Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Карьерный рост женщины в условиях современного рынка труда




 

Социальные, экономические, политические преобразования, происходящие в России в последние десятилетия, повлияли на все сферы жизнедеятельности общества, систему социальных отношений, привели к изменению жизненных и профессиональных стратегий различных социальных групп. Усилилась социальная дифференциация, возникли новые престижные профессии, требующие более высокой квалификации, создаются условия для свободного самоопределения и самореализации личности.

Профессиональная карьера зависит в настоящее время не от государственных гарантий права на труд, а от индивидуальных технологий на рынке труда, профессиональной подготовки и конкурентоспособности работников, их социально-профессионального старта.

С развитием рыночной экономики женщины ориентируются на занятость в профессиональной сфере, получение высшего образования, что в значительной мере обусловлено необходимостью улучшения материального благополучия семьи, потребностями в самоутверждении, самоуважении, общественном признании, экономической независимости, успехе, власти.

Сложность протекания указанных процессов в российском обществе опосредована рядом социальных факторов. Несмотря на то, что человеческий потенциал является основной движущей силой экономического роста, женщины, согласно документам ООН, остаются в нише «недоиспользованных человеческих ресурсов». Сказались негативные последствия длительно осуществлявшейся советской политики, ориентировавшейся на унификацию роли женщин и идеологически обосновывавшей контракт работающей матери, в результате чего профессиональные ценности оказались невостребованными большинством женщин. Специфика реализации профессиональной карьеры женщин состоит в наличии барьеров, влияющих на возможности получения образования, трудоустройства, должностное продвижение, негативно влияющих на социальную и культурную интеграцию, стабилизацию общества. По данным официальной статистики, женщин-руководителей значительно меньше в сферах строительства, транспорта, сельского хозяйства, оптовой торговли и финансов, больше в непроизводственных отраслях (бытовое обслуживание, легкая промышленность, общественное питание, розничная торговля, здравоохранение, культура и социальное обеспечение). Сохраняется дискриминация оплаты труда женщин. [14] Разнонаправленность, рассогласованность социальных программ, недостаточная финансовая поддержка национальных и федеральных проектов по повышению социального статуса женщин снижают социальную роль женщин, чем определяется актуальность исследования женских стратегий преодоления трудностей в профессиональной и приватной сферах. Посредством анализа этих практик можно прогнозировать перспективы развития гендерной системы и гендерных идентичностей.

1. Успешная профессиональная карьера в трансформирующемся российском обществе создает условия для повышения уровня и качества жизни, изменения социального статуса и социального положения индивидов. В новых политических, экономических, социальных, культурных условиях на профессиональную карьеру больше влияют индивидуальные качества, чем объективные условия.

. При изучении влияния гендера на формирование профессиональной карьеры женщин продуктивно использование структуралистско-конструктивистского подхода, который позволяет учитывать преемственность в профессиональных ориентациях, в стратегиях карьеры женщин и одновременно - способность к изменениям этих ориентаций и стратегий под воздействием объективных факторов. В соответствии с этим подходом, женская карьера является сложным многоуровневым феноменом, имеющим динамичный и преемственный характер: гендерная культура и традиции влияют на ценностные ориентации современных женщин, однако под воздействием институциональных сдвигов у части женщин меняются интересы, возрастает ценность профессиональной деятельности; практики адаптации и применяемые стратегии карьеры приобретают упорядоченный и воспроизводящийся характер.

. Гендер-фактор проявляется в наличии институциональных и социокультурных барьеров для профессиональной карьеры женщин, в более низкой общественной оценке женского труда в целом, в сравнении с мужчинами, в гендерной асимметрии на рынке труда и профессиональной сегрегации по полу: мужчины преимущественно реализуют себя в высокостатусных отраслях (финансы, кредит, строительство, органы управления), женщины заняты в наименее доходных сферах (образование, культура, искусство, здравоохранение, социальное обеспечение, неформальный сектор)). Существуют и собственно женские проблемы (семейные обязанности, гендерные особенности первичной социализации, неумение и нежелание выделяться в коллективе и доказывать свой профессионализм, боязнь риска, меньшие по сравнению с мужчинами стремление к власти и амбициозность).

. Влияние гендера на профессиональную карьеру женщин имеет неравномерный характер: более выражено воздействие гендера на карьеру у женщин старших возрастов безотносительно к национальности; в карьерном поведении татарок обнаруживается ориентированность в большей степени на семейно-брачные ценности, чем на карьеру; для успешных в карьере женщин значимость гендерного фактора минимальна.

