Глава 27 О снятии колдовства. Глава 28 О суеверии
Глава 27 О снятии колдовства В этой главе подробно говорится о снятии колдовства. Являются ли все виды снятия колдовства греховными? Или же некоторые виды снятия колдовства являются греховными, а некоторые — дозволенными? Арабское слово “нушра”, означающее “снятие колдовства”, происходит от слова “нашр”, которое означает “выздоровление больного”. Снятие колдовства бывает двух видов: разрешенное и запрещенное. Разрешенное снятие колдовства осуществляется посредством чтения Корана и известных молитв, а также приема лекарственных препаратов, назначаемых врачами, если колдовство подействовало на организм человека. При запрещенном виде одно колдовство уничтожается за счет другого колдовства. Однако второй колдун не сможет уничтожить первое колдовство, пока не обратится за помощью к джиннам. Он просит их о том, чтобы джинны, осуществляющие первое колдовство, уничтожили его следы. Одним словом, джинны осуществляют колдовство только после того, как люди приобщат сотоварищей к Аллаху, и снимают его только после того, как они приобщат сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху. Именно поэтому аль-Хасан аль-Басри сказал, что колдовство снимает только колдун. Это значит, что только колдуны снимают колдовство посредством действий, которые не узаконены в шариате. Передают, что Джабир рассказывал: «Когда Посланника Аллаха ﷺ спросили о снятии колдовства, он сказал: «Это — одно из деяний сатаны». Этот хадис передал Ахмад с хорошей цепочкой рассказчиков. Его также привел Абу Давуд[158] и сказал: «Об этом спросили Ахмада, на что он ответил, что Ибн Масуд порицал это полностью». Арабы использовали слово “нушра” только тогда, когда речь шла о снятии колдовства колдунами, и поэтому Пророк ﷺ назвал это одним из деяний сатаны. Ибн Масуд также порицал снятие колдовства посредством амулетов, содержащих коранические откровения. Что же касается снятия колдовства посредством чтения заклинаний и поплевывания без использования амулетов, то ни имам Ахмад, ни Ибн Масуд не могли порицать это, потому что Пророк ﷺ поступал и разрешил поступать таким образом.
Аль-Бухари передал хадис Катады: «Я спросил Ибн аль-Мусайаба: “Разрешено ли заниматься исцелением человека, который заколдован или не может подойти к своей жене, или же это запрещается? ” Он ответил: “Ничего страшного в этом нет, ибо они тем самым хотят лучшего. То, что полезно, не запрещается”»[159]. Ибн аль-Мусайаб имел в виду, что пользу приносят чтение молитв, заклинаний и коранических аятов, а также принятие дозволенных лекарственных препаратов и т. п. Что же касается снятия колдовства посредством другого колдовства, то Ибн аль-Мусайаб не мог считать его дозволенным. Если нам ясно, что колдуны осуществляют и снимают колдовство только после того, как совершают великое многобожие, то мы не имеем права снимать одно колдовство посредством другого, даже если в этом возникла острая необходимость. Колдовство разрешается снимать только посредством заклинаний, узаконенных шариатом. Передают также следующие слова аль-Хасана аль-Басри: «Колдовство снимает только колдун»[160]. Ибн аль-Кайим сказал: «Снятие колдовства с околдованного бывает двух видов. К первому относится снятие колдовства аналогичным колдовством, что является одним из деяний сатаны и имеется в виду в словах аль-Хасана. При этом как снимающий колдовство, так и околдованный пытаются приблизиться к сатане посредством того, что ему угодно, после чего он перестает причинять страдания околдованному. Ко второму виду относится снятие колдовства заклинаниями, обращением за помощью к Аллаху, молитвами и другими дозволенными способами. Это является дозволенным».
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Глава 28 О суеверии Будучи одним из проявлений многобожия, суеверие несовместимо с абсолютным единобожием, которое является обязательным для творений. По причине суеверия человек продолжает задуманное дело или воздерживается от него, и это является малым многобожием, которое человек обязан искупить, если оно проникло в его сердце. Сущность суеверия заключается в том, что человек ищет добрые или дурные предзнаменования в происходящих вокруг событиях, например, в направлении полета птиц, и связывает благополучный или неудачный исход задуманного дела с тем, что птица прилетит справа, слева или спереди, или просто будет сидеть на месте. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, их дурные предзнаменования были у Аллаха, но большинство из них не знает этого» [161]. Это означает, что все добрые и неприятные события происходят с людьми в соответствии с божественным предопределением и предустановлением, которое записано у Великого и Могучего Аллаха. Дурные предзнаменования всегда были качеством многобожников, враждующих с посланниками, и поэтому шариат порицает дурные предзнаменования. Последователи Божьих посланников понимают, что происходящие события связаны с предопределением Аллаха и могут быть либо вознаграждением за совершенные благодеяния, либо наказанием за совершенные грехи. Он также сказал: «Они сказали: “Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих”» [162]. Божьи пророки сообщили неверующим, что в действительности любые несчастья или радостные события происходят с ними по причине их собственных деяний. Несчастья постигали их только потому, что они творили зло, враждовали с посланниками и считали их лжецами. Из этого аята также следует, что дурные предзнаменования были присущи многобожникам, враждующим с посланниками Аллаха. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Инфекция — ложь, дурные приметы — ложь, плачущая сова — ложь, и злополучность месяца сафар — ложь».
