Предмет права социального обеспечения
Стр 1 из 6Следующая ⇒ ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Конспект лекций (тезисы лекций) для обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) бакалавр) Форма обучения (очная, заочная)
Краснодар КубГАУ
Авторы: С.В. Кобылинская
Тезисы лекций для обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) бакалавр) по дисциплине «Право социального обеспечения» / С.В. Кобылинская. – Электронный ресурс, 2016. – 56 с.
ВВЕДЕНИЕ
Право социального обеспечения – активно развивающаяся отрасль российского права. Наибольшие трудности в изучении отрасли вызывает частые изменения в законодательстве, которые включает значительное число законов. Их количество постоянно увеличивается, содержание усложняется. Именно законы формируют и закрепляют наиболее важные права человека в области социального обеспечения. В связи с этим основное внимание в пособии уделено базовым законоположениям, которые определяют ключевые параметры отечественной системы социального обеспечения и главные подходы к регламентации соответствующих отношений. В нем рассматриваются на основе современного законодательства важнейшие вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, обеспечения их социальными пособиями, компенсационными и страховыми выплатами, предоставления им медицинской помощи и социального обслуживания. Целью освоения учебной дисциплины «Право социального обеспечения» является подготовка юриста, способного к творческому осмыслению и практическому применению полученных знаний в его профессиональной деятельности.
ЛЕКЦИЯ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ
Понятие социального обеспечения 1. Конституция РФ 1993 г. заложила основу для реформы системы социального обеспечения. Ст. 38–41 Конституции закрепляют права человека в области социального обеспечения. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ, которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Официального определения социального обеспечения как в законодательстве нет. Оно отражает совокупность взаимоотношений по поводу всестороннего государственного попечительства о гражданах в связи с рисками (угрозами) их социального положения. Социальное обеспечение – это система экономических и правовых мер, принимаемых государством с целью предоставления гражданам материальных благ в случаях наступления социальных рисков для поддержания их личных доходов и социального статуса, за счет средств целевых финансовых источников, в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством. Выделяются следующие функции социального обеспечения: – экономическая (достойная жизнь); – социально-реабилитационная (поддержание социального статуса); – демографическая; – политическая (социальная политика). Социальное страхование является составной частью социального обеспечения. Отличительной чертой социального страхования является уплата страховых взносов, за счет которых предоставляются материальные блага. Все виды социального обеспечения можно разделить на две группы: 1) виды социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении (денежные выплаты);
2) виды социального обеспечения, представляемые в натуральном выражении (натуральные виды обеспечения). Виды социального обеспечения, предоставляются в качестве денежных выплат: 1) пенсии; 2) пособия; 3) компенсации (компенсационные выплаты); 4) субсидии (жилищные субсидии); 5) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; 6) ежемесячные денежные выплаты (взамен натуральных льгот); 7) материнский (семейный) капитал; 8) социальные доплаты к пенсиям и другие выплаты. Натуральные виды обеспечения, предоставляются бесплатно или с частичной оплатой: 1) медицинская помощь; 2) лекарственное обеспечение; 3) санаторно-курортное лечение; 4) социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания; 5) специфические услуги, предоставляемые инвалидам (реабилитационные услуги, протезирование, профессиональное обучение, трудоустройство) и другие. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем – по причине отсутствия события (нет воздействия социального риска) как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение. Право социального обеспечения – это совокупность норм, регламентирующие общественные отношения, складывающиеся при реализации прав граждан на социальное обеспечение. Признание в качестве самостоятельной отрасли право произошло в 60-х гг. XX в. Ранее эти отношение регулировались нормами, колхозного права. Источники, система права социального Обеспечения Источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права. В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменением изменяются источники права социального обеспечения. 1. Конституция (ст. 7 (социальное государство), 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46). В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46, 53 и др.) Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
2. Международные источники, содержащие нормы социального обеспечения, их можно классифицировать по органам, их принявшим: ООН, МОТ, документы совета Европы, СНГ, двусторонние договоры. Определяющим было принятие 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека. К первой группе источников также относятся конвенции Международной организации труда, например: – Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962), согласно которой повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития; – Конвенция МОТ № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962) и др. Важную роль в праве социального обеспечения играют рекомендации МОТ например: – Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983). Источниками права социального обеспечения являются и соглашения, заключаемые государствами – членами Содружества Независимых Государств (СНГ). Например, Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (1992). 3. Иные федеральные законы. В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения. Права граждан на тот или иной вид пенсионного обеспечения определяют следующие федеральные законы:
– О страховых пенсиях: федер. закон от 28 января 2013 г. № 400-ФЗ с изм. и доп. от 29 июня 2015 г. // СЗ РФ. 2014. № 2; – О накопительной пенсии: федер. закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 52. Ст. 6989; – О специальной оценке условий труда: федер. закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ с изм. и доп. от 13 июля 2015 г. // СЗ РФ. 2013. № 52. Ст. 6991;
– О трудовых пенсиях в РФ: федер. закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ с изм. и доп. 04 июня 2015 г. // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4920. (с 1 января 2015 года в основном утрачивает силу и будет применяться только в части отдельных положений); – Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федер. закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ с изм. и доп. от 13 июля 2015 г. // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832; – О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федер. закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ с изм. и доп. от 21 июля 2015 г. // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831; – О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей: Закон от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 с изм. и доп. от 04 ноября 2014 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 9. Ст. 328 Федеральные законы, регулирующие обеспечение граждан социальными пособиями и страховыми выплатами: – О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ с изм. и доп. от 06 апреля 2015 г. // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929; – Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федер. закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ с изм. и доп. от 01 декабря 2014 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803; – Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федер. закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ с изм. и доп. от 31 декабря 2014 г. // СЗ РФ. 2007. № 1. Ст. 18; – Другие Федеральные законы, закрепляющие отдельные виды социальных услуг: – Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ с изм. и доп. от 21 июля 2014 г. // СЗ РФ. 2013. № 52. Ст. 7007; – О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ с изм. и доп. от 31 декабря 2014 г. // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880; – О государственной социальной помощи: федер. закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ с изм. и доп. от 21 июля 2014 г. // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699; – Другие Федеральные законы, закрепляющие систему льгот для отдельных категорий граждан: – О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы: Закон РФ от 15 января 1993 г. № 4301-1 с изм. и доп. от 06 апреля 2015 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 7. Ст. 247; – О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы: федер. закон от 9 января 1997 г. № 5-ФЗ с изм. и доп. от 06 апреля 2015 г. // СЗ РФ. 1997. № 3. Ст. 349;
