Прасковия св. Флор и лавр свв. Модест св. Димитрий солунский св. . Зосима и савватий свв.
ПРАСКОВИЯ СВ. = Прасковия Пятница: б. м., Забыл., 357; Пятница-Параскева (современная каноническая форма): Калуж. г., Афан. 14, 98; Параскева Пятница: б. м., Зенб., 1; Праскева, нареченная Пятница: ркп. из Новг., Майк., 530-539; Прасковья-великомученица: Вятск. о., Лобан., 14 (то же: Иван., 87); Пятница нареченная: Минус. о., Путилов, 52. Старой великорусской канонической формы Парасковия не обнаружено. ( 6 упоминаний + 1 раз Пятница. ( Помогает " без скорби и болезни окончить жатву"; дает скорое замужество. Защищает: жниц от колдунов, чужого магического воздействия, " всякой злой напасти и черной немочи"; нетленной ризой от оружия, свинца, железа; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от всех несчастий. Исцеляет: детей от родимчика (детская болезнь) и всех болезней; от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц. ( Память мученицы Параскевы (Пятницы) 28 окт. Само имя ее значит в переводе 'пятница' - согласно житию, она " родилась в этот день, посвященный воспоминанию страстей Господних и чтившийся особенно ее родителями" (Ганченко 1995, 170). ( В народном двоеверном мировоззрении покровительствует женским работам (преимущественно прядению и ткачеству); с ней связаны ритуальные запреты на эти работы в " женские" дни недели - среду и особенно пятницу: считалось, что она ходит по свету, исколотая веретенами нерадивых прях. Другой вариант мотивировки запрета - опасение засорить кострицей глаза мертвым предкам. Об этом (а также о запрете женских работ в среду и пятницу в записанном в Полесье духовном стихе о трудничке и Пятнице) см.: Никитина 1993, 53; а о глазах и зрении покойников - Толстой 1995б. Параскеве-Пятнице молятся об исцелении детей (Ганченко 1995, 170).
ФЛОР И ЛАВР СВВ. = Флор и Лавр: Смол. г., Добр., 209; б. м., Майк., 492, 534; єлор и Лавр: ркп. из Костр. г., Вин. 1, 53-56; батюшки Флоры и Лавры: Волог. г., Шерем., 49; Флора и Лавр: б. м., Забыл., 387; Флор и Лавер: ркп. XVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 496, 512; Фрол и Лавр: ркп. из Новг., Майк., 530-539; б. м., Зенб., 5; Фрол и Лавер: Волог. г., Майк., 528; Тобольск. г., Город., 52; батюшка Фрол-Лавер, конский пастырь: To6. г, Город., 43; Фрёл и Лавёр: Амур, Азад., 011 (ср. Фрёл-орел®); Хрол и Лавёр, св. мученики и чудотворцы великие: Смол. г., Добр., 209. ( 15 упоминаний. ( Имена зафиксированы в канонической, совпадающей с ней литературной и разговорной формах. ( Помогают: улучшить урожай овса. Защищают: скот от всех несчастий (преобладает); лошадей от медведей, волков и пр. Исцеляют: людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др. (мотив отстреливания и железного тына); скот от всех болезней; лошадейот всех болезней; скот от ногтя (затвердение века, возможно, судороги). Иногда воспринимаются как один персонаж. ( Память муч. Флора и Лавра ( ( во II веке) 18 авг. - " лошадиный праздник" (Ермолов 1905, 423). Как и другие парные мифологизированные фигуры, соотносятся с персонажами " близнечных" культов. ( В духовном стихе Хлор и Лавер пасут лошадей (Щапов 1863, 49); по " Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны... ", избавляют от конского падежа (там же, 64; Ганченко 1995, 302). Им сопутствует стойкая слава конских покровителей. МОДЕСТ СВ. = Св. Модест: Арх. г., Ефим. 2, 174-175; б. м., Майк., 534; Модест угодник: Волог. г., Попов, 229; Мадест: Смол. г., Добр., 209; священномученик Медост: Волог. г., Шерем., 51-53; святой мученик и чудотворец великий Медост: б. м., Забыл., 387; Медостий Иерусалимский: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; Медосий: Арх. о., Ив., 17, 45 (то же: Сав., 173; Песк., 175); МГУ-74, ФЭ-10: 1346; Карелия, МГУ-60, ФЭ-03: 8642 (см. Власий®). ( 10 упоминаний. ( Форма Мадест является, видимо, отражением аканья. Медост, Медосий - варианты имени Модест
