Международная торговля: понятие, современное состояние. Формы и методы международной торговли.
В настоящее время большинство товаров либо поступает на рынок через международную торговлю, либо изготовляется с использованием иностранных компонентов. За последние 40 лет мировой товарооборот увеличился в 15 раз, тогда как выпуск продукции увеличился в 6 раз. Этапы развития международной торговли: 1. Примерно 40 лет до начала Первой мировой войны – мировой экспорт вырос в 3 раза. 2. Период между Первой и Второй мировыми войнами – мировой экономический кризис 1929-1933 гг. – объемы мировой торговли практически не увеличились. 3. Период после Второй мировой войны – резкий рост международной торговли более чем в 18 раз. «Золотой век» международной торговли – 1950-1970 гг. – среднегодовой рост составлял 7%. Динамика мирового экспорта – 1990-2000 гг. – среднегодовой показатель роста 6%, 2001 г. – спад на 4%, 2002 г. - рост на 4%, 2003 г. – рост на 16%, 2006 г. – рост на 8,5%, 2007 г. – рост на 6,0%, 2008 г. – рост на 15,4%, 2009 г. – падение на 12%, 2010 г. – рост на 4%, 2011 г. – рост на 7%, 2012 г. – рост на 3%. Международная торговля складывается из двух противоположно направленных потоков – экспорта и импорта товаров, а также сопутствующих им реэкспорта и реимпорта. При оценке масштабов международной торговли различают понятия номинального и реального объема международной торговли. Основные тенденции развития международной торговли: - интеллектуализация; - рост доли высокотехнологичной продукции; - обмен услугами в последние два десятилетия увеличивался втрое быстрее обмена товарами; - расширение торговли патентами и лицензиями; - снижение спроса на сырье и топливо; - концентрация международной торговли в промышленно развитых странах; - усиление разделения труда, специализации и кооперирования и, как следствие, формирование долгосрочных, устойчивых отношений и развитие интеграции.
Факторы ускоренного роста международного товарооборота: - информационная революция; - развитие транспорта и связи; - рост оптимальных размеров предприятий; - рост первоначальных объемов капиталовложений; - вывоз капитала; - развитие интеграционных процессов. Важнейшая особенность современной мировой экономики - относительная дематериализация мирового производства и международного экономического обмена. Это проявляется в следующем: 1. Производство товаров и услуг становится всеменее материало- и энергоемким. 2. Все большее значение приобретают финансово-денежные и организационные факторы и научно-технический потенциал. 3. Возникает международная специализация, основывающаяся на понятии «издержки производства». Динамику международной торговли определяют две группы факторов. Первая группа - факторы, влияющие на общее состояние экономики. К ним относятся: 1) НТР, обновление и расширение основного капитала, создание новых отраслей. 2) Рост экономической мощи ТНК. 3) Соревнование экономических систем. Вторая группа - непосредственные причины роста мировой торговли. К ним относятся: 1) Расширение международной специализации и кооперирования приводит к отказу во внешнеторговой политике от мер импортного протекционизма и к либерализации внешней торговли, отмене количественных ограничений импорта и существенному снижению таможенных пошлин. 2) Либерализация внешнеторговой политики, переход к более открытой экономике сами стали фактором роста международного обмена. 3) Международная интеграция. 4) Выход на мировой рынок стран - бывших колоний в целях получения из промышленно развитых стран машин и оборудования, необходимых для индустриализации. Одновременно с ростом масштабов международной торговли меняется и ее структура – географические сдвиги (изменения в соотношениях между странами и группами стран) и сдвиги в товарной структуре. (см. табл. 1, 2, 3)
Таблица 1 Страновая структура международной торговли (2012 год)
Таблица 2 Страновая структура международной торговли (2013 год)
Таблица 3 Торговые связи
*«Запад» – промышленно развитые страны, «Юг» - развивающиеся страны, «Восток» - страны с переходной экономикой. Основные тенденции в географической структуре международной торговли: - сохранение высокой доли развитых стран - более ¾ - США, Германия, Япония и др.; - концентрация международной торговли внутри группы развитых стран (55%); - географическая диверсификация – расширения числа внешнеторговых партнеров; - повышение доли развивающихся стран (в первую очередь НИС); - снижение доли стран с переходной экономикой (за исключением стран центральной и восточной Европы – членов и кандидатов ЕС). Основные тенденции изменения товарной структуры международной торговли: 1. Существенное увеличение удельного веса промышленной продукции, а в ее составе – продукции высоких технологий. Резкое расширение номенклатуры промышленных товаров. Концентрация ТНК в сферах сложной наукоемкой техники. Сокращение сроков обновления основного капитала.
2. Сокращение удельного веса сырьевых и топливно-энергетических товаров. Переход от ресурсоемкой к инновационной ресурсосберегающей модели экономического развития. Увеличилась степень переработки ресурсов. Развитие перерабатывающей промышленности в местах добычи ресурсов. Активизация разработки странами собственных ресурсов. 3. Сокращение удельного веса товаров аграрно-промышленного комплекса, прежде всего продовольствия. 4. Рост масштабов торговли услугами и результатами интеллектуальной деятельности. (Таблица 4)
Таблица 4. Товарная структура международной торговли, %
*-энергетическое сырье Для развитых стран характерно присутствие во всех товарных сегментах международной торговли. Они сохраняют за собой не только позиции крупнейших поставщиков промышленной продукции, но и крупнейших поставщиков сырья (Канада, Австралия, ЮАР, Великобритания, Норвегия). Для развивающихся стран характерен рост в экспорте удельного веса готовой продукции (особенно для НИСов) как трудоемкой, так и ресурсоемкой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|