Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Систематизация уголовного права в Австралии

Помимо удачного опыта по уголовно-правовой кодификации в отдельных колониях Британской империи (Индии, Канаде, Египте, Цейлоне), на австралийцев оказывали влияние результаты систематизации уголовного права в соседних странах, в частности, голландских колоний в Индонезии, где в 1866 г. был введен УК для европейцев, составленный на основе действовавшего в Голландии УК, а в 1872 г. были приняты новый УК и Общий полицейский регламент для местного населения.

Изменения в системе источников уголовного права Австралии были обусловлены рядом социально-экономических причин, эволюцией формы австралийского государства (от сообщества колоний к федерации со статусом доминиона и позднее полностью независимого государства) и особенностями законодательной деятельности органов власти. К середине XIX в. в австралийских колониях появились необходимые предпосылки для реализации обозначившейся тенденции к отраслевой систематизации и структуризации уголовно-правового материала.

На фоне особенностей социально-экономического и политического развития Австралии, с одной стороны, наметились свойственные большинству западных государств того периода отношения административной инкорпорации, унитаризма, а с другой, – возникла потребность в соответствующей правовой защищенности субъектов новых, капиталистических отношений, в более эффективном регулировании усложняющейся социально-политической структуры австралийских колоний, в обеспечении строгого правопорядка и придании закону ясной и простой формы выражения, так как предшествовавшая деятельность органов колониального управления и судов вызвала беспрецедентную противоречивость и запутанность колониального права Австралии. В качестве предпосылок систематизации уголовного права в австралийских колониях выступили следующие факторы: множественность (партикуляризм) и неупорядоченность источников уголовного права, нехватка профессионально подготовленных юристов и судей, отсутствие специальной научной литературы по проблемам уголовного права, успешное реформирование уголовного права в метрополии и других британских колониях.

В узком, юридико-техническом смысле систематизация уголовного права в большинстве австралийских колоний осуществлялась, с одной стороны, в форме официального опубликования актов правотворчества, размещаемых в хронологическом порядке с соответствующей маркировкой («первичная инкорпорация»), а с другой, - в форме целенаправленного упорядочения источников права (ревизия, консолидация и кодификации статутного и общего права).

«Первичная инкорпорация» началась с публикации законодательного материала в правительственных изданиях («Sydney Gazette», «Sydney Herald», «The Australian») и выпуска частных собраний местного статутного материала (privately-sponsored collections of statutes). Самым известным примером и первым опытом подобной неофициальной инкорпорации в колонии Новый Южный Уэльс является коллекция статутов Каллагана 1824 – 1837 гг. и первый комментированный сборник актов местного парламента под редакцией Р. Донели – «Digest of Acts of Council» 1841 г.

Вторым этапом систематизации права в австралийских колониях стало проведение официальной инкорпорации и ревизии существующего местного права путем исключения из ранее действовавших собраний статутов всех нормативных актов, полностью или частично отмененных последующими актами, изменения преамбулы к ранее принятым актам, пересмотра даты вступления в силу актов, перекрытых новым законодательством, и т.п. Так, в Новом Южном Уэльсе были изданы первые «ревизованные собрания актов», официальные сборники статутов, пересмотренных в целях практического использования, а с 1860-х гг. стали издаваться специальные законы о ревизии «статутного права» (Statute Law Revision Acts). В частности, около 700 устаревших статутов Нового Южного Уэльса были аннулированы, другие – «инвентаризированы», освобождены от устаревших формулировок, пересмотрены с учетом всех изменений и частично консолидированы. В это же время в колонии Квинсленд появился специальный сборник сопоставленных статутов, отражавший новый, более прогрессивный подход к изложению (внутреннему расположению) законодательного материала – не в хронологическом, а в алфавитном порядке.