( Помогает: сделать, чтобы корова отдавала молоко. Защищает: скот от всех несчастий; скот от медведей, волков и пр. Исцеляет: людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; людей от боли в ушах; скот от всех болезней; скот от ногтя (затвердение века, возможно, судороги). ( Память св. Модеста архиепископа Иерусалимского ( ( 633 или 634 г. ) 18 дек. В византийской традиции он считался покровителем стад. " В житии его повествуется, что он воскресил животных, умерших от напоения их водою, отравленною змеем по навету диавольскому" (Алмазов 1904, 47). ( Ему молятся об избавлении от скотского падежа (Ганченко 1995, 203). На Вологодщине " Власью-Медосью молятся, чтобы коровы лучше жили" (Адоньева, 11). ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ СВ. = Св. Димитрий Солунский: Костр. г., Вин. 1, 38-39; святый государь Димитрий Силунский: ркп. из Астрахани, Майк., 560-561; св. Дмитрей Селунский: Арх. г., Ефим. 2, 188; Дмитреi Селџнски(: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 510; св. Димитрий: Смол. г., Попов, 227; Елеон., 48; св. страстотерпец Дмитрий: б. м., Щапов, 55. ( 7 упоминаний. ( Имя встретилось в каноническом, литературном и разговорных вариантах. ( Помогает: в охоте; в охоте на лис, горностаев и другого пушного зверя (завлекает зверей в ловушки). Защищает: от любого оружия ; людей от железного оружия; людей от стрел из луков; людей от деревянного оружия. Исцеляет: людей от всех болезней. ( Память великомуч. Димитрия Солунского ( ( 306 г. ) - 26 окт. ( " Ему молятся о даровании прозрения и о помощи при нашествии врагов" (Ганченко 1995, 167). ЗОСИМА И САВВАТИЙ СВВ. = Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы: ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; Тульск. г., Майк., 747; угодники многомилостивые Зосима и Савватий Соловецкие: Волог. г., Попов, 229; Зосима и Сават±й, Соловецкие чудотворцы: Вятск. г., Майк., 540-541; преп. отцы и Зосим и Савватий Соловецкие: Волог. г., Шерем., 51-53; Изосим и Савватий, Соловецкие чудотворцы: б. м., Щапов, 52-54; Изосим и Савватий Соловецкие: Перм. г., Майк., 498; угодники Божии Изосим и Савватий: Карелия, МГУ-59, ФЭ-03: 4549-4550; Изосим и Савватий: Костр. г., Вин. 2, 77; Изосим и Саватий: б. м., Забыл., 357; Изосима и Саватель: Арх. о., МГУ-59, ФЭ-03: 2815. ( 11 упоминаний.
(( Имя Зосима встречается в канонической и разговорной формах, причем обе объясняются из греческого: -fF4: @H и -TF4: ђH - см.: Успенский 1969, 125-126. Имя Савватий - и в современной канонической, и в литературной (Саватий), и в старой великорусской канонической (Савватей), и в разговорных формах. ( Помогают: в охоте. Защищают: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр. (мотив железного тына); скот от всех несчастий; пчел от всех опасностей (преобладает). Исцеляют: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др. (иногда - мотив отстреливания из лука). ( Преп. Зосима - игумен Соловецкого монастыря и его основатель, ( 1478, память 17 апр. и 8 авг. Преп. Савватий Соловецкий (в 1429 г. водрузил крест на Соловках), ( 1435 (или 1462), память 8 авг. и 27 сент. Всенародно почитались как покровители пчеловодства (в Соловецком монастыре в условиях Севера разводились пчелы, которых, согласно преданию, первым развел Зосима). ( В духовном стихе Зосим Соловецкий пасет пчел (Щапов 1863, 50). По народным представлениям, Зосима и Савватий помогают возвратить пропавших лошадей (там же, 68). ( В украинских заговорах св. Зосима также выступает в качестве покровителя пчеловодства (Еф., 70), помогает от 12 лихорадок (Иванов 1885, 739). ( Говоря о литовском боге медоваров, бортников, пивоваров, винокуров Ragutius'е, Т. Нарбутт замечает со ссылкой на хрониста Ласицкого, что " русины поклонялись этому богу под именем Зосим" (Narbutt 1835, 15).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|