Глава 20 О недопустимости поклонения Аллаху у могилы праведного человека, не говоря уже о поклонении самому праведнику или могиле
Эта и последующие главы свидетельствуют о том, что Пророк ﷺ проявлял большую заботу о своих последователях. Одним из проявлений такой заботы было то, что он предостерег мусульман от всех путей, ведущих к многобожию, и закрыл перед ними все двери, выводящие на эти пути. В этой главе говорится о том, какой тяжкий грех совершает человек, когда приходит к месту, где находится могила действительно праведного человека, для того, чтобы поклоняться там одному лишь Аллаху в надежде на то, что это место принесет ему благословение. Таким образом, поступают очень многие люди, которые полагают, что места вокруг могил праведников являются благословенными и что поклонение возле них превосходит поклонение в других местах. И если это недопустимо, то, что тогда говорить о тех, кто поклоняется самим праведникам или их могилам? Люди, излишествующие у могил, иногда посвящают свое поклонение могилам, иногда обращаются к тем, кто лежит в них, а иногда поклоняются тому, что находится вокруг могилы. Строения, заборы и изгороди вокруг могил сегодня превратились в места, к которым устраивают паломничества, а железные заборы и строения стали идолами. Люди обтирают их руками в надежде получить благословение и считают их средством приближения к Великому и Могучему Аллаху. Они собираются вокруг них, поклоняются им, надеются на них и страшатся их. В “ас-Сахихах” аль-Бухари и Муслима приводится хадис Аиши о том, что Умм Салама рассказала Посланнику Аллаха ﷺ о церкви, которую она видела в Эфиопии, и об иконах, которые были в ней. Он сказал: « Когда у них умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют в нем эти изображения. Эти творения занимают наихудшее место перед Аллахом »[125].
Они одновременно распространяют два искушения: искушение могилами и искушение изображениями. Арабское слово “масджид” относится ко всем местам, в которых поклоняются Великому и Могучему Аллаху[126]. Что же касается самого хадиса, то из него следует, что христианские церкви строились на могилах праведников. Христиане помещали изображение праведного раба на его могиле или на стене над его могилой для того, чтобы люди могли поклоняться Аллаху, возвеличивая этого праведного человека и почитая его могилу. Пророк ﷺ сказал Умм Саламе, что эти люди занимали самое худшее положение перед Аллахом, потому что они возвеличивали праведников и воздвигали мечети на их могилах В хадисе ничего не говорится о том, что они поклонялись этим праведникам. Они лишь возвеличивали их и создавали их изображения. Фактически, они искушали людей могилами и изображениями, и каждое из этих искушений может привести к великому многобожию. Мы же понимаем, что эти слова предостерегают мусульман от строительства мечетей на могилах. Аль-Бухари и Муслим также передали следующий её рассказ: «Когда Посланник Аллаха ﷺ находился при смерти, он натянул на лицо свою рубаху, а когда это стало мучить его, он стянул её. Находясь в таком состоянии, он сказал: “Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы! ” Он предостерегал нас об опасности того, что они сделали. Если бы не его слова, то его похоронили бы на открытом месте. Однако этого не случилось, поскольку были опасения, что его могилу превратят в мечеть»[127]. Этот хадис является одним из важнейших преданий об опасности всех путей, ведущих к многобожию, строительства мечетей на могилах и превращения могил пророков и праведников в мечети. Пророк ﷺ, даже будучи в тяжелом состоянии, испытывая сильные страдания и находясь в предсмертной агонии, не проявил беспечности к этому вопросу и предостерег своих последователей от одного из путей, ведущих к многобожию. Он даже проклял иудеев и христиан, призвав на них проклятие Аллаха, за то, что они превращают могилы своих пророков в места для поклонения. Даже находясь в таком состоянии, Пророк ﷺ. опасался того, что его могилу превратят в мечеть, подобно тому, как поступили с могилами предыдущих пророков. И поэтому он проклял тех, кто превращает могилы в мечети, чтобы предостеречь своих сподвижников от подобного поступка. Это также означает, что этот поступок относится к тяжким грехам.
