Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТНК и их роль в современной мировой экономике.




Важной тенденцией развития мировой экономики является процесс ее транснационализации. Международные корпорации и финансовые группы играют все большую роль в современных мирохозяйственных связях и формируют мезоуровень МЭО. Активы современных крупнейших корпораций и финансовых групп превышают ВВП многих средних государств (например, Греция, Турция, Израиль, Португалия, Аргентина) и малых государств (например. Тайвань, Дания, Финляндия) мира. Принципиальное отличие финансовых групп от международных корпораций состоит в том, что, во-первых, в корпорациях более тесные административные и экономические связи по сравнению с группами. Во-вторых, в состав современных финансовых групп входят финансовые структуры банковского и небанковского типа. В свою очередь, банковские учреждения, как правило, не интегрированы в качестве дочерних структур в состав промышленных и торговых корпораций, и, наоборот, в составе банковских корпораций в основном не участвуют в виде дочерних подразделений промышленные и торговые фирмы. Наконец, в-третьих, финансовая группа – понятие более широкое, и в ее организационную структуру, как правило, входят несколько промышленных и финансовых корпораций банковского и небанковского типа.

Международные фирмы по происхождению капитала можно условно разделить на три группы.

Многонациональные корпорации (МНК). К ним относятся фирмы, интернациональные как по капиталу, так и по среде их действия, т. е. капитал такой фирмы формируется за счет участия не менее двух стран. К их числу относятся, прежде всего, западноевропейские компании, такие, как англо-голландская «Юнилевер», «Роял-Датч-Шелл».

Крупнейшей в мире МНК является фирма «Филипс»: объем продаж превышает 30 млрд. долл., занято порядка 240 тыс. человек, включает 346 заводов, расположенных в 46 странах.

Ко второй группе международных фирм относятся транснациональные компании (ТНК). Это – фирмы, национальные по капиталу, но интернациональные по сфере действия. К их числу относят, прежде всего, американские и японские фирмы: «Дженерал моторс», «Форд», IBM, «Мицубиси» и др.

К третьей группе можно отнести международные картели, т.е. фирмы, объединяющиеся с целью проведения единой торговой политики. Они договариваются о делении рынка сбыта и об установлении минимальных цен на свою продукцию.

На практике границы между этими формами международных фирм условны, одна переходит в другую. Как показывает анализ зарубежной экономической литературы, часто не делается различий между ТНК и МНК, они используются как синонимы. Но наибольшее распространение получило название ТНК, или «глобальные компании».

Транснациональные компании можно было бы определить как крупные финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения, для которых характерно органичное сочетание производства в стране базирования с широко разветвленной системой функционирования за рубежом

Отличительные особенности ТНК:

- разбросанность капитала по различным странам и регионам;

- сложная диверсифицированная структура деятельности и соответственно управления.

Как правило, ТНК представлены в виде основного ядра и значительного числа дочерних, филиальных и других организаций, находящихся в сфере их контроля.

Фактически ТНК начали свою деятельность с конца XIX в. и претерпели за этот период значительную эволюцию.

ТНК первого поколения действовали, как правило, в границах существовавших тогда колониальных империй (сфер влияния) и были ориентированы прежде всего на выкачивание из них сырьевых ресурсов (колониально-сырьевые ТНК).

ТНК второго поколения активизировались между двумя мировыми войнами, они специализировались, прежде всего, на производстве вооружений (многие из них сохранили свою мощь и после мировой войны).

Начиная с 60-х годов обозначилось третье поколение ТНК, деятельность которых ориентирована на широкое использование достижений НТП для завоевания рынков сбыта (прежде всего, продукции массового потребления), источников сырья, новых сфер приложения капитала путем создания интеграционных объединений. В отличие от «традиционных» ТНК здесь мы имеем дело с ТНК интегрирующего типа.

В 80-е годы деятельность ТНК привела к тому, что были созданы экономические предпосылки формирования действительно международного производства с единым рыночным и информационным пространством, международным рынком капитала, рабочей силы и научно-технических услуг. Таким образом, стали зарождаться глобальные ТНК, т. е. ТНК четвертого поколения. Стратегия этих ТНК характеризуется особым динамизмом и агрессивностью международной экономической деятельности, постоянным совершенствованием как своей структуры, так и форм и направлений производства товаров и услуг. При этом их целью становится завоевание уже не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых позиций в производстве и реализации продукции в мировом масштабе. Глобальные компании действуют во всем мире и на основе единых концепций управления и централизованных структур.

