Глава 36 О показухе. Глава 37 Стремление человека совершить праведное деяние ради обретения мирских благ является проявлением многобожия
Глава 36 О показухе Эта глава содержит предостережение от показухи и тщеславия, которые являются формой приобщения сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху. Сущность показухи заключается в том, что человек совершает какой-либо обряд поклонения для того, чтобы люди могил увидеть это и похвалить его за совершаемый поступок. Показуха бывает двух видов. К первому виду относится показуха лицемеров, которые делают вид, что они обратились в ислам, скрывая в своей душе неверие. Такое поведение в корне противоречит единобожию и является величайшим неверием в Аллаха. Ко второму виду относится показуха, которая закрадывается в поступок или часть поступка мусульманина. Это является скрытым многобожием и несовместимо с совершенным единобожием. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Воистину, я — такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог — Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом”» [195]. В этом аяте запрещается приобщать сотоварищей к Аллаху, и этот запрет распространяется на все виды многобожия, в том числе на показуху. Поэтому ранние мусульмане опирались на этот аят, когда речь заходила о показухе. Таким же образом поступил имам, да смилостивится над ним Аллах, в этой главе. Что же касается слов «и никому не поклоняется наряду со своим Господом», то они означают, что мусульманин не поклоняется для того, чтобы его увидел или услышал кто-нибудь из творений. Передают, что Абу Хурейра рассказывал со слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Всевышний Аллах сказал: “Я не нуждаюсь в каком бы то ни было сотоварище. Я оставлю любого, кто своим действием приобщит ко Мне сотоварища, вместе с его многобожием”».
Этот хадис передал Муслим[196]. Этот хадис свидетельствует о том, что деяния, совершенные ради показухи, не принимаются Аллахом, и если показуха прокралась в его намерение в самом начале какого-либо обряда поклонения, то он целиком является недействительным. Сам же человек при этом совершает грех и увязает в скрытом и малом многобожии. Но если человек начал совершать обряд поклонения ради Аллаха, после чего его намерение смешалось с показухой, например, если он затягивает поясной поклон, подольше поминает Аллаха и вообще совершает действия дополнительные необязательные действия для того, чтобы люди увидели это, то приложенные им дополнительные усилия являются тщетными и не принимаются. При этом ему записывается грех. Все это относится к обрядам поклонения, совершаемым телом. Что же касается обрядов, связанных с имуществом, то с ними дело обстоит несколько иначе. Из текста хадиса следует, что если человек своим действием приобщит сотоварищей к Аллаху, т. е. если многобожие ляжет в основу его праведного поступка, то его деяние будет отвергнуто, потому что Аллах более кого бы то ни было, не нуждается в сотоварищах и принимает только те благодеяния, которые совершены искренне ради Него одного. Передают, что Абу Саид рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не сообщить ли мне, что для вас является более опасным и страшным, чем Лжемессия? » Люди ответили: «Сообщи, о Посланник Аллаха! » Он сказал: «Это — скрытое многобожие, которое проявляется, когда человек встает и молится, приукрашивая свой намаз, когда видит, что на него кто-то смотрит». Этот хадис передал Ахмад[197]. Это объясняется тем, что явление Лжемессии является очевидным событием, поскольку Пророк ﷺ разъяснил суть всего, что произойдет во время его пришествия. Что же касается показухи, то она пытается проникнуть в душу человека очень часто. Это многобожие заставляет человека постепенно забывать о том, что Великий и Могучий Аллах наблюдает за ним, и побуждает все чаще помнить о том, что люди смотрят на него. Именно поэтому Пророк ﷺ опасался того, что показуха причинит нам больше вреда, чем Лжемессия.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Глава 37 Стремление человека совершить праведное деяние ради обретения мирских благ является проявлением многобожия Название этой главы означает, что стремление получить за праведное деяние награду в мирской жизни является малым многобожием. Всевышний Аллах сказал: «Тем, кто желает жизни в этом мире и её украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они — те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния» [198]. Общий смысл этого аята конкретизируется аятом из суры “аль-Исра”. Люди, которые душой и телом стремятся обрести только блага мирской жизни, являются неверующими, и поэтому этот аят ниспослан именно о них. Тем не менее его текст распространяется на всех, кто желает обрести мирские блага благодаря праведным поступкам. Деяния, которые раб совершает в надежде получить мирскую выгоду, не желая при этом получить за них вознаграждение в Последней жизни, делятся на две категории. К первой категории относятся деяния, совершать которые Законотворец повелел, не упоминая о земном вознаграждении, например, намаз, пост и другие подобные праведные деяния. Их нельзя совершать в надежде получить за них награду в этом мире, и если человек поступает таким образом, то он является многобожником.
Ко второй категории относятся деяния, за которые Законотворец установил вознаграждение в мирской жизни и совершать которые Он приказал, упоминая о награде, которую можно получить за них в этой жизни. К таким деяниям относятся поддержание родственных связей, доброе отношение к родителям и т. п. Если, совершая такие деяния, человек помышляет о вознаграждении в мирской жизни и не думает о награде в Последней жизни, то он подвергает себя опасности и совершает одно из проявлений многобожия, даже если поступает искренне ради одного Аллаха. Если же он надеется получить награду, как в этой жизни, так и после смерти, то в этом нет ничего плохого, потому что Законотворец призвал нас совершать эти благодеяния, упомянув о мирской награде за них, именно для того, чтобы мы стремились к ней. Следует отметить, что обсуждаемый нами аят также распространяется на тех, кто совершает праведные деяния ради обретения богатства, например, изучает шариатские науки только ради карьеры, не помышляя об избавлении от невежества и не стремясь попасть в Рай и спастись от Ада. Коран предостерегает таких людей, так же как и предостерегает тех, которые совершают благодеяния ради показухи, и тех, которые совершают благодеяния, но разрушают основу своей веры проявлениями другими пагубными грехами. И даже если они называют себя верующими, их слова не являются искренними, ибо, будь они искренни, они бы поклонялись только Великому и Могучему Аллаху. В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Несчастен раб динара, несчастен раб дирхема, несчастен раб рубахи с узорами, несчастен раб рубахи с ворсом! Он доволен, если ему даровано благо, и сердится, если не получает ничего. Да будет он несчастен и опрокинется с ног на голову! Даже будучи уколотым колючкой, да не извлечет он её!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|