Третьим этапом процесса упорядочения колониального права и одной из важных форм систематизации стала консолидация – объединение статутного права по предметному признаку с обязательным исключением повторений и противоречий между отдельными элементами консолидированного акта, но первоначально, как правило, без систематизации норм «общего права». Как справедливо отмечает австралийский правовед А.С. Кэстлс, консолидация права в англосаксонской правовой системе предполагает «модернизацию и инкорпорацию в смысле объединения всего массива правового материала по отдельным предметным блокам – консолидированным статутам». 

Необходимость дальнейшего упорядочения правового материала была обусловлена не только формально-юридическими причинами, но и усилением освободительного и федеративного движения в Австралии во второй половине XIX в. В это время австралийские колонии получили самоуправление, их автономия была оформлена специальными конституционными актами британского парламента, губернатор Нового Южного Уэльса получил статус генерал-губернатора с полномочиями созыва общенациональной Палаты делегатов (предполагавшегося органа австралийской конфедерации). Но вплоть до конца 1870-х гг. экономические интересы, фискальная и таможенная политика австралийских колоний кардинально отличались, особенно в двух самых крупных колониях Новый Южный Уэльс и Виктория, что хотя и препятствовало быстрому образованию союзного государства, но все же не помешало обмену опытом в деле систематизации уголовного права.

В колонии Новый Южный Уэльс реформа уголовного права началась уже в 1830 – 40-е гг. с изменения системы наказаний по аналогии с преобразованиями в метрополии (отмена смертной казни, замена уголовной ссылки другими видами наказания). Следующий этап уголовно-правовой реформы был связан с учреждением в 1870 г. особой Комиссии Нового Южного Уэльса по ревизии права, в задачи которой входили «анализ действующего статутного права, подготовка предложений по его ревизии, консолидации и изменению, а также по преодолению неудобств, проистекающих от разделения судов общего права и справедливости». В марте 1871 г. по инициативе председателя Комиссии А. Стифена, вдохновленного успехами его дяди Дж.Ф. Стифена в деле реформы английского права, был подготовлен специальный доклад по уголовно-правовым проблемам, к которому прилагался законопроект о консолидации более сотни уголовных статутов колонии (Royal Commission of New South Wales. On Consolidation of the Criminal Law. Report and Draft Bill). Половина статей этого билля (226 ст.) основывались на положениях консолидированных уголовных законов Англии 1861 г. Но лишь спустя 20 лет благодаря усилиям того же А. Стифена, ставшего Главным судьей колонии, и известного парламентария А. Оливера удалось убедить местный парламент принять данный билль за основу и издать консолидированный Закон по уголовному праву Нового Южного Уэльса 1883 г.

В колонии Южная Австралия одним из результатов консолидации всего законодательства стала подготовка и издание в 1860-е гг. сводного закона по уголовному праву. В колонии Западная Австралия также был принят Ордонанс о консолидации уголовного права 1865 г., а на его основе были изданы пять консолидированных статутов по отдельным преступлениям (о краже, повреждении вещей, подлоге, монетных преступлениях и преступлениях против личности: Larceny Act (24 & 25 V., c.96); Malicious Damage Act (24 & 25 V., c.97); Forgery Act (24 & 25 V., c.98); Coinage Offences Act (24 & 25 V., c.99) и Offences against the Person Act (24 & 25 V., c.100) и отдельно закон по вопросам Общей части уголовного права (в частности, об институте соучастия в преступлении): Accessories and Abettors Act (24 & 25 V., c.94).

В колониях Виктория, Квинсленд и частично Новый Южный Уэльс, в отличие от других австралийских колоний, проводилась многоэтапная реформа всего статутного и «общего права» и частичная кодификация уголовного права.

Так, в колонии Виктория первоначально были разработаны десятки законопроектов по отраслевой консолидации, а также консолидированный Закон об уголовном праве и процессе 1864 г. Главными вдохновителями этих процессов были главный судья местного Верховного Суда Дж. Хигинботам и декан факультета права Мельбурнского университета, депутат местного парламента У. Хэрн. Так, Дж. Хигинботам считал консолидацию колониального права первым необходимым шагом на пути к всеобщей кодификации права Виктории, итогом которой должны были стать несколько «тотальных кодексов», заменяющих множество статутов и судебных решений. У. Херн представил в 1884 г. местному парламенту законопроект по консолидации всего материального, в том числе уголовного, права (Substantive Law Consolidation Bill), который однако не получил одобрения.

