Глава 55 О том, что нельзя отказывать просящему именем Аллаха
Глава 55 О том, что нельзя отказывать просящему именем Аллаха Если человек обращается к другим с просьбой и просит удовлетворить её именем Аллаха, то ему нельзя отказывать из уважения к Великому и Могучему Аллаху. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя и многие другие богословы считали, что отказывать человеку, который обращается к определенному человеку с конкретной просьбой, категорически запрещено. Это значит, что если просящий обращается непосредственно к тебе и просит помочь ему ради Аллаха, и если ты способен удовлетворить его просьбу, то ты обязан помочь ему. Если человек не обращается с этой просьбой непосредственно к тебе, а обращается сразу к нескольким людям, то помочь ему желательно. Если же просящий является лжецом и не нуждается в помощи, то ему можно отказать. Ибн Умар рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-то попросил у вас что-либо именем Аллаха, то дайте ему; если кто-то попросил вас о помощи именем Аллаха, то помогите ему; если кто-то позвал вас, то ответьте ему; если кто-то сделал вам добро, то отблагодарите его, а если вы не найдете, чем отблагодарить, то помолитесь за него, пока не посчитаете, что вы уже отблагодарили его». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи с достоверной цепочкой рассказчиков. Предал Ахмад, Абу Давуд (1672), ан-Насаи (5/82). Если человек просит о помощи и покровительстве именем Аллаха, то ему следует оказать покровительство, потому что он прибег к имени Того, Кто больше всего заслуживает, чтобы Его именем просили защиты и покровительства. Если один человек приглашает другого, то следует ответить на это приглашение. Большинство богословов считало, что это относится только к приглашению на свадьбу. Что же касается приглашений по другим случаям, то отвечать на них является желательным. Если же человеку сделали добро, то он должен ответить на него таким же добром. Это предписано для того, чтобы раб мог очистить свое сердце, и тогда, вспоминая об оказанной ему услуге, он не будет испытывать унижение или смирение перед другим творением. Но если он не может ответить своему благодетелю равноценным добром, то он должен молиться за него до тех пор, пока не решит, что он уже отблагодарил его. Взойти на такую высокую ступень могут только искренние верующие, подлинно убежденные в единобожии, и мы просим Аллах сделать нас одними из них.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Глава 56 Ликом Аллаха можно испрашивать только Рай Джабир ибн Абдуллах рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ликом Аллаха можно испрашивать только Рай». Этот хадис передал Абу Давуд (№1671). Испрашивать Ликом Аллаха следует только Рай ради уважения к Великому и Могучему Аллаху, Его именам и качествам, и текст хадиса подразумевает серьезный запрет. Лик Аллаха — одно из качеств Пречистого Аллаха, оно связано с Его божественной сущностью и подобает Его величию. Мы знаем основной смысл этого качества, однако его полный смысл и качественные характеристики известны только Тому, кто обладает им. Но мы верим в него, не уподобляя его качествам творений и не лишая его основного смысла, ведь сказал же Великий и Могучий Аллах: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» 42: 11.
Ликом Аллаха можно просить Рай, потому что это — самая заветная цель. Нельзя молить Аллаха о ничтожных вещах, пытаться приблизиться к Нему посредством Него Самого, Его Лика, Его других качеств или прекрасных имен. Поступая так, нужно просить только самое главное — Рай или нечто связанное с ним, чтобы просьба соответствовала способу приближения к Аллаху. Одним словом, смысл этой главы в почитании качеств Великого и Могучего Аллаха. РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Глава 57 Автор написал эту главу, потому что многие люди выражают недовольство предопределением, связывая его с собственными деяниями. Они полагают, что если бы они поступили иначе, то случившееся могло бы не произойти, хотя Великий и Могучий Аллах изначально предопределил все деяния и их результаты, и все на свете происходит в соответствии с Его божественной мудростью. Всевышний Аллах сказал: «Они скрывают в своих душах то, чего не открывают тебе, говоря: «Если бы у нас было какое-либо участие в этом деле, то мы не были бы убиты здесь”» [237]. Он также сказал: «Они являются теми, которые сказали своим братьям в то время, как сами отсиживались дома: “Если бы они послушались нас, то не были бы убиты”» [238]. Говорить “если бы” о том, что уже случилось в прошлом, категорически запрещается. Причина этого запрета заключается в том, что использование этого выражения является чертой, присущей лицемерам. Следовательно, такой поступок запрещен категорически. В “ас-Сахихе” Муслима (2664), приводится хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся. Если же с тобой что-то случилось, то не говори: “Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то”. скажи лишь: “Это предопределил Аллах, и Он поступил так, как Ему было угодно”, — поскольку “если бы…” предоставляет возможность козням сатаны». Если с человеком приключилась беда, то ему категорически запрещается говорить: “Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то”, — потому что это выражение открывает двери для сатаны и ослабляет убежденность раба. Это относится ко всем словам, которые выражают сожаление о случившемся в прошлом. Что же касается высказываний о событиях в будущем, то использовать такие выражения разрешается, если они связаны с добрыми делами и означают надежду на помощь Аллаха в совершении этих дел. Однако запрещается использовать это выражение, если человек говорит о событиях в будущем с гордостью и высокомерием, потому что в его словах появляются элементы надменного отношения к божественному предопределению.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|