Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поворот к консервативному курсу




Л. И. Брежнев

К власти пришли новые молодые политики, сформировавшиеся в годы Великой Отечественной войны. Первым секретарем ЦК КПСС стал Леонид Ильич Брежнев, партийный деятель, до этого занимавший руководящие посты в Молдавии и Казахстане. Он участвовал в организации смещения Н. С. Хрущева. Как человек консервативных взглядов, новый партийный лидер стремился к стабильности общества. Сторонниками консервативного пути развития выступали помимо Брежнева члены Политбюро Михаил Андреевич Суслов, идеолог партии, и Александр Николаевич Шелепин, председатель ВЦСПС. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса Хрущева, отказом от политики десталинизации и реформ.

М. А. Суслов А. Н. Шелепин

Избрание Брежнева первым секретарем многие партийные и государственные деятели расценивали как временное. Выполняя решения Пленума о разделении высших должностей в партии и государстве для предотвращения монополизации высшей власти, пост Председателя Совета министров занял Алексей Николаевич Косыгин, руководивший ранее Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.

А. Н. Косыгин

А.Н. Косыгин и Юрий Владимирович Андропов, секретарь ЦК КПСС, являлись сторонниками продолжения экономических реформ и дальнейшей либерализации общественно-политической жизни. 6 декабря 1964 г. Андропов на страницах газеты "Правда" высказал мысль о необходимости внедрения современных методов руководства экономикой, поощрения демократии, самоуправления в общественной жизни. Весьма сдержанно он предложил ограничить властные полномочия партии, сосредоточить внимание партийных органов на общем политическом руководстве. Андропов был сторонником прекращения гонки вооружений, ставшей тяжелой ношей для советской экономики, расширения экспорта советских товаров на мировой рынок. Однако и Андропов, и Косыгин выступали против радикальных преобразований в обществе. Предложения Андропова не встретили поддержки нового партийного руководства. Он был удален с поста секретаря ЦК партии, заняв в 1967 г. должность Председателя КГБ.

Вопрос о выборе пути дальнейшего развития общества был решен в пользу умеренно-консервативного курса в политике и идеологии. В "хрущевский" период СССР растерял высокие темпы развития из-за экономических и административных преобразований, идеологических экспериментов. Результатом допущенных просчетов стали технологическое отставание СССР от стран Запада в эпоху НТР, спад в темпах прироста экономических показателей, продовольственная проблема. Накопившаяся усталость советского общества от волюнтаристских решений, преобразований, проводимых в "пожарном порядке", превратилась в преграду на пути назревших реформ. Новое руководство страны сделало выбор в пользу стабилизации советской системы, выработало особый, консервативный тип реформирования, получивший в годы перестройки название "застой".

В основу взятого брежневским правительством курса на поддержание стабильности существующих в СССР экономических, социальных и политических отношений легла разработанная в конце 1960-х гг. концепция "развитого социализма ". "Развитой социализм" понимался как обязательный этап на пути продвижения СССР к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Не подвергая сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, концепция ставила задачу решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма - "развитого социализма". Устранению недостатков современного общества должна была способствовать политика "совершенствования" социализма. Новая пропагандистская конструкция позволила Брежневу отказаться от одиозных заявлений Хрущева ("Нынешнее поколение советских людей будут жить при коммунизме", "Догнать и перегнать Америку!"). Одновременно удалось лишить господствующую идеологию конкретного наполнения. Теория "развитого социализма" стала удобным прикрытием безволия нового советского руководства.

Кадр из диафильма "Развитой социализм - закономерная ступень зрелости нового строя"

В общественно-политической жизни 1960-х -1970-х гг. происходил отход от хрущевских преобразований. В конце 1964 г. были объединены промышленные и сельские партийные организации, в 1965 г. - упразднена территориальная система управления народным хозяйством.

