Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические расстройства. Мы сегодня расскажем вам об общих расстройствах психологического развития (F84) (Слайд 3). Детский аутизм, синдром Каннера (F84.0) (Слайд 4)




Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

Филиал ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

в городе Воткинске

Кафедра педагогики и социальных технологий

 

Доклад

 

 

По дисциплине: «Специальная психология»

На тему: «Психологические расстройства»

 

 

Работу выполнили:

Студенты гр. ЗУ-Вт-440302-31(к)

Ермолаева Т. Ю. ____________(подпись)

Бабушкин А. В. _____________(подпись)

 

Проверил:

преподаватель

Закирова Г. М. ____________________(подпись)

 

 

Воткинск-2021

Психологические расстройства

Психические расстройства и расстройства поведения описываются в разделе V Международной классификации болезней 10-го пересмотра, разработанного Всемирной организацией здравоохранения (в России эта классификация принята с 1997 года). (Слайд 2).

Психические расстройства и расстройства поведения в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра:

•  F00—F09 — Органические, включая симптоматические психические расстройства

•  F10—F19 — Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ

•  F20—F29 — Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

•  F30—F39 — Расстройства настроения (аффективные расстройства)

•  F40—F48 — Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

•  F50—F59 — Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

•  F60—F69 — Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте

•  F70—F79 — Умственная отсталость

•  F80—F89 — Расстройства психического развития

•  F90—F98 — Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

•  F99 — Психическое расстройство без дополнительных уточнений

Мы сегодня расскажем вам об общих расстройствах психологического развития (F84) (Слайд 3)

Диагноз с кодом F84 включает 8 уточняющих диагнозов (подрубрик МКБ-10):

• F84. 0 — Детский аутизм

• F84. 1 — Атипичный аутизм

• F84. 2 — Синдром Ретта

• F84. 3 — Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

• F84. 4 — Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

• F84. 5 — Синдром Аспергера

• F84. 8 — Другие общие расстройства развития

• F84. 9 — Общее расстройство развития неуточненное

Детский аутизм, синдром Каннера (F84. 0) (Слайд 4)

Синдром раннего детского аутизма впервые был описан в 1943 году американским детским психиатром Лео Каннером.

Классический детский аутизм – синдром Каннера (СК) проявляется с рождения в из-за неполного и неравномерного созревания высших психических функций, неспособности к формированию общения и характеризуется наличием «триады» основных областей нарушений: недостатком социального взаимодействия (отрешенностью, отторжением, скудностью зрительного контакта, отсутствием адекватных реакций на эмоции других людей), недостатком взаимной коммуникации, а также наличием стереотипных регрессивных форм поведения (слайд 5).

Клинические проявления:

1) Невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни. В грудном возрасте отсутствует “комплекс оживления” при контакте с матерью (ребенок не реагирует на ее уход, приход, пассивен или негативен к ней). Иногда отмечается симбиоз – ребенок не расстается с матерью, но не проявляет к ней ласки.

2) Аутизм – “уход в себя”, проявляется в виде самоизоляции с неспособностью к установлению контакта с окружающими (т. е. контакты с окружающими снижены или отсутствуют):

· - ребенок погружен в свой внутренний мир;

· - смотрит “мимо” детей, играет “около”;

· - не отвечает на обращенные к нему вопросы;

· - речь нередко обращена в пространство, ответы носят характер непосредственных и отставленных эхолалий (“граммофонная или попугайная речь” по Каннеру);

· - нередко называет себя во 2-м или 3-ем лице (отмечается задержка развития личного местоимения “Я”).

3) Отсутствует адекватное эмоциональное реагирование (холодны, отчуждены с близкими).

4) Внешне это обычно красивые дети с “задумчивым, сонным, отрешенным” лицом (“лицо принца” по Каннеру) - настороженно-напряженным и недовольным в присутствии людей и удовлетворенным при их уходе. (Слайд 6)

5) Отгороженность от внешнего мира с игнорированием любых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными. Также отмечается слабость эмоционального резонанса к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Т. е. окружающая среда для них является источником эмоционального дискомфорта и как следствие – боязливости, страха (боятся шума воды, ветра, бытовых приборов).

