Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 34 О высказывании Всевышнего Аллаха




Глава 34 О высказывании Всевышнего Аллаха

«Неужели они не опасались хитрости Аллаха? Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток! » [185].

Эта глава посвящена обеим упомянутым в ней аятам, поскольку они имеют много общего. В обсуждаемом нами аяте отмечается, что многобожники чувствуют себя в безопасности от наказания Аллаха и не боятся его. Они чувствуют себя в безопасности от хитрости Аллаха, потому что не испытывают страха перед Ним и не совершают в душе этого великого обряда поклонения. В чем же состоит хитрость Аллаха? Суть этого качества заключается в том, что Великий и Могучий Аллах облегчает жизнь некоторых людей настолько, что они начинают чувствовать себя в полной безопасности, хотя в действительности это происходит для того, чтобы ввести их в заблуждение. Пророк по этому поводу сказал: «Если вы увидите, что Аллах продолжает одарять раба в то время, как он совершает грехи, то знайте, что это — обольщение». Пречистый Аллах хитрит против тех, кто замышляет недоброе против Его угодников и пророков, а также против Его религии. При таких обстоятельствах хитрость является качеством совершенства, потому что она выражает могущество, величие и власть Аллаха.

Всевышний также сказал: «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?! » [186].

Этот аят свидетельствует о том, что заблудшие рабы теряют надежду на милость Великого и Могучего Аллаха. Из смысла этого откровения следует, что богобоязненные и праведные рабы никогда не теряют надежды на милость Аллаха, потому что шариат обязывает совмещать страх и надежду для того, чтобы поклонение было правильным. Но какое же из этих чувств должно превалировать в сердце человека? Если человек здоров, но совершает грехи, то страх в его сердце должен превалировать над надеждой. Если же человек болен и опасается гибели или смерти, то надежда в его сердце должна превалировать над страхом. А в сердцах людей, следующих прямым путем и опережающих других в совершении праведных поступков, страх и надежда должны занимать одинаковое место, поскольку Всевышний сказал: «Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами» [187].

Передают, что Ибн Аббас рассказывал, что однажды Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о смертных грехах, и он ответил: «Это — приобщение к Аллаху равных, потеря надежды на помощь Аллаха и ощущение безопасности от хитрости Аллаха».

Отчаяние появляется тогда, когда человек перестает надеяться на Аллаха, а чувство безопасности от хитрости Аллаха появляется, когда человек перестает бояться Аллаха. Выполнять оба эти обряда поклонения является одним из обязательных предписаний, ибо если человек перестает совершать их полностью или частично, то он подрывает совершенство своего единобожия.

Передают, что Ибн Масуд сказал: «Самые страшные из смертных грехов — это приобщение к Аллаху равных, ощущение безопасности от хитрости Аллаха, отчаяние в милости Аллаха и потеря надежды на помощь от Аллаха».

Это передал Абд ар-Раззак[188].

Отчаяние в милости Аллаха носит общий характер, поскольку милостью включает в себя как наделение благами, так и избавление от зла. Что же касается помощи Аллаха, то под ней чаще всего подразумевается избавление от несчастий.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  • Смысл аята из суры “аль-Араф”.
  • Смысл аята из суры “аль-Хиджр”.
  • Суровая угроза тем, кто не опасается хитрости Аллаха.
  • Суровая угроза тем, кто отчаивается в милости Аллаха.

Глава 35 Стойкость перед предопределением Аллаха является частью веры в Аллаха

Стойкость перед предопределением Аллаха является одним из составляющих веры, славным качеством и великой формой поклонения. Выполнение обязательных предписаний требует терпения и стойкости, избежание грехов требует терпения и стойкости, и удары судьбы также требуют от человека терпения и стойкости. Поэтому терпение состоит из трех частей, а сущность его заключается в удержании языка от негодования, сердца — от недовольства, а тела — от выражения недовольства путем разрывания на себе одежды, битья по щекам и т. п.

Всевышний Аллах сказал: «Любое несчастье постигает только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает о всякой вещи» [189].

Алкама сказал: «Это сказано в отношении человека, который, когда его постигает несчастье, знает, что оно приходит от Аллаха, и поэтому выражает удовлетворенность этим и покоряется»[190].

