7)Пересказ литературных произведений в детском саду.
7)Пересказ литературных произведений в детском саду. СТРУКТУРА ПЕРЕСКАЗА Цель: вызвать интерес к занятию, подготовить детей к восприятию текста. Приемы: краткая вступительная беседа, показ картинки, напоминание о наблюдениях, загадка
Занятия по обучению детей пересказу текстов начинают проводить со 2-ой младшей группы. Структура занятия традиционно включает три части. В первой части необходимо заинтересовать детей темой литературного произведения, подготовить их к эмоциональному восприятию текста. Для этого используется вводная беседа. В такой беседе можно применять обращение к личному опыту детей, связь с литературными произведениями с такими же героями или аналогичным сюжетом, загадки о героях, пословицы или поговорки, отражающие основную идею. Далее следует изложение педагогом текста для пересказа. Во второй (основной) части занятия проводится беседа по содержанию, направленная на подготовку детей к пересказу произведения. В младшей группе после беседы по содержанию можно приступить к совместному пересказу хорошо знакомой детям сказки. Воспитатель начинает рассказывать, а дети заканчивают. Используется прием незаконченного предложения с интонацией завершения. Например: «Посади дед…репку. Выросла репка… большая-пребольшая». После беседы по произведению в средней и старшей группе рекомендуется еще раз рассказать детям текст. Для усиления осознанного восприятия произведения дошкольниками следует перед повторением текста дать детям установку на запоминание: «Послушайте сказку еще раз и постарайтесь запомнить». Затем детям предлагают пересказать текст, здесь важно мотивировать речевую деятельность детей, а так же уточнить вид пересказа. Если в старших группах используется пересказ по частям или по ролям необходимо договориться с детьми кто, какую часть текста пересказывает, или какую роль исполняет. Во время пересказа произведения детьми педагог должен по возможности не прерывать речь ребенка, подсказывать в случае необходимости. Следует формировать культуру слушанья у сверстников и ориентировку на слушателей у рассказчиков. Обычно во время занятия текст пересказывают 2-4 раза, с остальными детьми необходимо обязательно пересказать это произведение в свободное от занятий время в процессе индивидуальной работы в течение одного-двух дней.
В третьей части занятия воспитатель анализирует пересказы детей, при этом обращает внимание на содержание и речевую форму детских высказываний. В старшем дошкольном возрасте к анализу привлекают самих детей. В конце занятия можно провести игру или игровое упражнение на обобщение темы занятия или закрепление речевых умений. Рекомендуется закреплять навыки пересказа у детей в играх-инсценировках и играх-драматизациях по содержанию литературных произведений. 8) Использование художественной литературы вне занятий Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными дидактическими играми вне занятий. Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово более разнообразны, чем на занятиях. При использовании литературных произведений вне занятий решаются следующие задачи: -Выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой, воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умение чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов в воспитании художественного вкуса. -Всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.
Чтение вне занятий дает возможность повторной встречи с книгой. Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала. Повторное чтение дается помимо занятий. Воспитателю надо знать много коротких стихотворений, пословиц, перевертышей, чтобы в любое подходящее время он мог обратиться с ними к детям. В более старшем возрасте систематически расширяется литературный багаж за счет чтения программных и внепрограммных произведений русской и мировой литературы. Дети среднего возраста проявляют интерес к сказкам о животных и волшебным. В старших группах особый интерес представляет чтение книг в течение длительного времени (чтение с продолжением), таких, как " Приключения Незнайки и его друзей" Н. Носова, " Золотой ключик" А. Толстого и др. Помимо занятий возможно планирование чтения с целью натолкнуть детей на игру. Часто дети сами просят педагога почитать. Они любят слушать сказки, приносят любимые книги из дома. Такие просьбы стоит поддерживать. Правда, с содержанием книги следует ознакомиться заранее. М. М. Конина считала, что в течение дня не следует читать детям больше одного раза. Малышам 3 - 4 лет не следует читать больше 10-15 мин, детям в возрасте 5 - 6 лет - больше 25 мин, детям 6 - 7 лет - 30 - 35 мин.
9)Приемы обучения рассказыванию. В обучении рассказыванию применяются специфичные приемы, назначение которых – получить от ребенка связное высказывание, монолог, а не ответ словом, жестом, фразой. Приемы: Образец рассказа – это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме. Применяется образец в случае постановки нового задания, чтобы помочь не умеющему ребенку рассказать. Частичный образец – применяется в процессе закрепления умения рассказывать, если ребенку трудно дается выполнение какого-либо задания, например придумывание начала повествования. Осмысленному отбору речевых форм способствует такой прием, как разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания.
План рассказа – это 2-3 основных вопроса, определяющих содержание и последовательность изложения. Например: На каком этаже комната? Какая она? Что находится в комнате? Кто поддерживает в комнате чистоту? Как ты помогаешь в уборке? Коллективное составление рассказа – преимущество этого приема в том, что в работе активно участвуют все дети, в процессе которой они получают наглядное представление о том, что значит придумать рассказ, постепенно формируется их воображение. Составление рассказа по частям – благодаря этому приему содержание рассказа становится полнее и глубже, кроме того, много детей можно вовлечь в данный процесс. По частям описываются картины, где легко выделить какие-то объекты и не разрушить при этом общего замысла. В комплексе приемов существенное место занимают указания относительно того, каким должен быть рассказ: рассказывать подробно или кратко, обдумать весь рассказ от начала до конца, менять голос, когда говорят разные герои. При обучении некоторым видам рассказывания находит место такой прием, как окончание детьми рассказа, начатого взрослым (по предложенному плану, а затем и без него). Развитию у детей фантазии способствует подсказ вариантов (сюжета, обстоятельств действия). Вопросы в обучении рассказыванию играют второстепенную роль. Их задают в основном после того, как рассказ бывает составлен, для уточнения или дополнения его. Оценка также обучающий прием. Она применяется для того, чтобы ребенок подражал тому, что его похвалили. Итак, приемы обучения рассказыванию достаточно разнообразны и вследствие их комплексного применения ребенок постепенно и с успехом обучится рассказыванию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|