Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 61 О создающих изображения




Глава 61 О создающих изображения

В этой главе говорится о наказании тех, кто создает изображения своими руками. Создание изображений запрещается по двум причинам. Во-первых, это является попыткой создать нечто подобное творениям Аллаха по форме и названию. Во-вторых, изображения приводят к приобщению сотоварищей к Аллаху. Многие из многобожников приобщали в сотоварищи к Аллаху именно изображения, и поэтому верующий, подлинно убежденный в единобожии, не должен считать создание изображений дозволенным. Одним словом, изображения являются одним из средств приобщения сотоварищей к Аллаху.

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний Аллах изрек: “Кто может быть несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть же они создадут мельчайшую крупицу, или пусть создадут пшеничное зернышко, или пусть создадут ячменное зернышко! ”»

Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим[243].

Создавая скульптуры и изображения, люди полагают, что они создают творения, подобные творениям Аллаха, хотя в действительности никто не способен создать нечто подобное Божьим творениям. Вот почему человек, который пытается уподобляться Великому и Могучему Аллаху, является самым несправедливым из творений.

Они же передали хадис Аиши, да будет доволен ею Аллах, о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения самая жестокая кара ждет тех, кто пытается подражать Аллаху в Его творении» [244].

Создание изображений ради подражания Аллаху является проявлением великого неверия в двух случаях. Во-первых, если человек создает идола, заведомо зная, что ему будут поклоняться. Несомненно, такой поступок является неверием в Великого и Могучего Аллаха. Во-вторых, если человек создает изображение и полагает, что оно выглядит лучше, чем творение Самого Аллаха. Именно по этой причине скульптуры и изображения имеют отношения к данной книге, хотя упомянутый нами запрет распространяется на всех, кто подражает Аллаху, создавая рисунки или скульптуры. И даже если совершаемый ими поступок не выводит их из лона религии, они все равно совершают тяжкий грех, обрекают себя на проклятие и мучения в Адском огне.

Они же передали хадис Ибн Аббаса, который рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Каждый, кто создает изображения, будет в Огне. И каждому созданному им изображению будет дана душа, которая будет причинять ему мучения в Аду» [245].

Они же передали другой хадис Ибн Аббаса о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Того, кто при жизни создал какое-нибудь изображение, заставят вдохнуть в него дух, а он будет не в состоянии сделать это» .

Из упоминания о душе следует, что речь идет об изображении творений, обладающих душой, т. е. животных и людей. Именно эти изображения запрещены шариатом. Художникам и скульпторам будет приказано вдохнуть душу в созданные ими запрещенные изображения, однако они не смогут сделать этого, потому что души находятся только во власти Великого и Могучего Аллаха.

Муслим передал хадис Абу аль-Хайаджа о том, что Али сказал ему: «Не отправить ли мне тебя с повелением, с которым в свое время меня отправил Посланник Аллаха? Увидев любое изображение, немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сровняй её» .

В этом хадисе содержится указание на вторую причину, по которой Ислам запрещает создавать изображения. Эта причина заключается в том, что изображения могут привести к появлению многобожия. Смысл этого хадиса становится ясен из того, что Пророк Мухаммад ﷺ, одновременно повелел уничтожать изображения и сравнивать с землей возвышающиеся над ней могилы, а поскольку существование высоких могил может привести к появлению многобожия, существование изображений и скульптур также можно считать одной из причин возникновения многобожия.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  • Суровая угроза создающим изображения.
  • Указание на то, что причиной этого является их неуважение по отношению к Аллаху, которое вытекает из слов: «Кто может быть несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? »
  • Указание на Его могущество и их беспомощность, которое вытекает из слов: «Пусть же они создадут мельчайшую крупицу, или пусть создадут пшеничное зернышко, или пусть создадут ячменное зернышко! »
  • Провозглашение того, что такие люди понесут жесточайшее наказание.
  • Аллах создаст души в соответствии с числом сделанных изображений и оживит их всех, и они будут мучать художников и скульпторов в геенне.
  • Им будет велено вдохнуть в них душу.
  • Повеление стирать или уничтожать изображения при виде их.

Глава 62 О многочисленных клятвах

Многочисленные клятвы несовместимы с полной убежденностью в единобожии, ибо если в сердце раба укореняется подлинное единобожие, или если его единобожие приближается к совершенному, то он не желает часто использовать имя Аллаха в своих клятвах. Здесь речь идет о клятвах, которые люди скрепляют своими намерениями, потому что легкомысленные клятвы Аллах прощает. Тем не менее, желательно, чтобы приверженец единобожия оберегал свои уста и сердце от многочисленных клятв и не пытался угодить людям, раздавая праздные клятвы Аллахом.

Всевышний Аллах сказал: «Оберегайте же свои клятвы» [246].

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Клятва делает товар ходким, однако уничтожает доход от этого».

Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим[247].

Уничтожение дохода является своего рода наказанием за то, что человек не проявляет должного уважения к имени Великого и Могучего Аллаха.

Передают, что Салман рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С тремя людьми Аллах не заговорит и не очистит их, и постигнет их мучительное наказание. Это — седой развратный старикашка, заносчивый бедняк и человек, сделавший Аллаха предметом своей торговли: он не покупает ничего, не поклявшись Аллахом, и не продает ничего, не поклявшись Аллахом».

Этот хадис передал ат-Табарани с достоверной цепочкой рассказчиков.

Из этого хадиса очевидно, что если человек делает Аллаха предметом своей торговли, то он заслуживает порицания и совершает тяжкий грех.

В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится хадис Имрана ибн Хусайна о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Лучшие люди в моей общине — это мое поколение, затем — следующее за ним, а затем — следующее за ним. После них же появятся люди, которые будут свидетельствовать, хотя от них не будут требовать принести свидетельство, и будут совершать предательства, хотя им не будут доверять, и будут давать обеты, но не будут выполнять их, и они будут жирными”.

Имран сказал: “Я не помню точно, сколько он назвал поколений после своего: два или три”». [248]

Там же приводится хадис Ибн Масуда о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшие из людей — это мое поколение, затем — следующее за ним, а затем — следующее за ним. После них же появятся люди, которые будут приносить свидетельства, не успев поклясться, и будут клясться, не успев принести свидетельство» .

Ибрахим ан-Нахаи рассказывал: «Когда мы были маленькими, били тех из нас, кто приносил свидетельство или давал обещание».

Это сообщение свидетельствует о том, что ранние мусульмане воспитывали своих детей и потомков в духе уважения к Великому и Могучему Аллаху.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  • Завет охранять клятвы.
  • Сообщение о том, что клятва делает товар ходким, но приводит к потере благословения в доходе.
  • Суровая угроза тому, кто не покупает и не продает ничего, не поклявшись.
  • Указание на то, что тяжесть греха усугубляется, если у совершившего его нет на то причины.
  • Порицание тех, которые клянутся, когда их не просят об этом.
  • Похвала Пророка ﷺ трем или четырем поколениям и возвещение того, что произойдет после них.
  • Порицание тех, которые свидетельствуют, хотя от них не требуют принести свидетельство.
  • Ранние мусульмане запрещали детям приносить свидетельства и давать обещания.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...