– Другие 4. В соответствии со ст. 72 вопросы социального обеспечения отнесены к совместному ведению. Законы субъектов российской Федерации, как правило, предусматривают дополнительные законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения на территории данного конкретного субъекта Российской Федерации. 5. Подзаконные нормативные акты. Указы президента: – О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами: указ президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 с изм. и доп. от 31 декабря 2014 г. // СЗ РФ. 2007. № 1. Ст. 201; – О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике: указ президента РФ от 8 мая 2014 г. № 311 с изм. и доп. от 29 октября 2014 г. // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2397. Постановление Правительства РФ: – Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий: постановления Правительства РФ от 02 октября 2014 г. № 1015 // СЗ РФ. 2014. № 41. Ст. 5545; – Об утверждении индекса роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за 2014 г.: постановление Правительства РФ от 18 июля 2015 г. № 726 // СЗ РФ. 2015. № 30. Ст. 4602; – Об утверждении методики оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии: постановление Правительства РФ от 02 июня 2015 г. № 531 // СЗ РФ. 2015. № 23. Ст. 3331; – Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2015 г. социальных пенсий: постановление Правительства РФ от 18 марта 2015 г. № 247 // СЗ РФ. 2015. № 13. Ст. 1933; – О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации (вместе с "Положением о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации"): Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 1386 // СЗ РФ. 2014. № 52. Ст. 7774; – О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами (вместе с «Правилами предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами»): постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 г. № 1048 // СЗ РФ. 2014. № 42. Ст. 5754; – Другие 6. Акты министерств и ведомств. Необходимо выделить Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд РФ) – об утверждении Порядка оказания Фондом социального страхования Российской Федерации бесплатной помощи застрахованным лицам: приказ Минтруда России от 31 октября 2014 г. № 848н; – Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2014 N 35394): приказ Минтруда России от 24 ноября 2014 г. № 939н // Российская газета. № 299. 2014. – Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы: приказ Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. № 510 // Российская газета. № 174. 2014; – Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг: приказ Минтруда России от 28 марта 2014 года № 159н // Российская газета. № 131. 2014. 7. Нормативные правовые акты субъектов российской Федерации: – О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае: закон Краснодарского края от 09 июня 2010 г. № 1980-КЗ с изм. и доп. от 06 февраля 2015 года; – О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Краснодарского края: закон Краснодарского края от 03 декабря 2013 года № 2840-КЗ с изм. и доп. от 26.12.2014; – О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края: закон Краснодарского края от 05 октября 2014 года № 3051-КЗ; – Об утверждении Порядка реализации программ в сфере социального обслуживания, в том числе инвестиционных программ: постановление Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 июня 2015 г. № 693; – Об утверждении перечня документов, подтверждающих постоянное проживание гражданина на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в целях оказания социальной поддержки (помощи) и социальных услуг отдельным категориям граждан: постановление Правительства ЯНАО от 23 июля 2015 г. № 680-П; 8. Муниципальные правовые акты. В основном муниципальные правовые акты посвящены отдельным доплатам к пенсиям, пособиям (например, детским), социальному обслуживанию граждан, льготному транспортному обслуживанию, реабилитации инвалидов, медицинской помощи и другим вопросам: – об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающих на территории Можайского муниципального района, за счет средств федерального бюджета»: постановление администрации Можайского муниципального района МО от 29 мая 2012 г. № 1183-П с изм. и доп. от 19 октября 2013 г.; – О порядке установления льгот на посещение организаций культуры: постановление администрации муниципального образования город Армавир от 07 июля 2015 г. № 1849. 8. Особенность отрасли право социального обеспечения локальные акты (нормативные договоры) как источники права. Локальные акты существенно повышают уровень социальной защиты граждан на уровне каждой конкретной организации, поскольку предусматривают дополнительные меры социальной поддержки работающих граждан, членов их семей: – Отраслевое соглашение по организациям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации, между Министерством спорта Российской Федерации и Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации на 2015–2017 гг.; – Об исполнении работодателями Краснодарского края законодательства Российской Федерации о страховых взносах на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование: решение Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 01 июля 2015 г. № 3–1. Общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие цели и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, принципы правового регулирования, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения, виды социальных рисков. Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр. Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом дифференциации условий обеспечения (подинституты). В частности, внутри института трудовых пенсий по старости можно выделить: 1) общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, перерасчет и индексацию трудовых пенсий, процедуру их назначения и выплаты. Действие указанных норм распространяется на все группы лиц, если они не имеют права на получение трудовых пенсий по старости на основании специальных норм; 2) специальные нормы, закрепляющие право на досрочное обеспечение трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда. По мнению многих авторов нормы, регулирующие пенсионные отношения, представляют собой более мощное чем институт образование и называют его продотраслью права социального обеспечения (В. С. Андреев, В. С. Аракчеев). Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.
Предмет права социального обеспечения Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством. Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права. В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения: 1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты); 2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан); 3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|