Василий великий, григорий Богослов, Иоанн Златоуст свв.
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, ИОАНН ЗЛАТОУСТ СВВ. = Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст (вселенские чудотворцы или святители и учители): Арх. г., Майк., 553-555; Минус. о., Путилов, 52; Новг. г., Майк., 530-539. ( 3 упоминания ( Защищают: скот от всех несчастий; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ Василий Великий: Арх. г., Ефим. 2, l66-l68; Вятск. о., Иван., 65. ( 2 упоминания ( Защищает: скот от всех несчастий; младенца от испуга и переполоха. ( Память св. Василия Великого 1 янв., св. Григория Богослова 25 янв., св. Иоанна Златоуста ( ( 407 г. ) 14 сент. и 13 нояб. ( Св. Василий также считался покровителем свиней: он пасет их в духовном стихе (Щапов, 50). На Вологодщине ему молились о поросятах (Адоньева, 11). Св. Иоанну Златоусту молятся находящиеся в отчаянии (Ганченко 1995, 314). ( В белорусском заговоре Василию Русалимскому молятся о свиньях (Роман., 152). МИНА СВ. = Преп. Мина: Смол. г., Попов, 234; св. мученик Мина: б. м., Борис., 203; св. муч. Христов МинаМинуй: Дон, Майк. 91, 136. ( 3 упоминания. ( Одна из функций, вероятно, определена созвучием имени с глаголом " миновать" - в отношении вражеского оружия. ( Защищает: людей от железного оружия. Исцеляет: людей от грыжи. ( Память преподобномученика Мины Египтянина ( ( 306 г. ) 2 нояб. ( Св. Мине молились от глазных болезней (Даль 1880, 105; Ганченко 1995, 179). АНУФРИЙ СВ. = Ануфрий великомуч.: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; святый отец Ану" pei: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 504. ( 2 упоминания. ( Защищает: скот от всех несчастий. Исцеляет: людей от кровотечения из ран. ( В заговоре от крови мотив барана, зарезанного святым без крови и раны.
( Память преп. Онуфрия Великого ( ( ок. 400 г. ) 12 июня. По поводу текста, опубликованного Срезневским, Е. Елеонская (1994, 119) писала: " В этом коротком заговоре упоминается св. отец Ануфрей, имя редкое, которое невольно останавливает внимание. В заговорах весьма нередки случаи, когда имя местного святого вносится в текст, поэтому имена святых иногда могут служить для топографических приурочений. Имя " св. отца Ануфреа" встречается в духовном завещании преподобного Евфросина Псковского (XV в. ), упоминающего постоянно " дом свв. оо. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного отца нашего Ануфреа". Возможно, что и заговор от крови с этим именем прошел псковский район и вобрал в себя имя местного уважаемого святого". Впрочем, на наш взгляд, скорее имеется в виду все же преп. Онуфрий Великий. ( Преп. Онуфрию Великому молятся о сохранении от внезапной смерти (Ганченко 1995, 262). ( Ср. также: " лясной цар Оноприй" в белорусском заговоре (Роман., 3) и украинский духовный стих " Преподобному Онопрею", приведенный Чубинским (1872, 176). БОРИС И ГЛЕБ СВВ. = Борис и Глеб, св. страстотерпцы: Олон. г., Срезн. 13, 510, 512. ( 2 упоминания. ( Защищают: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от деревянного оружия. ( В первой функции мотив отстреливания порчи, а также окружения железным тыном; во второй " стерегут и берегут небо и землю и тайну человеческую". ( Память мучеников князей Бориса и Глеба 24 июля. Они осмысливались как покровители Руси, предводительствующие небесным воинством, выступающим на ее защиту от врага. ВЛАДИМЕР КНЯЗЬ = Батюшка Владимер: Амур, Азад., 08; Володимер князь: б. м., Сах., 26. ( 2 упоминания. ( Защищает: от любого оружия. Исцеляет: людей от усовей (воспаление внутренних органов, колотье, в том числе в ушах; ср. также злое мифологическое существо усов в сербских заговорах: Раденкови( 1982, 396).
( В его тереме хранится сбруя Новгородских® богатырей для ратного человека, идущего на войну. ( Память св. равноапост. кн. Владимира 15 июля. ( Ср. в украинских заговорах " мiсяць Володимер" (Потебня 1860, 36) и Владымыр (Чубинский 1872, 92) в связи с названиями месяца типа пол. ksiezyc, соотносящими его с понятием князя. ИВАН УРОДЛИВЫЙ (УРОШЛИВЫЙ) СВ. = Иван Уродливый: Волог. г., Срезн. 03, 148; Иван Урошливый Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 1312. ( 2 упоминания. ( Вероятно, второе определение возникло под влиянием слов " уроки" ('сглаз'), " урошный". ( Защищает: людей от начальства. Исцеляет: людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др. ( Во второй функции мотив трех святых, отстреливающих из луков уроки и т. п.. ( Возможно, имеется в виду Иоанн юродивый, московский предсказатель, враг Б. Годунова ( ( 1589, память 3 июля). Известен также Иоанн юродивый Устюжский - память 29 мая. ИОАНН ПОСТНИК СВ. = Иоанн Постник: Перм. г., Майк., 498; Иван-поститель: Вятск. о., Лобан., 14 (то же: Иван., 87). ( 2 упоминания. ( Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр. Исцеляет: от родимчика (детская болезнь). ( Мотив железного тына. ( Память св. Иоанна Постника, архиепископа Цареградского 2 сент. Известен также Иоанн постник печерский - 7 дек. ИУСТИНИЯ СВ. = Св. Иустиния: б. м., Забыл., 344-348. ( 2 упоминания. ( Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр. Исцеляет: людей от 12 нечистых духов. ( Память мученицы Иустины 2 октября. Упомянута вместе со священномуч. Киприаном®, который, согласно житию, будучи до крещения магом, пытался приворожить одному юноше ее любовь. " Испытав посрамление диавольских козней знамением крестным, он принял св. крещение... " (Ганченко 1995, 153). Этим сюжетом, видимо, объясняются функции святой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|