Глава 23 Часть этой общины поклоняется идолам
После разъяснения необходимости изучать и познавать единобожие и опасаться многобожия, а также после разъяснения некоторых обрядов поклонения и некоторых проявлений великого и малого многобожия и деяний, которые приводят к этому, шейх принял во внимание то обстоятельство, что некоторые люди могут сказать, что все это правильно, однако мусульманская община обезопашена от великого многобожия, потому что Пророк ﷺ сказал: «Воистину, сатана отчаялся в том, что молящиеся на Аравийском полуострове станут поклоняться ему, но он будет довольствоваться разжиганием розни между ними». В ответ мы можем сказать, что этот довод не имеет отношения к обсуждаемому вопросу. Сатана отчаялся, но это не означает того, что Великий и Могучий Аллах лишил его надежды на то, что ему будут поклоняться на Аравийском полуострове. Кроме того, он отчаялся в том, что ему будут поклоняться молящиеся. Здесь имеются в виду молящиеся, которые призывают к одобряемому и предостерегают от предосудительного, а самым тяжким из предосудительных поступков, который должны запрещать молящиеся, является приобщение сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху. Следовательно, сатана отчаялся в том, что ему будут поклоняться те, кто действительно совершает намаз, и мы можем сказать, что в этом хадисе ничего не говорится о том, что мусульмане не будут поклоняться сатане. Поклонение сатане появилось уже спустя некоторое время после кончины Пророка ﷺ , когда некоторые из арабов отступили от веры. Это было самым настоящим поклонением сатане, потому что повиновение ему считается поклонением ему. Великий и Могучий Аллах по этому поводу сказал: «Разве Я не завещал вам, о сыны Адама, не поклоняться сатане, который является вашим явным врагом» [139]. В толковании этого аята отмечается, что поклонением сатане является повиновение ему в повелениях и запретах, повиновение ему в приобщении сотоварищей к Аллаху, отказе от веры и отказе от выполнения её обязательных требований.
Что же касается идолов, то арабское слово “васан” относится ко всему, чему люди поклоняются наряду с Аллахом, к чему они обращаются с просьбами о спасении, на чью помощь они рассчитывают для того, чтобы обрести добро и уберечься от зла, не принимая во внимание волю Аллаха, чего они боятся в тайне так, как они боятся Аллаха. Эти идолы могут быть изображениями людей или других творений, но могут и не быть изображениями, а представлять собой стену, могилу, покойного и т. п. Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не видел тех, кому дана часть Писания? Они веруют в джибта и тагута и говорят ради неверующих: “Эти следуют более верным путем, чем верующие”» [140]. Джибт — это понятие, объединяющее все, что противоречит повелениям Великого и Могучего Аллаха и повелениям Его Посланника ﷺ . Джибтом можно назвать колдовство, прорицателя и любую скверную вещь, которая приносит вред своему хозяину. Арабское слово “тагут” является производным от слова “тугйан”, которое означает “произвол”, “беззаконие”, “несправедливость”. Тагутом называют все, чему раб поклоняется, покоряется или повинуется, преступая границы дозволенного. Тот, кому повинуются в делах, связанных с религией, должен приказывать совершать то, что велит совершать шариат, и должен запрещать то, что запрещает шариат. Следовательно, к тагутам относятся все те, кому поклоняются, кому покоряются и кому повинуются, преступая границы дозволенного. Этот аят имеет отношение к данной главе, потому что в нем речь идет об иудеях и христианах, которые получили часть Писания. Пророк ﷺ сообщил, что произошедшее с предыдущими религиозными общинами непременно произойдет с этой мусульманской общиной, о чем говорится в хадисе Абу Саида, который мы рассмотрим позднее. Мы видим, что среди мусульман есть такие, которые уверовали в колдовство, и такие, которые поклоняются не Аллаху. И постпая таким образом, они следуют по стопам своих предшественников.