. Активизация женщин в профессиональной деятельности опосредована ухудшением материального положения домохозяйств, кризисом государственной власти, «несостоявшейся маскулинностью», связанной больше с личными качествами мужчин. Женская маскулинность - результат высокой адаптированности женщин, ориентированных на профессиональную карьеру.

. Карьерное поведение женщин вызывает изменения в традиционных институтах (семья), социальных организациях (специфика женского менеджмента), а в конечном итоге - изменения гендерной системы российского общества. [13]

. Женщины-предприниматели - наиболее активная карьерная группа с выраженными маскулинными чертами, применяющая радикальные практики адаптации при одновременном совмещении семейной и профессиональной сфер (ведение бизнеса, комбинирование стилей управления, рационализация и минимизация социальных ролей, сокращение социальных связей, делегирование части задач другим лицам - коллегам, родственникам, гувернерам, пользование услугами бытовых и сервисных служб). Предпринимательство, требующее от женщин концентрации профессиональных, личностных качеств и времени, обостряет взаимоотношения в семье, меняет их брачно-репродуктивное поведение.

Неизбежная в условиях рыночной экономики структурная перестройка требует пересмотра концептуальных и методологических подходов к формированию рабочей силы, в частности женской. Речь идет о расширении сфер приложения женского труда и создании благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала женщин именно в тех областях и сферах деятельности, где их труд наиболее эффективен. Это важно не только для формирования политики занятости женщин на перспективу, но и для решения текущих, порой весьма острых проблем их трудоустройства. Тем более что в числе безработных большинство по-прежнему составляют женщины. Так, среди обращающихся в службу занятости населения Московской области доля женщин достигает 55%, из них почти 70% - в возрасте до 40 лет.

Ситуация усугубляется тем, что традиционные формы профессиональной ориентации и обучения не обеспечивают в должной мере повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Очевидна и их социальная уязвимость. В частности, на высших руководящих должностях женщин - менее 6%, а их заработная плата, как правило, на 10-30% ниже, чем у мужчин. Подобное положение характерно для большинства индустриально развитых стран.

Высокая мотивация женщин к производительному труду и недооценка работодателями их способностей и трудового вклада, невозможность реализации ими своего образовательного и личностного потенциала, - причины того, что многие женщины, будучи высококвалифицированными специалистами, сталкиваясь с отторжением на рынке труда, соглашаются выполнять любую работу, нередко ниже своих возможностей. В силу психологических особенностей чаще всего они воспринимают такой поворот событий как личную драму. Объективно же это весьма негативно сказывается на экономике и социальных отношениях. [11]

Государство и социум могут и должны защитить женщин от явной и скрытой дискриминации. В интересах экономического и социального прогресса нужно новое понимание их роли в жизни общества, результатом которого должно стать утверждение нового социального статуса женщин. Это продиктовано сложностью и многогранностью накопившихся проблем, невозможностью их решения традиционными методами.

Распространение информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ), содействуя росту занятости, потенциально способно создать рабочие места для женщин, улучшив их положение. Ведь именно на таких рабочих местах, где требуется точность и аккуратность при выполнении задания, женщины могут оптимально применить свои знания и способности. Тем не менее и здесь женщин по-прежнему оттесняют. По данным МОТ, среди пользователей интернет женщин меньшинство (в Латинской Америке - 38%, в странах ЕС - 25%, в России - 19%, в Японии - 18%, на Ближнем Востоке - 4%. Наименьший гендерный разрыв - в США и Скандинавии).

Для того чтобы превратить профессиональную ориентацию, психологическую поддержку и профобучение в действенное средство формирования личности и развития человеческих ресурсов в зависимости от их половозрастных и иных особенностей, требуются новые идеи и технологии.

Утрата прежних связей между системой образования и производством резко обострила и без того трудную профессионализацию населения, т.е. выбор и построение профессиональной карьеры каждым индивидом. В таких условиях службе занятости нельзя ограничиваться частными изменениями в работе с женщинами. Необходима новая гендерная идеология, а главное - соответствующие методы ее реализации.

Исходя из признания значимости повышения профессионального статуса женщин важно выявить их индивидуальные особенности, разработать способы, влияющие на мотивацию и ориентацию на определенный, наиболее подходящий вид профессиональной деятельности, показать социальные, экономические и нравственные преимущества трудовой карьеры. В этом - сущность нового концептуального подхода к обеспечению эффективного профессионального роста женщин.

Получающий все большее признание принцип «непрерывного обучения», или «обучения на протяжении всей жизни», применительно к женщинам означает, что мотивы и формы обучения должны учитывать особенности их жизненного цикла (большинство из них на три-пять лет, а некоторые на больший период «вырываются» из сферы профессиональной деятельности в связи с рождением и воспитанием детей). Если не предусмотреть этого «зигзага» в системе обучения женщин, неизбежной становится значительная или полная утрата профессиональных знаний и навыков. Общество не должно скупиться на помощь женщинам, желающим вернуться к профессиональному труду.