Из этого аята следует, что если человек почитает Аллаха, повинуется Его приказам и избегает всего запрещенного Им, то Аллах внушает его сердцу поклоняться Господу, проявлять должное терпение и избегать негодования. Алкама же отметил, что истинно верующему известно, что любое несчастье постигает его по воле Аллаха, и поэтому он довольствуется предписанной ему судьбой и покоряется. Он покоряется, потому что знает, что это несчастье было предопределено Аллахом. Совершенно очевидно, что толкование Алкамы является правильным, потому что все несчастья заранее предопределены Аллахом, и это предопределение полностью соответствует мудрости Великого и Могучего Аллаха. По своей мудрости Аллах расставляет все вещи по местам так, чтобы они соответствовали своему предназначению. Осознавая это, человек понимает, что если раба постигает несчастье, то в этом для него есть благо, и если он проявит терпение, то получит вознаграждение. Но если он станет негодовать на судьбу, то взвалит на свои плечи бремя греха.

В “ас-Сахихе” Муслима приводится хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Две черты людей являются проявлением неверия — опорочивание рода и оплакивание умершего» [191].

Из этого хадиса следует, что две черты, являющиеся проявлением неверия, всегда будут присущи людям. Это — опорочивание рода и оплакивание покойников. Под оплакиванием здесь подразумевается негодование на судьбу и громкий плач. Такое поведение несовместимо с терпением, сохранять которое человек обязан всегда. Он обязан удерживать свое тело от битья по щекам, разрывания на себе одежды и тому подобных поступков, а также удерживать свой язык от негодования и воплей. И хотя эти качества присущи неверующим, это совершенно не означает того, что все поступающие таким образом люди являются абсолютно неверующими и выходят из лона Ислама. Это означает лишь то, что эти качества обычно присущи неверующим и являются проявлениями неверия.

Аль-Бухари и Муслим передали хадис Ибн Масуда о том, что Пророк ﷺ сказал: «Не из нас тот, кто бьет себя по щекам, рвет на себе одежду и обращается с призывом времен невежества» [192].

Выражение «не из нас» указывает на то, что перечисленные поступки относятся к тяжким грехам, и поэтому мы считаем, что отсутствие терпения и проявление негодования являются одними из тяжких грехов. Естественно, грехи подрывают веру человека, потому что вера укрепляется благодаря праведным деяниям и ослабевает под воздействием грехов. Слабая вера делает несовершенным единобожие раба, и поэтому отсутствие терпения свидетельствует о том, что человек еще не достиг совершенного единобожия, исповедовать которое он обязан.

Передают, что Анас рассказывал, что Пророк ﷺ сказал: «Если Аллах хочет добра Своему рабу, то Он ускоряет его мучения в мирской жизни. Если же Он желает зла для Своего раба, то Он воздерживается от наказания за совершенный им грех для того, чтобы в День воскресения он получил наказание за него сполна».

Этот хадис передал ат-Тирмизи[193].

В этом хадисе подчеркивается мудрость Великого и Могучего Аллаха, осознание которой во время несчастий позволяет рабу по достоинству оценить терпение и украсить свою душу выполнением этого славного обряда поклонения. Т. е. отказаться от негодования и довольствоваться тем, что совершил и предопределил Великий и Могучий Аллах. По этой причине некоторые из ранних мусульман начинали укорять себя, когда видели, что Аллах не посылает им трудностей, несчастий, болезней и т. п.

Пророк, да благословит его Аллах и привествтует, сказал: «Величина награды зависит от величины испытания. Если Всевышний Аллах возлюбил какой-либо народ, то Он подвергает его испытанию. Тот, кто выражает удовлетворенность, обретает благосклонность, а тот, кто гневается, навлекает на себя гнев».

Имам Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим[194].

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  • Смысл аята из суры “ат-Тагабун”.
  • Стойкость перед предопределением Аллаха является составной частью веры в Аллаха.
  • Опорочивание рода.
  • Суровая угроза тому, кто бьет себя по щекам и рвет на себе одежду, а также обращается с призывом времен невежества.
  • Признак того, что Аллах желает добра Своему рабу.
  • Признак того, что Аллах желает ему зла.
  • Признак того, что Аллах любит Своего раба.
  • Запрещение гневаться на судьбу.
  • Награда за удовлетворенность испытанием.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...