Формированию таких ТНК способствуют следующие факторы:

- при выборе отдельных видов продукции (например, бытовой техники) потребители в любой стране мира ориентируются на единые критерии;

- потребители высоко ценят стандартный уровень качества продукции и ее обслуживания;

- конкуренты не ориентированы на узкие рыночные ниши, а действуют на основе глобальных целей и стратегий;

- массовый выпуск продукции с высоким уровнем стандартизации обеспечивает ощутимую экономию от масштабов производства.

Особую роль в механизме функционирования современных ТНК играют мощные финансовые институты, осуществляющие многомиллиардные операции на международных рынках ценных бумаг, финансирующие гигантские сделки по слиянию с другими компаниями, лизингу, кредитованию и инвестированию в международном масштабе. Важным фактором развертывания процессов транснационализации в мировой экономике становится формирование и развертывание деятельности транснациональных банков (ТНБ).

В дореволюционной России, несмотря на самый высокий в то время уровень концентрации производства и капитала, не было собственных ТНК, не было традиций транснациональной деятельности.

Транснационализация международной экспансии, свойственная ТНК первого поколения, не получила сколько-нибудь существенного развития в российской экономике.

В современных условиях интернационализации хозяйственной жизни и научно-технических достижений, глобализации процессов производства, миграции капиталов, товаров, услуг, рабочей силы и управленческого опыта международные корпорации играют исключительно важную роль в становлении новой современной мировой экономики, где кооперация и специализация связаны с созданием новых общемировых телекоммуникационных связей, постоянным ростом объемов продукции высокой технологии и сопутствующих услуг.

О масштабах деятельности ТНК (МНК) свидетельствует следующее. По данным Всероссийского НИИ ВЭС (2010 г.), в мире насчитывалось 53 тыс. ТНК, имеющих 450 тыс. филиалов. На долю ТНК приходится от ⅓ до ½ мирового производства ВВП и свыше 50% мирового внешнего товарооборота. Примерно 60% ТНК функционирует в сфере обрабатывающей промышленности, 37% - в сфере услуг и 3% - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

По имеющейся оценке, на долю ТНК приходится 80% всего внешнего товарооборота на рынке новых технологий и патентов. О роли ТНК в развитии экономики отдельных стран свидетельствуют следующие данные.

В Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Сингапуре и Швеции ТНК производят более 50% ВВП, в Австралии, Германии, Италии, Франции – более 30%, в Бразилии, Нигерии, США и Тайване – более 40%.

По размерам в роли ТНК выступают, как правило, крупные компании олигополистического типа, но это могут быть и средние и даже небольшие фирмы, особенно венчурные и консалтинговые. Как правило, под ТНК понимается фирма, имеющая 25% своих активов за рубежом. Правда, в целом транснациональный капитал отличается высоким уровнем концентрации.

На долю 5 крупнейших ТНК в автомобильной промышленности приходится 60% мирового производства этой продукции, в производстве персональных компьютеров – 42, средств связи – 40, в сфере страхования – 27% всего объема услуг.

Расширение деятельности ТНК происходит как по горизонтали, так и по вертикали. Действующие в горизонтальном направлении зарубежные филиалы ТНК полностью или частично производят ту же или близко связанную с ассортиментом материнской компании продукцию действуя таким образом, ТНК осуществляют экспансию, т.е. проникновение на зарубежный рынок изнутри, минуя таможенные и нетаможенные барьеры. Имея филиалы в различных странах, ТНК легче приспосабливаются к специфическим условиям национальных рынков. Горизонтальная форма экспансии получила широкое распространение в отраслях легкой и пищевой промышленности.

Вертикальная экспансия ТНК связана с созданием за рубежом филиалов, являющихся поставщиками сырья для материнской компании или покупателями ее продукции. Например, в нефтяной промышленности филиалы добывают нефть, поставляют ее родительской фирме, которая, переработав ее, поставляет готовые нефтепродукты своим филиалам.

Новой чертой процесса транснационализации мировой экономики является процесс создания так называемых альянсов, т.е. соглашений между ТНК о временном прекращении конкуренции в той или иной отрасли, в том или другом регионе, а также заключения договоров о совместной национально-технической политике, о создании новых видов продукции. В настоящее время зарегистрировано 1660 таких альянсов в сфере разработки информационных технологий, 847 – в области биотехнологий, 385 – в сфере микроэлектроники, 198 – в производстве компьютерной техники и т.п.

Контролируя 40-50% мирового рынка, ТНК осуществляют свою экономическую программу, минуя национальные границы, т.е. независимо от политики национального правительства. В качестве хрестоматийного примера может служить тот факт, что во время Второй мировой войны американский химический концерн «Дюпон де Немур» поддерживал коммерческие связи с немецким концерном «Фарбиндастри», хотя США и Германия воевали друг с другом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...