Формирование профессиональной карьеры - важнейший элемент активной политики занятости. Это целенаправленное избирательное регулирование государством (прежде всего органами службы занятости) поведения населения на рынке труда. Современное понимание карьеры включает успех не только в профессиональной деятельности, но и в жизни вообще. Каждая новая ступень в карьере человека является результатом его деятельности по реализации намерений, стремлений к определенному, осознанному и желаемому образу жизни. Карьера - это прежде всего достижение более высокого социального, экономического, научного, культурного и нравственного статуса.

Применительно к женской рабочей силе целесообразно постепенно переходить к новой стратегии - целевому формированию индивидуальной профессиональной карьеры женщин на основе системного консультирования с учетом личностных особенностей. [10] Современные технологии, используемые при формировании профессиональной карьеры женщин, позволяют воспринимать человека не как «звено технологической цепочки», а как творческую и самодостаточную индивидуальность, способную конкурировать на рынке труда, самопроектировать профессиональный рост и реализовывать жизненные планы.

В условиях повышения требований к качеству подготовки к труду важно формировать у женщин понимание роли профессионального образования как надежного и наиболее эффективного средства, увеличивающего их конкурентоспособность, уверенность и стабильность, облегчающего положение на рынке труда и карьерный рост.

Однако отечественной системой высшего образования и профессиональной подготовки гендерные особенности женщин практически не учитываются. Традиционные образовательные и профессиональные учреждения вообще не прививают навыков, помогающих выстраивать карьеру, а тем более женщинам.

Между тем формирование индивидуальной профессиональной карьеры женщин с учетом гендерного фактора требует специальных знаний. Государство (в лице органов служб занятости) должно решать эту проблему комплексно, обеспечивая социальную защищенность женщин на рынке труда, стимулируя и поддерживая их усилия, направленные на всемерное использование личностных возможностей.

Для реализации этих принципов Департамент ФГСЗН по Московской области осуществил региональный пилотный проект «Подготовка к созданию центра «Профессиональная карьера женщин» в рамках российско-канадского проекта «Женщины и реформа рынка труда в России».

Участие канадских экспертов способствовало внедрению в практику нетрадиционного для России направления - индивидуальных программ профессиональной карьеры, рассчитанных на женщин. Их цель - помощь в удовлетворении потребности в обучении, изменение прежних стереотипов в оценке женского труда и женской профессиональной карьеры, значительное расширение возможности выбора. Центр профессиональной карьеры женщин позволит реализовать новую гендерную стратегию и предоставить женщинам необходимые условия для самореализации. По своему характеру это инновационное, многофункциональное учреждение социального и психолого-педагогического назначения. Наличие таких подразделений, как службы маркетинга, предпринимательства, новых инновационных, коммуникационных и интерактивных технологий, позволит оптимально сочетать интересы государства, общества и личности, а структура центра, направления его работы и состав персонала будут выстроены с учетом конкретных экономических условий и социокультурных особенностей любого региона.

Центр призван стать государственным социальным институтом по проектированию индивидуальной профессиональной карьеры женщин, научить их ориентироваться в мире профессий, выбирать специальность и вид деятельности исходя из возможностей будущего трудоустройства, повышать квалификацию и профессиональное мастерство в рамках непрерывного образования. [11]

Технология индивидуальной профессиональной карьеры - многогранная, интегрированная система, в которой все так называемые карьерообразующие компоненты должны быть органично взаимосвязаны, дополнять и обогащать, а не противоречить друг другу.

Схематично данная технология может быть представлена в трех аспектах: - научном: рассмотрение доктрины, концепции, целей, задач, принципов, содержания, методов и средств построения карьеры;

процессуально-описательном: составление алгоритма и определение технологии построения карьеры;

процессуально-действенном: реализация технологий с учетом личностных особенностей обучаемых женщин, применение прогрессивных подходов в процессе обучения и социально-профессиональной адаптации.

Проведение опытно-экспериментальных работ, планируемых центром, позволит проверить теоретическую и практическую ценность предложенных стратегий, разработать региональные программы развития аналогичных центров на ближайшую перспективу в ряде городов Московской области (Пушкино, Шатуре, Наро-Фоминске, Протвино).