Идеологическому свёртыванию "оттепели" способствовал отказ от критики культа личности Сталина. На торжественном заседании в Кремле в связи с 20-летием победы над фашистской Германией Брежнев упомянул Сталина. В канун XXIII съезда КПСС (1966) была сделана попытка исторической реабилитации Сталина. Однако под давлением интеллигенции ("Письмо 25-ти") кампания была свернута, реабилитации Сталина не произошло.

В прессе прекратились критика сталинского режима. К 90-летию со дня рождения Сталина (1969) было издано полное собрание его сочинений. Была ужесточена цензура, усилилась борьба с инакомыслием. Ограничивался доступ к источникам научной информации о сталинском периоде для исследователей.

Характерной чертой брежневской эпохи была социальная и национальная стабильность. В начале 1970-х гг. Брежнев заявил, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен. Было объявлено о формировании новой исторической общности - советского народа. Однако ни равенства республик, ни решения национального вопроса в реальности достичь не удалось. Представители республик призывали к расширению сети школ с преподаванием на родном языке. Оформилось движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Имели место выступления против режима в регионах, например: события на "Пахтакоре" (националистические выступления организованных групп узбекской молодежи в Ташкенте, начавшиеся 4 апреля 1969 г. во время футбольного матча на стадионе "Пахтакор"), массовые волнения в Каунасе в мае 1972 г. (по случаю самосожжения Р. Каланты в знак протеста против русификации Литвы) и др. Руководство страны рассматривало рост национального самосознания народов как проявление местного национализма.

Памятник в в Литве на месте самосожжения Р. Каланты

В 1970-х-начале 1980-х гг. росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях, что создавало иллюзию участия в управлении общественным производством широких масс населения. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС), в составе которых насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих.

Общественные объединения действовали при местных Советах. Однако социальный состав Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллигенции по-прежнему определялись партийными органами.

Негативными чертами советского строя являлись чрезмерная централизации и командно-приказные методы управления. Под контролем КПСС находилась работа всех структур государственной власти в центре и на местах. Важнейшие вопросы развития экономики, форм и методов ее управления решались на съездах партии: XXIV (1970 г.), XXV (1975 г.), XXVI (1980 г.). Значительно возросла численность административного аппарата.

Конституция 1977 г.

В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Накануне проект Основного Закона был опубликован в прессе, обсуждался на предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях. Во всенародном обсуждении проекта Конституции приняло участие свыше 140 млн человек. В разные партийные и государственные инстанции поступило 400 тыс. предложений по доработке проекта, что свидетельствовало об оживлении политической активности населения. В основу новой Конституции легла концепция "развитого социализма". Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа, основой социального строя - общенародная собственность.

Почтовая марка "Конституция 1977 г."

Закреплялась политическая основа государства - Советы. Во главе системы органов государственной власти находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Он принимал и изменял общесоюзную Конституцию, включал в состав Союза новые республики, утверждал государственный бюджет, планы социального и экономического развития. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся его Президиум.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти оставался Совет Министров СССР.

Ядром советской политической системы называлась Коммунистическая партия. Статья 6-я Конституции 1977 г. закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Вместе с тем, деятельность самой КПСС, как общественной организации, опиралась на ее устав, а не Конституцию страны, что создавало правовую коллизию.

Во внешней политике Конституция зафиксировала принцип социалистического интернационализма в отношениях СССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Сохранялись основные положения сталинской Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве.

Продолжая линию развития советского конституционного права к прежним правам граждан Конституция добавила право на бесплатное медицинское обслуживание, право на предоставление бесплатного жилища, право на свободное пользование достояниями культуры, право участвовать в управлении государственными и общественными делами, вносить предложения в государственные органы, свободно критиковать недостатки в их деятельности. Впервые в практике советского конституционного законодательства в новой Конституции был закреплен принцип социалистической законности. Основной закон предусматривал право граждан обжаловать действия любых чиновников, нарушивших гражданские права, через суд.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...