Этот хадис передали Аль-Бухари, и Муслим (2220). В версии Муслима добавлено: «…лунные фазы — ложь, и злые духи — ложь» [163]. Из этого хадиса следует, что инфекция не распространяется сама по себе, а распространяется с дозволения Великого и Могучего Аллаха. Во времена невежества люди полагали, что заразные болезни передаются сами по себе, но Великий и Могучий Аллах изобличил лживость этих убеждений. Дурные приметы также не оказывают воздействия на происходящие события, поскольку они являются всего лишь воображением человека, которое запечатляется в его душе и не оказывает никакого влияния на предопределение и предустановление Аллаха. Аль-Бухари и Муслим передали хадис Анаса о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Инфекция — ложь, дурное предзнаменование — ложь, а вот доброе предзнаменование мне нравится». Его спросили: «А что такое доброе предзнаменование? » Он сказал: «Доброе слово» [164]. Это означает, что инфекция воздействует не сама по себе, а с дозволения Великого и Могучего Аллаха, а дурные приметы вообще не оказывают никакого влияния на происходящее вокруг, потому что все события происходят только в соответствии с предопределением и предустановлением Аллаха. Что же касается доброго предзнаменования, то оно похвально, потому что в его основе лежит надежда на милость Аллаха, тогда как дурные приметы в сущности представляют собой дурные помыслы о Великом и Могучем Аллахе. Вот почему доброе предзнаменование похвально, а дурные приметы заслуживают порицания. Абу Давуд (3719) передал с достоверной цепочкой рассказчиков хадис Укбы ибн Амира, который рассказывал: «Когда при Посланнике Аллаха ﷺ завели разговор о дурных предзнаменованиях, он сказал: “Наилучшим будет доброе предзнаменование, которое не отвратит мусульманина от его дел. Если один из вас увидит что-либо, что ему не нравится, то пусть скажет: “О Аллах, только Ты несешь все благое, и только Ты отвращаешь все злое! Нет силы и нет могущества, кроме как от Тебя! ” ».
Дурное предзнаменование — это широкое понятие, которое охватывает слова и деяния, происходящие на глазах у человека и влияющие на его решения. Верить в дурные приметы и предзнаменования запрещается, а вот добрые предзнаменования поощряются, потому что они приносят радость и облегчение и удаляют стеснение, порождаемое сатаной и оказывающее дурное влияние на сердце человека. И если человек верит в добрый исход, то он избавляется от воздействия сатаны. Что же касается выражения «наилучшим будет доброе предзнаменование, которое не отвратит мусульманина от его дел», то оно подразумевает запрет на изменение решения по причине дурного предзнаменования. Если же мусульманин увидит то, что ему не нравится, то ему надлежит сказать: « О Аллах, только Ты несешь все благое, и только Ты предотвращаешь все злое! Нет силы и могущества, кроме как от Тебя! » Это — великая мольба, позволяющая уберечь сердце от всевозможных дурных предзнаменований. Передают, что Ибн Масуд рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Дурные приметы — это многобожие! Дурные приметы — это многобожие! А у каждого из нас… Но Аллах удаляет это, если уповать на Него». Этот достоверный хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи, причем последний назвал его достоверным и отметил, что последние слова принадлежат Ибн Масуду[165]. Слова «а у каждого из нас…» означают, что дурные предзнаменования возникают в сердце каждого человека. Однако Аллах удаляет их, если уповать на Него, потому что в награду за упование раб обретает защиту от козней сатаны, который внушает ему верить в дурные приметы. Ахмад передал хадис Ибн Амры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто бросил какое-либо дело из-за дурной приметы, тот приобщил сотоварищей к Аллаху». Люди спросили: «А каково искупление этого? » Он ответил: «Вам следует сказать: “О Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла, и нет божества, кроме Тебя”» [166]. Из этого хадиса ясно следует, что суеверие является многобожием. Что же касается слов «нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла», то они означают, что любое добро и зло происходят согласно предопределению Аллаха, и знание о сокровенном принадлежит только Великому и Могучему Аллаху. Он приводит также хадис аль-Фадла ибн аль-Аббаса: «Суеверие — это то, что толкает тебя на какой-либо поступок или отвращает тебя от него»[167]. РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|