Сущность, формы и роль международной экономической интеграции в развитии мировой экономики.
Интеграционные объединения становятся все более значимой частью мирового хозяйства. Хотя подавляющее большинство из них оказывают пока слабое воздействие на экономику входящих в них стран, есть весьма успешные региональные интеграционные объединения. В теории экономической интеграции в соответствии с подходом американского экономиста Б. Балассы выделяют пять форм экономической интеграции: • зона свободной торговли - объединение стран с целью устранения таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, но с сохранением автономности в проведении внешнеторговой политики в отношении стран-неучастниц. Однако большинство ныне действующих зон свободной торговли идут намного дальше принципа беспошлинной торговли товарами, реализуя гармонизацию нетарифных ограничений, либерализацию торговли услугами, общую инвестиционную политику вплоть до свободного движения капитала и др.; • таможенный союз - группировка стран, в которой устранены барьеры во взаимной торговле и проводится общая внешнеторговая политика на основе общего таможенного тарифа в отношении стран-неучастниц; • общий рынок, или принцип четырех свобод - достижение свободного передвижения товаров, услуг, людей и капитала; • экономический и валютный союз - свободное перемещение четырех факторов; проведение единой экономической и социальном политики, в том числе в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, валютно-финансовой области; введение общей валюты с единой денежно-кредитной политикой, единым эмиссионным центром; • полная интеграция - формирование единого экономического, валютного и политического союза, в том числе проведение общей внешней политики и политики в сфере правосудия и внутренних дел, введение единого гражданства и др.
Таким образом, процесс экономической интеграции представляет собой поступательное движение от низшей формы к более высокой форме экономического взаимодействия. Реализация интеграционных планов предоставляет странам-членам экономические преимущества, в том числе: 1) расширение емкости внутренних рынков стран за счет объединения разрозненных национальных рынков в единый, что стимулирует рост совокупного ВВП объединения; 2) увеличение покупательной способности населения параллельно росту среднедушевых доходов и снижению цен на товары; 3) повышение эффективности и конкурентоспособности производства; 4) «эффект масштаба» производства от углубления специализации; 5) создание более эффективной структуры производства с учетом сравнительных конкурентных преимуществ каждой страны-участницы; 6) повышение инвестиционной привлекательности за счет объединения рынков, свободного перемещения четырех факторов, повышения производительности и роста доходов в каждом государстве; 7) ускорение темпов экономического развития. Помимо преимуществ интеграция также может повлечь за собой издержки для участвующих стран. Одни из основных - сокращение бюджетных поступлений в результате отмены таможенных пошлин (правительства проводят налоговые реформы, которые в итоге приносят большие доходы, чем таможенные пошлины и сборы). Другие интеграционные издержки связаны с изменением внешнеэкономического климата страны и сопутствующими ему краткосрочными издержками регулирования в форме увольнения работников, более рационального размещения отдельных отраслей и предприятий. В целом (что доказано практическим опытом отдельных стран) такие издержки невелики благодаря экономическим преимуществам либерализации, имеющей долгосрочный эффект. Интеграционные издержки могут быть связаны с неравномерным распределением преимуществ между отдельными странами с учетом национальных сравнительных преимуществ. Экономически более развитые страны получают преимущества за счет менее развитых стран-членов. В целях минимизации потерь менее развитыми странами более развитые государства оказывают им содействие в повышении конкурентоспособности экспорто-ориентированных производств и компаний, облегчении доступа товаров и услуг на свои рынки, проводят асимметричную по срокам либерализацию.
В целом экономические преимущества от интеграции перекрывают издержки, сопутствуемые любому интеграционному процессу, что доказано практикой ведущих интеграционных группировок - ЕС и НАФТА Подавляющее большинство стран мира состоит в одном или нескольких региональных интеграционных объединениях. Из 170 реально работающих региональных интеграционных объединений 84% являются зонами свободной торговли, что связано с медленным и трудным процессом торговой и инвестиционной либерализации на многостороннем уровне в рамках ВТО (в том числе в рамках «Дохийского раунда»), сложностями реального сокращения торговых барьеров среди стран с разными уровнями экономического развития. Со второй половины 1990-х гг. растет количество мегарегиональных соглашений о зонах свободной торговли, в том числе с вовлечением стран разных континентов, а также стремление создать общерегиональную зону свободной торговли. В частности, в рамках АТЭС зона свободной торговли может быть создана к 2010 - 2020 гг., есть проект Всеамериканской зоны свободной торговли в составе 34 стран Западного полушария (ФТАА), Восточноазиатского экономического сообщества к 2020 г. в составе 16 стран, Панафриканского экономического сообщества к 2028 г. В настоящее время международные интеграционные объединения действуют в разных частях света. Они имеют место как среди развивающихся стран, так и среди развитых стран. 1. Европейский союз (ЕС). В настоящее время в ЕС входит 25 государств: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания. Германия, Франция, Италия, Испания, Португалия, Греция, Ирландия, Дания, Швеция, Финляндия, Австрия, Чехия, Латвия, Литва, Эстония, Мальта, Кипр, Венгрия, Словакия, Словения, Польша.
2. Европейская ассоциация свободной торговли - ЕАСТ. Входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария. 3. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН. Создана в 1967 г. В нее входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней. Местопребывание - г. Джакарта (Индонезия). 4. Латиноамериканская ассоциация интеграции. Входят: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор. Создана в 1980 г. Местопребывание - г. Монтевидео (Уругвай). 5. Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии - СААРК. Создана в 1985 г. Входят: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивская Республика, Непал, Пакистан, Шри-Ланка. 6. Североамериканская ассоциация свободной торговли - НАФТА. Входят: США, Мексика, Канада. Создана в 1992 г. 7. Таможенный и экономический союз Центральной Африки - ЮДЕАК. Создан в 1964 г. Входят: Габон, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|