Парламент колонии Квинсленд принял Закон о консолидации законов колонии 1867 г., а затем стал издавать различные компиляции статутного права по вопросам уголовного права, которые описывались как «консолидированные акты», будучи по своей природе формой инкорпорации (например, Cattle Stealing Prevention Act, 1853; Justices Act, 1886; Criminal Law Amendment Act, 1892).

В Новом Южном Уэльсе первый консолидированный Закон об изменении уголовного права 1883 г. частично кодифицировал отдельные нормы «общего права». Он состоял из 11 глав, первые шесть из которых были посвящены отдельным составам преступлений, своего рода Особенная часть (преступления против личности, кража, причинение ущерба собственности, подлог, монетные преступления, лжесвидетельство), седьмая глава представляла собой мини-Общую часть (институт соучастия), остальные главы регламентировали процессуальные и иные вопросы.

Четвертым этапом систематизации права стала кодификация статутного и «общего права» в отдельных колониях. Австралийские колонии включились в общеимперское движение за кодификацию уголовного права в 1880-е гг., что было обусловлено также рядом экономических, политических и социально-психологических причин. Новые экономические (капиталистические) отношения вызвали необходимость в создании внутреннего общеавстралийского рынка, преодоления последствий серьезного экономического кризиса и депрессии начала 90-х гг. XIX в. Стабилизация правовой политики и формирование единого правового пространства постепенно федерировавшегося нового государства были необходимы и в связи с ранним образованием австралийских тред-юнионов и переходом их к политической борьбе после стачек 1890-х гг. под руководством крепнувшей лейбористской партии. Обретавшие чувство национального единства австралийцы остро нуждались в централизации государства, его конституционном оформлении, унификации права и придании ему логически завершенной формы совокупности кодексов.

Первые попытки кодификации австралийского права были сделаны в колонии Виктория, где в 1885 г. профессор У. Хэрн опубликовал свой трактат – «The Theory of Legal Duties and Rights», содержавший методику осуществления кодификационных работ, а также авторский законопроект под названием «The General Code 1885», «компендиумный и комплексный по своей форме свод материального общего права колонии». Этот Кодекс включал 16 глав (624 ст.), разделенных по предмету правового регулирования (уголовное право, правосудие, деликты, невменяемость, право собственности, вопросы брака и развода, торговое право и др.). Специалистам по прецедентному праву казалось почти нереальным, чтобы многие главы Кодекса могли эффективно применяться, минуя апробацию в длительных судебных тяжбах. В итоге парламент Виктории постановил отложить рассмотрение проекта У. Хэрна и приступить вместо этого ко второму этапу консолидации права Виктории.

Более последовательные шаги по кодификации уголовного права были предприняты в колонии Квинсленд. Идейным вдохновителем уголовно-правовой реформы и кодификационных работ был премьер-министра Квинсленда, впоследствии первый председатель Высокого суда Австралии С. Гриффит, который был автором первого и единственного в истории Квинсленда официального проекта Уголовного кодекса (Code of Criminal Law) 1897 г. Основной целью инициированной им уголовно-правовой реформы было не просто унифицированное переиздание британских и колониальных актов, относящихся к уголовным правонарушениям, но включение в текст Кодекса большинства уголовно-правовых положений общего (прецедентного) права и новых уголовно-правовых принципов и институтов. В процессе его разработки он «специально и довольно подробно изучал все существовавшие британские проекты уголовного кодекса» и, как можно судить из его докладной записки правительству Виктории, использовал в качестве образца Уголовный кодекс североамериканского штата Нью-Йорк 1881 г. и Уголовное уложение Италии 1883 г.

