Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наиболее оптимальная здоровьесберегающая организация учебного процесса на основе нормативных документов




 

Выдержки из СанПина:

ГЛАВА 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ И ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ

. Направление основного светового потока естественного освещения в учебных помещениях должно быть левостороннее.

Стены, потолки, полы, оборудование учебных помещений должны иметь матовую поверхность теплых тонов.

. Во избежание уменьшения светоотражения ограждающих поверхностей плакаты, стенгазеты и т.п. следует развешивать на противоположной классной доске стене так, чтобы верхний край этих предметов не располагался выше 1,75м от пола.

ГЛАВА 5. ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОМУ РЕЖИМУ

. Учебные помещения должны тщательно проветриваться во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До и по окончании занятий, а также между первой и второй сменами, проводится сквозное проветривание помещений согласно приложению 5.

В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

. Уроки физической культуры и здоровья следует проводить в хорошо аэрируемых залах путем открытия окон с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5ºС.

ГЛАВА 6. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ

. Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом в соответствии с его ростом, состоянием здоровья, зрения и слуха.

Корректировку рассаживания необходимо проводить 2 раза в год.

Учащихся с пониженной остротой зрения и слуха рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом - в первый и третий ряды. При достаточной коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащихся, пишущих ведущей левой рукой, следует рассаживать за партой парами или по одному, либо слева от «праворукого».

. Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера.

ГЛАВА 9. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

.Учителя 1-4 классов, физической культуры и здоровья, классные руководители и воспитатели должны иметь информацию о состоянии здоровья учащихся, учитывать рекомендации врача при организации учебно-воспитательного процесса.

.Оптимальным является организация уроков в общеобразовательном учреждении в одну смену с 9.00 (допускается с 8.00). Уроки во вторую смену должны начинаться не позднее 14.00 и заканчиваться не позднее 19.30. При невозможности выполнения данного требования целесообразна организация учебных занятий в режиме 6-дневной учебной недели.

. Продолжительность урока в общеобразовательных учреждениях (в том числе лицеях, гимназиях) не должна превышать: в 1 классе - 35 минут, 2-11 классах - 45 минут

. Недельная учебная нагрузка не должна превышать максимально допустимую учебную нагрузку согласно таблице 1 для соответствующих типов общеобразовательных учреждений.

. Недельная учебная нагрузка общеобразовательных учреждений распределяется на 5 или 6 календарных дней.

. Учебная нагрузка должна быть рационально распределена по дням недели. Расписание уроков должно составляться с учетом ранговой шкалы трудности предметов.

. В расписании уроков в течение учебного дня необходимо чередовать учебные предметы, требующие большого умственного и статического напряжения (математика, письмо) с учебными предметами, включающими двигательные и динамические компоненты (физическая культура и здоровье, танец, музыка, изобразительное искусство и т.п.).

Уроки, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания не следует проводить на первом и последнем уроках.

. Контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем общеобразовательного учреждения, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе в часы наивысшей работоспособности. Не рекомендуется проводить контрольные работы в понедельник и субботу. Запрещается проведение контрольных работ на последних уроках.

. Продолжительность перемен между уроками во всех классах должна быть не менее 10 мин, после второго урока - 30 мин (вместо одной большой перемены допускается после второго и третьего уроков устраивать перемены по 20 мин).

. Двигательный режим учащихся должен обеспечиваться системой взаимосвязанных, направленных на удовлетворение биологической потребности в движениях, организационных форм физического воспитания, которые включают:

уроки физической культуры и здоровья;

физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня, в том числе занятия ритмикой;

внеклассные формы занятий физической культурой и спортом;

внешкольную спортивно-массовую работу;

самостоятельные занятия физическими упражнениями и подвижными играми в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах и в парках.

Физическое воспитание учащихся должно осуществляться в соответствии с образовательными стандартами и разработанными на их основе учеб-ными планами и программами.

. Уроки физической культуры и здоровья необходимо проводить в благоприятных условиях окружающей среды.

Целесообразно проведение уроков по физической культуре и здоровью на открытом воздухе при температуре воздуха не ниже -15ºС и скорости движения воздуха 1-3 м/сек.

. Распределение учащихся на группы (основная, подготовительная, специальная, лечебной физкультуры) на уроках физической культуры и здоровья должно проводиться на основании состояния здоровья детей до 15 сентября ежегодно.

. К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача, к туристским походам - с разрешения медицинского работника общеобразовательного учреждения.

