Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 36 О показухе. Глава 37 Стремление человека совершить праведное деяние ради обретения мирских благ является проявлением многобожия




Глава 36 О показухе

Эта глава содержит предостережение от показухи и тщеславия, которые являются формой приобщения сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху. Сущность показухи заключается в том, что человек совершает какой-либо обряд поклонения для того, чтобы люди могил увидеть это и похвалить его за совершаемый поступок.

Показуха бывает двух видов. К первому виду относится показуха лицемеров, которые делают вид, что они обратились в ислам, скрывая в своей душе неверие. Такое поведение в корне противоречит единобожию и является величайшим неверием в Аллаха. Ко второму виду относится показуха, которая закрадывается в поступок или часть поступка мусульманина. Это является скрытым многобожием и несовместимо с совершенным единобожием.

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Воистину, я — такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог — Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом”» [195].

В этом аяте запрещается приобщать сотоварищей к Аллаху, и этот запрет распространяется на все виды многобожия, в том числе на показуху. Поэтому ранние мусульмане опирались на этот аят, когда речь заходила о показухе. Таким же образом поступил имам, да смилостивится над ним Аллах, в этой главе. Что же касается слов «и никому не поклоняется наряду со своим Господом», то они означают, что мусульманин не поклоняется для того, чтобы его увидел или услышал кто-нибудь из творений.

Передают, что Абу Хурейра рассказывал со слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Всевышний Аллах сказал: “Я не нуждаюсь в каком бы то ни было сотоварище. Я оставлю любого, кто своим действием приобщит ко Мне сотоварища, вместе с его многобожием”».

Этот хадис передал Муслим[196].

Этот хадис свидетельствует о том, что деяния, совершенные ради показухи, не принимаются Аллахом, и если показуха прокралась в его намерение в самом начале какого-либо обряда поклонения, то он целиком является недействительным. Сам же человек при этом совершает грех и увязает в скрытом и малом многобожии. Но если человек начал совершать обряд поклонения ради Аллаха, после чего его намерение смешалось с показухой, например, если он затягивает поясной поклон, подольше поминает Аллаха и вообще совершает действия дополнительные необязательные действия для того, чтобы люди увидели это, то приложенные им дополнительные усилия являются тщетными и не принимаются. При этом ему записывается грех. Все это относится к обрядам поклонения, совершаемым телом. Что же касается обрядов, связанных с имуществом, то с ними дело обстоит несколько иначе. Из текста хадиса следует, что если человек своим действием приобщит сотоварищей к Аллаху, т. е. если многобожие ляжет в основу его праведного поступка, то его деяние будет отвергнуто, потому что Аллах более кого бы то ни было, не нуждается в сотоварищах и принимает только те благодеяния, которые совершены искренне ради Него одного.

Передают, что Абу Саид рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не сообщить ли мне, что для вас является более опасным и страшным, чем Лжемессия? »

Люди ответили: «Сообщи, о Посланник Аллаха! »

Он сказал: «Это — скрытое многобожие, которое проявляется, когда человек встает и молится, приукрашивая свой намаз, когда видит, что на него кто-то смотрит».

Этот хадис передал Ахмад[197].

Это объясняется тем, что явление Лжемессии является очевидным событием, поскольку Пророк разъяснил суть всего, что произойдет во время его пришествия. Что же касается показухи, то она пытается проникнуть в душу человека очень часто. Это многобожие заставляет человека постепенно забывать о том, что Великий и Могучий Аллах наблюдает за ним, и побуждает все чаще помнить о том, что люди смотрят на него. Именно поэтому Пророк опасался того, что показуха причинит нам больше вреда, чем Лжемессия.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  • Смысл аята из суры “аль-Кахф”.
  • Серьезное предупреждение об отвержении любого праведного деяния, если оно в какой-то степени посвящено не Аллаху.
  • Упоминание причины отвержения этого Аллахом, которая заключается в том, что Он абсолютно ни в чем не нуждается.
  • Другая причина состоит в том, что Он лучше всех тех, кого к Нему приобщают.
  • Опасение Пророка ﷺ, по поводу возможности распространения показухи среди его сподвижников.
  • Он разъяснил это на примере человека, который молится Аллаху, но приукрашивает свой намаз, когда видит, что за ним наблюдают другие.

Глава 37 Стремление человека совершить праведное деяние ради обретения мирских благ является проявлением многобожия

Название этой главы означает, что стремление получить за праведное деяние награду в мирской жизни является малым многобожием. Всевышний Аллах сказал: «Тем, кто желает жизни в этом мире и её украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они — те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния» [198].

Общий смысл этого аята конкретизируется аятом из суры “аль-Исра”. Люди, которые душой и телом стремятся обрести только блага мирской жизни, являются неверующими, и поэтому этот аят ниспослан именно о них. Тем не менее его текст распространяется на всех, кто желает обрести мирские блага благодаря праведным поступкам.

Деяния, которые раб совершает в надежде получить мирскую выгоду, не желая при этом получить за них вознаграждение в Последней жизни, делятся на две категории. К первой категории относятся деяния, совершать которые Законотворец повелел, не упоминая о земном вознаграждении, например, намаз, пост и другие подобные праведные деяния. Их нельзя совершать в надежде получить за них награду в этом мире, и если человек поступает таким образом, то он является многобожником.

Ко второй категории относятся деяния, за которые Законотворец установил вознаграждение в мирской жизни и совершать которые Он приказал, упоминая о награде, которую можно получить за них в этой жизни. К таким деяниям относятся поддержание родственных связей, доброе отношение к родителям и т. п. Если, совершая такие деяния, человек помышляет о вознаграждении в мирской жизни и не думает о награде в Последней жизни, то он подвергает себя опасности и совершает одно из проявлений многобожия, даже если поступает искренне ради одного Аллаха. Если же он надеется получить награду, как в этой жизни, так и после смерти, то в этом нет ничего плохого, потому что Законотворец призвал нас совершать эти благодеяния, упомянув о мирской награде за них, именно для того, чтобы мы стремились к ней. Следует отметить, что обсуждаемый нами аят также распространяется на тех, кто совершает праведные деяния ради обретения богатства, например, изучает шариатские науки только ради карьеры, не помышляя об избавлении от невежества и не стремясь попасть в Рай и спастись от Ада. Коран предостерегает таких людей, так же как и предостерегает тех, которые совершают благодеяния ради показухи, и тех, которые совершают благодеяния, но разрушают основу своей веры проявлениями другими пагубными грехами. И даже если они называют себя верующими, их слова не являются искренними, ибо, будь они искренни, они бы поклонялись только Великому и Могучему Аллаху.

В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Несчастен раб динара, несчастен раб дирхема, несчастен раб рубахи с узорами, несчастен раб рубахи с ворсом! Он доволен, если ему даровано благо, и сердится, если не получает ничего. Да будет он несчастен и опрокинется с ног на голову! Даже будучи уколотым колючкой, да не извлечет он её!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...