Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного
Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом [4, с. 42]. Благодаря данной технологии достигается: . Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся. . Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. . Психологический комфорт в образовательном учреждении. . Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии; . Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения. . Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей в стенах школы. К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного относятся: · Режим динамической смены поз. · Упражнения на зрительную координацию. · Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
· Упражнения на мышечно-телесную координацию. Рассмотрим более подробно каждый из них. Режим динамической смены поз: · Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе - 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут. · «Не усади!» - заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше. · «Движение - это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка. · Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе [3, с. 81]. Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает два варианта: . использование настольной конторки . а там, где это возможно менять позу детей: за столами - сидя, стоя; на ковре - сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку. Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы: · поддержание физической, психической активности умственной сферы;
· имеет высокие показатели физического развития здоровья; · повышается иммунная система; · улучшаются ростовые процессы; · развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной); · снижается степень низкой склоняемости головы. Упражнения на зрительную координацию: · «Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В.Ф. Базарного. · В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения. · Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. · Все вместе картины составляют единый сюжет. · Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. · Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты. · Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск. Влияние таких упражнений: · данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, · скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. · у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. · учащиеся становятся зоркими, внимательными. Очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза. Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры): · на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям: · наружный овал - красный, внутренний - зеленый, · крест коричнево-золотистый, · восьмерка - ярко-голубым цветом. Методика работы с офтальмотренажёром. · Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.
· Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения [1, с. 11]. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию. Упражнения на мышечно-телесную координацию. Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот. Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от учеников, тренируя тем самым мышцы глаза. Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты» «Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз. Вывод: Экспериментальные исследования внедрения в обучение детей по технологии В.Ф. Базарного показывают снижение показателей заболеваемости и обострения хронических заболеваний в 2 раза. Незначительно улучшилось или осталось на прежнем уровне развитие творческих способностей, органов чувств и чувственной сферы, функционального состояния систем жизнеобеспечения. Улучшился и психологический климат в детском коллективе. Самое активное участие в приобщении детей к сохранению здоровья оказывали родители, с интересом принимавшие участие во всех классных и общешкольных мероприятиях. Все эти результаты позволяют рассматривать технологию В.Ф. Базарного как здоровьесберегающую.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|