чтобы они поклонялись Ему и ничего и никого не приобщали к Нему в сотоварищи. Коран и Сунна упоминают об этом, разъясняют это и сообщают, что это является важнейшей обязанностью рабов. Более того, об этом упоминали все Божьи посланники.

А обязанность Аллаха перед рабами состоит в том, что Он не должен подвергать мучениям того, кто ничего и никого не приобщает к Нему в сотоварищи. Мусульманские богословы единодушны в том, что Аллах Сам наложил на Себя эту обязанность, потому что Великий и Могучий Аллах, руководствуясь Своей мудростью, может запретить Себе все, что пожелает, и может обязать Себя ко всему, что пожелает. А в священном хадисе по этому поводу сообщается, что Аллах сказал: « О рабы Мои, поистине, Я запретил [проявлять] несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга! »[19].

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  • Смысл сотворения джиннов и людей.
  • Под поклонением подразумевается единобожие, потому что именно это было причиной вражды[20].
  • Кто не исповедует единобожие, тот не поклоняется Аллаху, и в этом состоит смысл слов: «А вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я» [21].
  • Смысл направления посланников.
  • Миссия посланников охватила все народы.
  • Религия всех пророков едина.
  • Важный вопрос заключается в том, что поклонение Аллаху немыслимо без неверия в тагута. Именно в этом заключается смысл слов: «Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ух­ватился за самую надежную руко­ять, которая никогда не сломает­ся» [22].
  • Тагутами являются все, кому поклоняются помимо Аллаха.
  • Огромное значение, которое ранние мусульмане придавали трем ясным аятам из суры “аль-Анам”, в которых освещаются десять вопросов, первым из которых является запрещение многобожия.
  • Ясные аяты из суры “аль-Исра”, освещающие восемнадцать вопросов и начинающиеся следующими словами Аллаха: «Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому богу, а не то сядешь униженным и по­кинутым» [23].
  • Заканчиваются же они словами Аллаха: «Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому богу, а не то будешь брошен в Геенну порицаемым и отверженным» [24].
  • Пречистый Аллах указал нам на важность этих вопросов, сказав: «Такова часть мудрости, ко­торая внушена тебе в откровении от твоего Господа» [25].
  • Аят из суры “ан-Ниса”, называемый “аятом десяти обязанностей”, который Всевышний Аллах начинает следующими словами: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей».
  • Указание на завещание Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перед смертью.
  • Знание нашей обязанности перед Аллахом.
  • Знание обязанности Аллаха перед рабами, которые исполняют свою обязанность.
  • Этот вопрос не был известен большинству сподвижников.
  • Допустимость скрывать знание в общих интересах.
  • Похвальность передачи мусульманину благой вести, которая обрадует его.
  • Боязнь самоуспокоенности обширностью милости Аллаха.
  • Долг человека, которого спрашивают о том, чего он не знает, сказать: «Аллаху и Его Посланнику это ведомо лучше»[26].
  • Допустимость передачи знаний только части людей и сокрытия их от других.
  • Скромность Пророка ﷺ ехавшего на осле и позволившего своему спутнику сидеть позади него.
  • Позволение сажать позади себя седока на верховое животное.
  • Превосходство Муаза ибн Джабаля.
  • Огромное значение вопроса о единобожии.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...