Он также сказал: «Скажи: “Сообщить ли вам о тех, кто получит еще худшее воздаяние от Аллаха? Это — те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался, кого Он превратил в обезьян и свиней, и кто поклонялся тагуту”» [141]. Поклонение тагуту имеет широкий смысл и включает в себя поклонение идолам, в том числе могилам, обожествление погребенных в них покойников и стремление приблизиться за счет них к Великому и Могучему Аллаху. Все это имеет место среди некоторых из последователей Пророка Мухаммада ﷺ, которые поклоняются идолам, мавзолеям, деревьям, камням и прочим идолам. Он сказал также: «А те, которые отстояли свое мнение, сказали: “Мы непременно воздвигнем над ними мечеть”» [142]. Люди, которые сумели отстоять свое мнение, решили возвеличить этих праведников[143] и сказали: «Мы непременно воздвигнем над ними храм! » Это имело место в предыдущих религиозных общинах, и это также должно было произойти в мусульманской общине, поскольку любое проявление многобожия, которое имело место в предыдущих общинах, непременно будет повторено мусульманами. Передают, что Абу Саид рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, вы последуете по дорогам своих предшественников, подражая им во всем, подобно перьям на стреле. И даже если они залезут в нору ящерицы, вы тоже полезете в нее». Люди спросили: «О Посланник Аллаха это иудеи и христиане? » Он сказал: «А кто же еще? » Этот хадис передали аль-Бухари (6/360) и Муслим (2669). Грамматический анализ слов Пророка ﷺ позволяет понять, что он фактически поклялся в том, что мусульмане последуют по дорогам своих предшественников. Зачем же Пророку ﷺ было клясться? Для того чтобы подчеркнуть неизбежность этого и разъяснить, что мусульманская община последует по стопам предшествующих ей общин. И это было грозным предупреждением для мусульман. Судьба этих общин будет похожа, подобно тому, как похожи друг на друга перья стрелы, а известно, что между перьями стрелы не существует различий. Этот хадис упоминается в данной главе, потому что в нем разъясняется, что неверие и многобожие имели место в предыдущих религиозных общинах и непременно появятся в мусульманской общине.
Муслим также передал хадис Саубана о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах расстелил предо мною землю, и я увидел её от востока до запада. Воистину, мои последователи получат власть над территорией, которая была мне показана. И было вручено мне две сокровищницы: красная и белая. Я попросил у своего Господа, чтобы Он не губил моих последователей, посылая на них массовые бедствия, и чтобы никакой враг, кроме того, который находится в их собственных рядах, не мог одержать над ними верх и завладеть их землями. Мой Господь сказал: “О Мухаммад, если Я решил что-нибудь, то это неотвратимо. Воистину, Я даровал твоим последователям то, что Я не погублю их, посылая на них массовые бедствия, и не позволю никакому врагу, кроме того, который находится в её собственных рядах, одержать над ними верх и завладеть их землями, даже если все население соседних провинций выступит против них. Но в конце концов они начнут губить и пленить друг друга”» [144]. Аль-Баркани в своем сборнике “ас-Сахих” передал этот же хадис со следующим дополнением: « Воистину, я боюсь, что среди моих последователей появятся вожди, вводящие в заблуждение. Если же на них падет меч, то он уже не поднимется до Дня воскресения. И не наступит Час до тех пор, пока одно из племен среди моих последователей не присоединится к язычникам и пока большие группы моих последователей не станут поклоняться идолам. Среди моих последователей появятся тридцать лжецов, каждый из которых провозгласит себя Пророком, хотя я — последний из пророков, и после меня уже не будет другого пророка. Но среди моих последователей все время будет группа людей, которые будут придерживаться истины и одержат победу, и не причинят им вреда те, кто оставит их без поддержки, пока не явится повеление Всевышнего и Всеблагого Аллаха »[145].
Пророк ﷺ опасался того, что его последователям могут навредить вожди, вводящие людей в заблуждение. К ним относятся те, кого люди избирают своими вождями и руководителями в делах, связанных с религией или управлением. В их руках находятся вожжи правления народом, и они вводят людей в заблуждение, распространяя ересь и многобожие и приукрашивая их в глазах людей до такой степени, что они начинают считать эти поступки правильными. В хадисе также сообщается, что перед наступлением Судного дня некоторые мусульманские племена присоединятся к язычникам. Возможно, они оставят мусульманские земли и переселятся к многобожникам, выражая довольство их религией. Возможно также, что они уподобятся язычникам и станут приобщать сотоварищей к Аллаху, подобно многобожникам, и отступят от своей веры. А большие группы мусульман даже будут поклоняться идолам. Из упоминания об этом становится, очевидно, какое отношение имеет к данной главе этот хадис. Затем Пророк ﷺ сообщил, что среди его последователей все время будет группа людей, которые будут придерживаться истины и одержат победу, а те, кто оставит их без поддержки, не смогут причинить им вреда, пока не явится повеление Всевышнего и Всеблагого Аллаха. Эта группа будет всегда одерживать верх, потому что Великий и Могучий Аллах будет всегда поддерживать её доказательствами и ясными доводами в борьбе с теми, кто будет противиться им. Здесь не идет речь о боевых успехах, потому, что иногда они могут терпеть поражения, а иногда — даже лишаться своего государства, однако они всегда будут одерживать верх над своими противниками благодаря тем священным текстам, доказательствам и истинным доводам, которыми их одарил Великий и Могучий Аллах. Воистину, они придерживаются истины, тогда как все остальные люди придерживаются лжи. РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|