Возможны три вида превращения могилы в мечеть. Во-первых, если человек совершает земной поклон перед могилой, причем этот вид является самым отвратительным. Во-вторых, если человек совершает намаз, стоя перед могилой. Обращаясь лицом к могиле или прилегающей к ней местности во время намаза, человек превращает её в место для унижения и смирения, тогда как местами для унижения и смирения являются именно мечети. Пророк ﷺ запретил совершать намаз, обратившись лицом к могиле, потому что намаз является одной из форм возвеличивания, и именно это шейх хотел подчеркнуть в этой главе. В-третьих, человек превращает могилу в мечеть, если располагает её внутри мечети. Люди Писания хоронили своих пророков, а затем возводили на этом месте строение и превращали его в храм, предназначенный для поклонения и молитвы. Пророк ﷺ предостерег от этого, и Аиша отметила, что если бы не его слова, то его похоронили бы на открытом месте, например, на кладбище аль-Баки вместе с другими людьми. Это было одной из причин, по которой Пророк ﷺ не был похоронен вместе с остальными мусульманами. Второй причиной были слова Абу Бакра, который слышал, как Пророк ﷺ сказал: « Воистину, пророков погребают там, где они расстаются со своими душами ». Опасения о том, что могилу Пророка ﷺ превратят в мечеть были либо у самого Пророка ﷺ, либо у его сподвижников, и в этом состояла одна из двух причин, о которых мы упомянули. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, приняли во внимание предостережение Посланника Аллаха ﷺ и выполнили его завещание. В пользу этого также свидетельствует то обстоятельство, что они уменьшили достославную Рауду[128] более чем на три метра для того, чтобы выстроить еще две стены, после которых следует железное ограждение. Они выполнили повеление Посланника Аллаха ﷺ наилучшим образом. Они уменьшили площадь Рауды и позволили себе углубиться внутрь мечети для того, чтобы уберечь могилу Пророка ﷺ и не позволить превратить её в мечеть. Вне всякого сомнения, это является одним из ярчайших свидетельств того, как прекрасно сподвижники разбирались в религии. Тем не менее, люди, которые не желают рассуждать и не разбираются в религии, полагают, что могила Пророка Мухаммада ﷺ располагается внутри мечети. В действительности, его могила не находится внутри мечети, потому что она отделена от нее несколькими стенами. Кроме того, восточная часть помещения, в котором находится его могила, вообще не относится к мечети. Одним словом, могила Пророка Мухаммада не была превращена в мечеть.
Муслим передал хадис Джундаба ибн Абдуллаха, который рассказывал: «Я слышал, как Пророк ﷺ за пять дней до своей смерти сказал: “Я чист перед Аллахом в том, что у меня не было возлюбленного среди вас. Аллах сделал меня Своим возлюбленным, так же, как Он сделал Своим возлюбленным Ибрахима. Но если бы мне пришлось выбрать возлюбленного из моей общины, то я выбрал бы Абу Бакра. Воистину, ваши предшественники превращали могилы своих пророков в храмы. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это” »[129]. Сегодня среди мусульман есть такие, которые совершают этот грех, являющийся одним из путей, приводящих к многобожию. Одно деяние всегда влечет за собой другое, если оно способно на это, и мусульманские богословы единодушно признают шариатское правило, согласно которому закрытие всех дорог, ведущих к многобожию и запрещенным деяниям, является обязательным. И даже намаз в мечети, построенной на могиле, является недействительным, потому что этот поступок противоречит запрету Пророка ﷺ, который сказал: « Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это ». Он запретил строить мечети на могилах и совершать намаз возле могил.
Он запретил это в конце своей жизни и даже проклял тех, кто поступает, таким образом, находясь в состоянии предсмертной агонии. К запрещенным действиям относится и совершение намаза на могилах, даже если храм не был возведен. В этом заключается смысл слов Аиши о том, что «существовала опасность того, что его могилу превратят в мечеть». Конечно же, сподвижники были далеки от того, чтобы построить мечеть на его могиле, но дело в том, что если человек стремится совершить намаз в определенном месте, то он превращает его в мечеть. Более того, любое место, в котором совершается намаз, называется мечетью, так как Пророк ﷺ сказал: «… земля была сделана для меня мечетью, чистой и очищающей »[130]. Совершать намаз возле могил не разрешается, независимо от того, желает молящийся получить благословение от этого места или просто совершает добровольный намаз. Все эти поступки являются запрещенными, и исключением является только погребальная молитва. При этом не имеет значения, воздвигнута на могиле мечеть или какое-либо другое строение или нет. Поэтому в сборнике хадисов имама аль-Бухари приводится подвешенное сообщение о том, что Умар увидел, как Анас совершал намаз возле могилы, и сказал: «Могила! Могила! » Он предостерег его от намаза возле могилы. Все это свидетельствует о том, что совершать намаз возле могил не разрешается, потому что такой поступок относится к поступкам, приводящим к многобожию. Ахмад передал с хорошей цепочкой рассказчиков хадис Ибн Масуда о том, что Пророк ﷺ сказал: « Наихудшими из людей являются те, кого Час застигнет живыми и которые превращают могилы в мечети ». Этот хадис также передал Абу Хатим в “ас-Сахихе”[131]. Это относится ко всем, кто превращает могилы в мечети, совершая намаз на них, перед ними или возле них. Само намерение совершить намаз возле могилы делает человека одним из наихудших людей, которых описал Пророк ﷺ. Задумайся же над этим и тем, что во многих мусульманских странах сегодня строят на могилах мечети, воздвигают над ними купола и сооружают мавзолеи, которые люди почитают и навещают. Они рассказывают длинные истории о достоинствах погребенных там угодников и о том, как они отвечают на молитвы, помогают опечаленным и т. п. Задумайся над этим и тебе станет ясно, насколько люди отчуждены от Ислама в наши дни и в предшествующие им столетия. Они считают это разрешенным и даже называют это единобожием!! А если кто-либо запрещает им поступать таким образом, то они обвиняют его в неразумении и непонимании!!! Он призывает их к Великому и Могучему Аллаху, тогда как они призывают его в Адский огонь. О Аллах! Мы просим Тебя о благополучии и спасении!
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|