 


Заключение

Безработица - не просто отсутствие работы. Она широко распространена, вызывает огромное давление и неизбежно негативное влияние, как на общество в целом, так и на отдельного человека. Такое явление мы можем наблюдать практически во всех сферах деятельности нашей рабочей жизни, складывается представление о том, что для него не существует никаких границ и рамок. Безработица может быть настолько неожиданной и не предсказуемой, что не каждому человеку удастся оперативно принять правильное решение, для того, что бы благоприятно повлиять на своё будущее. К сожалению, безработица может захватить не только семьи, но и целые сельские и городские районы.

Уровень безработицы в стране неизбежно отражается на социальном, психологическом и экономическом состоянии населения. И даже, если в безработице мы можем рассмотреть созидательный характер и мотивирующее волю испытание, большее количество людей находившихся в такой трудной жизненной ситуации, говорят, что переживали растерянность, бессилие и отчаяние, особенно если поиск работы занимал более нескольких недель. Как утверждают психологи, столкновение с таким явлением крайне негативно и может сказаться на продолжительности жизни, пристрастию к алкоголю, состоянию здоровья, уровне смертности и долголетию. В связи с этим часть доходов семьи резко уменьшается, возможна потеря самоуважения человека оказавшимся в ловушке безработицы, нервная система может пострадать как от легкого нервного расстройства, так и от затяжной депрессии, которое может привести к ощущению безнадежности и неуверенности в завтрашнем дне.

В службах занятости Безработица в большей степени затрагивает женщин. В сфере труда предпочтение отдают мужчинам, потому, что существует множество причин, по которым женщина уступает мужскому населению.

Так как в последнее время женская безработица только приобретала силу, государством была осуществлена специальная политика по защите женщин в сфере труда. Были созданы специальные службы занятости, конечно они созданы не только для женщин, но и для всего экономически -активного населения, которое по каким либо причинам осталось без работы, но хотели бы опять заняться деятельностью. Но в государственных преобладающая часть женщин, так как они являются менее активным слоем населения. Мужчинам легче найти работу и быстрее, чем женщинам.

Государственные службы занятости проводят специальные работы с безработными клиентами: оказывается психологическая помощь, материальная, предоставляются новые вакансии. По статистическим данным большая часть безработных женщин пытаются найти работу через знакомых, родственников только маленькая часть - обращаются в службу занятости. Но всё же службы занятости, хоть в какой то малой мере, но контролируют женскую безработицу. Следовательно, можно сказать, что проводимая социальная политика с безработными женщинами оказывает существенное влияние на данную социальную проблему, она помогает и в психологическом плане и в социальном.

 


 

Список использованной литературы

 

•   Адамчук В.В. Экономика труда /В.В. Адамчук - М: ИНФРА - М, 2009.- 415 с.

•   Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие/А.М. Бабушкина. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 480 с.

•   Базылев Н.И. Экономическая теория: учеб. пособие / Н.И. Базылев - М.:ИНФРА-М, 2011. - 672 с.

•   Буров В. Ю. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе. - Иркутск, 2011. - 280 c.

•   Буров, В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие. - Чита, 2011. - 441 с.

•   Гелета И.В. Современное состояние и перспективы рынка труда /И.В. Гелета //Гуманитарные и социально-экономические науки.-2011. - №1.- С. 68-71

•   Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник /Б.М. Генкин. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2010. - 416 с.

•   Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение /Э. Дюркгейм. - М.: Прогресс, 2008. - 190 с.

•   Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2011. - 584 с.

•   Колосова Р.П. Российский рынок труда: возможности и ограничения в контексте социоэкономического подхода // Труд и социальные отношения. - 2009. - № 4. - С. 26-29.

•   Кузьмин С.А. Эффективная занятость населения. -М.: Экономика, 1990.-143 с.

•   Лайкам К. Структурный анализ занятости и безработицы // Человек и труд. - 2010. - № 8. - С. 14-17.

•   Маслова, И. Прогнозы безработицы и корректировка политики занятости // Человек и труд. - 2010. - № 6. - С. 29-31.

•   Пигу А. Экономическая теория благосостояния: В 2 т. - М.: Прогресс, 1985. - Т. 1 - 2.

•   Ромашов О. В. Социология труда: Учеб. пособие / О. В.Ромашов. - М.: Гардарики, 2009. - 456 с.

•   Сауткина В. Социальные проблемы незанятости: зарубежный опыт// Человек и труд. - 2012. - № 9. - С. 13-18

•   Социология в России: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Ядова. - 2-е изд. - М.: Социологии РАН, 2008. - 640 с.

•   Федеральная служба государственной статистики URL: www.gks.ru/ý <http://www.gks.ru/ý> (дата обращения: 25.05.2013).

•   Экономика труда: учебник / Под ред. П.Э. Шлендера, Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2009. - 265 с.

<http://www.allbest.ru/>

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...