. Медицинский работник совместно с руководителем общеобразовательного учреждения или его заместителем систематически, не реже 1 раза в месяц, осуществляют контроль за организацией и проведением всех форм физического обучения и воспитания учащихся.

. В общеобразовательных учреждениях домашние задания должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения во втором классе - до 1,2 часов, 3-4 классах - 1,5 часов.

. Группы продленного дня для учащихся должны организовываться при наличии отдельного помещения, организации дневного сна учащихся 6 летнего возраста и с ослабленным здоровьем, 2-3-х разового питания в зависимости от длительности пребывания учащихся, пребывание на свежем воз-духе не менее 1,5 часов.

. В течение учебного года должны устанавливаться каникулы общей продолжительностью не менее 30 дней, в том числе зимние - не менее 14 дней. Для учащихся 1-2 классов в феврале (третья неделя месяца) устанавливаются дополнительные каникулы продолжительностью 1 неделя. Продолжительность летних каникул - не менее 8 недель.

ГЛАВА 10. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

. Гигиеническое обучение и воспитание учащихся должно осуществляться на уроках в виде обязательной учебной работы, предусмотренной учебными программами (уроках русского и белорусского языков, биологии, химии, анатомии, человек и мир, на уроках физической культуры и здоровья, трудового обучения, основ безопасности жизнедеятельности и др.) и во внеклассной деятельности.

. Основной формой гигиенического обучения и воспитания учащихся являются занятия по специальным курсам, на которых:

с учащимися 1-4 классов в доступной форме изучаются основы и осваиваются навыки рационального режима дня и питания, личной и общественной гигиены, охраны зрения и слуха, физической культуры и здоровья, организации рабочего места ученика, профилактики инфекционных болезней, предупреждения формирования вредных привычек, несчастных случаев и т.д.

. Работа по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся проводится педагогическими и медицинскими работниками общеобразовательного учреждения с привлечением территориальных органов и учреждений госсаннадзора и других организаций здравоохранения, первичных организаций Красного Креста.

. Педагогический персонал обязан требовать от учащихся выполнения установленного санитарно-противоэпидемического режима, поддержание чистоты помещений и участка, своевременного проветривания учебных помещений, опрятности одежды и обуви, регулярного мытья рук, а также правильной посадки за партами (столами).

. Вопросы состояния здоровья учащихся, обеспечения санитарно-эпидемического благополучия в учреждении должны постоянно контролироваться руководителем и медицинскими работниками общеобразовательного учреждения, систематически рассматриваться на заседаниях педагогических советов.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЛАДШИХ КЛАССАХ НА ОСНОВЕ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Обязательным условием при приеме детей в школу является достижение ими к 1 сентября учебного года возраста 6 лет и отсутствие медицинских показаний к отсрочке обучения в соответствии с приказом Министерства здравоохранения №55 от 25 февраля 1998 года “О совершенствовании медико-санитарного контроля за состоянием здоровья и условиями обучения детей 6-летнего возраста”. Окончательное решение о начале обучения ребенка 6-летнего возраста в школе при отсутствии медицинских показаний к отсрочке принадлежит родителям.

В начальном периоде обучения в школе должны быть созданы благоприятные условия для адаптации детей, обеспечивающие дальнейшее благополучное обучение, развитие и воспитание.

При организации учебно-воспитательного процесса следует руководствоваться требованиями, которые регламентируются Законом РБ “Об образовании в Республике Беларусь", Учебными планами, согласованными с МО РБ, СанПиН №14-46-96 “Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений с изменениями и дополнениями от 20.12.2002 г.”, СанПиН №12-79-98 “Санитарные правила и нормы организации обучения детей 6-летнего возраста”.

Гигиеническая оценка расписания включает исследование и характеристику следующих основных составляющих:

. Количество учебных смен в школе и начало занятий 1-й и 2-й смен.

. Малые и большие перемены (продолжительность, место и количество больших перемен).

. Дневная и недельная нагрузка школьников в учебных часах.

. Место уроков в расписании учебного дня и учебной недели в зависимости от степени их трудности.

. Распределение учебных предметов различной трудности по дням недели.

. Распределение уроков, сходных по характеру учебных действий.

. Наличие сдвоенных уроков по изучению одного предмета.

. Место уроков физкультуры, музыки и трудового обучения в расписании дня и недели (по классам).

. Соответствие учебной нагрузки динамике работоспособности учащихся.

. Наличие облегченного дня в течение учебной недели.

. Особенности организации занятий учащихся первого года обучения. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°. Левая рука (у левшей - правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.

) При чтении

Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15°.

) Стоя

Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...