6) Для аутичных детей типичен “феномен тождества” - стремление поддерживать и сохранять неизменность окружающей обстановки. (еда, одежда, маршруты прогулок и т. д. ), а также непереносимость взгляда в глаза - человеческое лицо оказывается для аутичного ребенка до болезненности избыточно изменчивым.

7) При аутизме отсутствует поведенческая ориентировка на людей, отмечается неспособность отличить их от неодушевленных предметов. Аутичный ребенок относится к людям как вещам, “ходит мимо людей”, “смотрит сквозь людей”, не реагирует на обращение и обычно ведет себя с людьми как с неодушевленными носителями интересующих его свойств, что может вводить в заблуждение родителей, приписывающих его внимание себе.

8) Физический контакт, если и случается, носит неуклюжий и очень манипулятивный характер, нередко производя формальное впечатление агрессии: ребенок может наступить на голову другому ребенку или обнять за голову так, что тот не может дышать.

9) Аутичный ребенок не только не участвует в детских играх, но и в своей одинокой игре не обнаруживает коммуникативных тенденций, его игра носит стереотипный, монотонный характер(перекладывание предмета, включение-выключение света). Отмечается овладевающее пристрастие к играм с песком, водой.

10) Речь не используется или используется крайне ограниченно, обычно спонтанна, ограничивается непосредственными эхолалиями, неспособностью к диалогу.

11) Даже к 5-6 годам большинство детей называют себя по имени или во 2-ом или 3-ем лице, не используя слово “Я”.

12) Для детей, страдающих аутизмом типична недостаточность моторики – движения угловатые, неловкие, нередко с трудом осваиваются простые навыки самообслуживания.

13) Клиническое проявление симптоматики обычно происходит в 2-3 года, когда нарушения становятся достаточно явными.

При сборе анамнеза нередко удается выяснить, что уже на первом году ребенок слабо реагировал на людей, не принимал позу готовности при взятии на руки, а взятый - был необычно пассивен (“как мешочек с песком”), боялся бытовых шумов (пылесоса, кофемолки и т. д. ), не привыкая к ним со временем, обнаруживал необычайную избирательность в еде, отказываясь от пищи определенного вида или цвета.

Обучение:

Коррекционных школ исключительно для таких детей не существует. Обычно их отправляют туда, где учатся дети с интеллектуальными нарушениями (ИН) или задержкой психического развития (ЗПР) или в так называемую «речевую школу».

Общеобразовательные школы - здесь может быть два варианта:

· обычный класс, который приравняют к инклюзивному;

· коррекционный класс в обычной школе, что называют интеграцией.

В инклюзивном классе ребёнок с РАС будет учиться наравне с детьми с нормой. Обычно такой вариант выбирают для ребёнка с нормой интеллекта и речи. В интегративном классе могут учиться дети с разными нарушениями или все только с РАС. Соответственно, у них своя программа и образовательный маршрут.

Обычные школы могут быть государственными и частными, это не имеет значения. В школе может быть организована ресурсная зона — это место, куда может прийти ребёнок с РАС, чтобы отдохнуть от социального контакта. Там может быть сухой бассейн, ковры, диваны, подушки, «дождик», свисающий с потолка. Альтернативным вариантом может стать надомное обучение, то есть формат, когда к ребёнку домой приходят педагоги из школы.

Онлайн-школы - Здесь может быть два варианта:

· ребёнок учится в онлайн-школе, которая функционирует как обычная;

· ребёнок числится на семейном обучении, но учится в онлайн-школе.

Преимущества:

· не нужно сидеть в одном классе с тридцатью детьми;

· можно поставить на паузу запись, когда нужно сделать перерыв;

· дома привычная обстановка.

Распространенность синдрома Каннера 2: 10 000 детского населения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...