Парламент Квинсленда создал специальную Комиссию для рассмотрения проекта Гриффита, которая в 1899 г. подготовила окончательный законопроект и комментарии к нему. Ставший вскоре УК Квинсленда (Criminal Code Act (1 Edw. VII, No. 14) 1902 г.) он может быть назван кодексом лишь условно, ибо не охватывал полностью всего материального уголовного права колонии (штата), регламентируя по сути лишь наиболее серьезные уголовные правонарушения, не входившие в компетенцию судов суммарной юрисдикции. Однако, УК отличался более ригоричными и четкими формулировками и правовыми конструкциями по сравнению с «общим правом», содержал некоторые новеллы и нормы-дефиниции. Примечательной его особенностью стало также четкое структурирование правового материала, в частности, рельефное выделение институтов Общей части УК: часть I «Введение» (ст. 1–36), регламентировавшая вопросы действия уголовного закона во времени и пространстве, ответственности соучастников, обстоятельств, исключающих ответственность, системы и принципов назначения наказаний, интерпретации терминов; часть VII «Приготовление к преступлению, сговор, соучастники после факта преступления» (ст. 535–545) и отдельные главы части VIII «Судебная процедура» (глава LXIV «Вердикт, судебный приговор»; глава LXVII «Помилование» и др.).

Безусловно, в Квинсленде была применена уникальная в австралийских условиях модель уголовно-правовой реформы, воспринятая в начале ХХ в. в штатах Западная Австралия и Тасмания в ходе разработки местных уголовных кодексов. Кроме того, УК Квинсленда был впоследствии позаимствован в Нигерии, Фиджи, Израиле, Папуа Новой Гвинеи, на Соломоновых островах, в ряде британских колоний и протекторатов в Восточной и Западной Африке.

Объясняя необходимость последовательной систематизации и модернизации уголовного права, королевский солиситор штата Западная Австралия и автор проекта УК Западной Австралии В.Ф. Сэйер отмечал, что большая часть местного уголовного права содержится не в статутах штата, а в имперских статутах и английских уголовных законах, что создает помимо множественности источников дополнительные трудности из-за необходимости ознакомления с их первоначальным содержанием. УК Западной Австралии 1902 г. был введен в действие лишь в 1913 г. в связи с его пересмотром и дополнением на основе Закона о государственной тайне 1905 г., предусматривавшего ряд преступлений, преследуемых в обвинительном порядке. В штате Тасмания последний этап уголовно-правовой реформы завершился лишь в 1924 г. принятием собственного УК.

В еще двух австралийских штатах в начале ХХ в. попытки кодифицировать местное уголовное право не увенчались успехом. Так, в 1902 г. был опубликован проект УК штата Южная Австралия, подготовленный профессором права университета Аделаиды Ф.В. Пенефатером, но отложенный парламентом в ноябре 1904 г. на неопределенное время. В 1905 г. парламент штата Виктория также приступил к рассмотрению проекта УК, который состоял из 544 статей, отличался «большой оригинальностью и скрупулезностью правового регулирования», но также не получил одобрения в местном парламенте.

Уголовно-правовая реформа XIX века в австралийских колониях проходила в условиях постепенного конституирования их политической независимости и возрастающего федеративного движения. Дальнейшая систематизация и унификация уголовного права продолжались уже в рамках штатов как субъектов образованного ими Австралийского Союза. Она отныне зависела от изменений в федеральном уголовном законодательстве и нормотворчестве Высокого суда Австралии.

 


[1] Parliament Papers of House of Commons, 1834, vol. XXVI; 1836, vol. XXXVI; 1837, vol. XXXI; 1839, vol. XIX; 1840, vol. XX; 1841, vol. X; 1843, vol. XIX; 1845, vol. XIV.

[2] В состав канадской федерации входят 10 провинций: Альберта, Британская Колумбия, Квебек, Новая Шотландия, Новый Брансуик, Ньюфаундленд, Манитоба, Онтарио, Остров Принца Эдуарда, Саскачеван и 3 административно-территориальные единицы на севере страны – Северо-Западные территории, территория Юкон и территория Нунавут.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...